Механизмы коррекционного действия в родительской группе
Механизм коррекционного действия в родительской группе обеспечивается специфическим групповым общением участников и его динамикой, а также тактикой психолога-ведущего.
1. Групповые механизмы коррекционного действия
Все формы межличностных взаимоотношений и взаимодействий в группе, обладающие наиболее выраженным коррекционным потенциалом, можно условно объединить в две основные категории: неспецифические коррекционные механизмы и механизмы направленной психологической коррекции.
А. Неспецифические коррекционные механизмы. Основные неспецифические механизмы, обусловливающие коррекционное воздействие группового процесса, следующие.
1) Принадлежность к группе. Уже сама позиция участника может эффективно воздействовать и вызывать требуемые изменения. Прием в группу, общение в ней заставляет человека почувствовать, что он не один со своими проблемами, что его проблемы не уникальны. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.
2) Эмоциональная поддержка. Имеет большое значение для создания в группе климата психологической безопасности. Это выражается в принятии индивида как личности, отражающемся на самопринятии.
3) Помощь остальным участникам. Человек, приходящий в группу с неуверенностью в себе, начинает ощущать себя необходимым, полезным. Этот фактор помогает преодолеть болезненную сосредоточенность на своих проблемах, повышает чувство сопринадлежности, уверенности и правильной самооценки.
Сопоставление описанных механизмов с задачами психологической коррекции в родительских группах показало, что действие неспецифических коррекционных механизмов дает следующие результаты:
· повышение самоуважения, самопринятия участников;
· повышение чувства уверенности у родителей при взаимодействиях в семье и с ребенком;
· осознание родителями творческой природы процесса воспитания.
Кроме того, действие неспецифических групповых механизмов способствует созданию особой групповой атмосферы, необходимой для развития в группе способности функционировать как единая рабочая единица, что позволяет осуществлять собственно направленную психологическую коррекцию. В качестве примера приведем фрагменты рассказа одного из участников о том, что ему дала группа, и его самоотчеты, позволяющие проследить действие описанных коррекционных механизмов.
Из протокола занятия 10:
Б3. На группу я шел, не зная ничего. Когда я первый раз вошел в дверь, я почувствовал, что снял с себя, как пальто, нечто, с помощью чего воздействуешь на свои чувства, напряжение. В последние полгода у меня было ощущение, что нужно подавлять какое-то свое напряжение. Чтобы сердце дальше работало. Что-то сдавливало внутри — если снять напряжение, это ощущение проходило. Здесь я снял эти страхи. Они пронизывали меня везде. Первые занятия были на грани разрыва сердца. Я этот страх преодолел и дальше стало легче. Я понял, что в переживаниях ничего страшного нет. От каждого получил. Все переживания через меня проходили... А (психолог) придала мне уверенности в себе, и это отражается на детях. На Ване это очень заметно. Если ему сказать уверенным голосом, он сразу слушается.
Б. Механизмы, направленной психологической коррекции. Реализация задач психологической коррекции в родительских группах достигается путем направленного воздействия на основные компоненты личности: эмоциональный, познавательный, поведенческий. В качестве механизмов коррекционного действия в этих сферах целесообразно использовать следующие:
1) Эмоциональное отреагирование.
2) Расширение сферы осознания своей проблематики.
3) Отработка новых приемов и способов поведения.
Приведем описание каждого из перечисленных коррекционных механизмов с выдержками из протокола групповых занятий и самоотчетов участников, иллюстрирующих роль данного механизма в разрешении задач коррекции внутрисемейных отношений.
1) Эмоциональное отреагирование включает свободное выражение собственных эмоций: понимание и раскрытие своих проблем с соответствующими им переживаниями; получение эмоциональной поддержки; эмоциональную коррекцию своих отношений; модификацию способа переживания и эмоционального реагирования.
Эмоциональное отреагирование внутриличностной проблематики.
Из самоотчета одной из участниц (Т) о 5-м занятии:
Т. На занятии были неожиданно сильные переживания в тот момент, когда я рассказывала о матери. Для меня сейчас это уже не так актуально, поскольку все уже пережито, обдумано и выработана соответствующая позиция. Однако когда рассказывала, очень остро переживала. Это было удивительно.
Эмоциональное отреагирование межличностного взаимодействия в семье.
Из протокола занятия 9:
Т. У меня после прошлого занятия была очень сильная реакция, В наших отношениях с Борей (мужем) есть аналогия с Вами (А и Б1). У нас опыт совместной жизни тоже немалый. Хотя Боря — человек эмоционально отзывчивый, я жила все это время, не чувствуя опоры на него. Я какой-то груз несла на себе, привыкла к этому. Не чувствовала, что меня поймут, все эмоции в себе. Группа помогла нашей семье лучше понять друг друга, больше друг на друга полагаться и доверять. С одной стороны, Боря очень изменился и лучше почувствовал меня, с другой стороны, я открыла в нем какие-то стороны, на которые внимания не обращала. На прошлом занятии в том, что Наташа с Исаком рассказывали, было что-то общее, и Боря тут говорил. После занятия мне почему-то хотелось плакать, чем я и занималась. И очень хотелось, чтобы меня пожалел Боря, подошел, приласкал. Раньше у меня тоже были какие-то трудности, но от Бори я, наоборот, закрывалась, замыкалась. А тут он меня пожалел. И я почувствовала, что действительно рядом со мной есть человек, а я почему-то не чувствовала этого. Раньше мне казалось, что в силу особенностей воспитания у него свои представления, у меня свои, и мы не найдем общего языка. А тут у меня это снялось. Я почувствовала, что у меня это снялось. Я почувствовала, что у меня действительно есть сила, опора. Я сама пошла навстречу и почувствовала, что могу снять с себя груз, к которому я привыкла...
Эмоциональное отреагирование особенностей воспитательного подхода к ребенку.
Из протокола занятия 9:
Т. (в разговоре о том, кто как ругает детей). Я на Ваню кричала, и даже била. Это было ужасно (плачет). Потом я поняла, что делать этого ни в коем случае нельзя.
2) Расширение сферы осознания своей проблематики. Сюда входит осознание мотивов своего поведения, своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, более глубоких причин возникновения тех или иных отношений, способов поведения и эмоционального реагирования.
Расширение сферы осознания внутриличностной проблематики.
Из протокола занятия 8:
Б3 (об отношении к женщинам)... У меня до последнего момента очень много неправильного было по отношению к женщинам. И от родителей, и еще один эпизод, на который затем все наложилось. Женщина — я не понимал раньше, как это женщина: выше, ниже. Она ведь не идеал, а человек. Она ведь имеет и свои слабости, и свои плюсы. А раньше я... женщина — это что-то вне обсуждения. (Рассказывает травмирующий эпизод из детства.) ...Я не мог преодолеть барьер телесной близости. Я впадал в меланхолическое состояние, я бросил институт, я ждал чего-то плохого, боялся всего — не нарушил ли я чего-то, не накажут ли меня за что-то — страх. Я не мог удовлетворить свое чувство к любимой девушке. Иногда я напоминал себе душевнобольного. Я понял, что женщина — не идеал, на который нужно молиться.
Расширение сферы осознания межличностного взаимодействия в семье.
Из протокола занятия 10:
Н (об отношениях с мужем). Мне очень много группа дала. Раньше я по-другому смотрела на Исака. Мне казалось, что во всех наших недоразумениях он безусловно неправ.
Ин. Ты искренне считаешь, что ты ошибалась?
Н. Да. Сейчас я по-другому стараюсь смотреть. Людям же видно, что он прав. Со стороны виднее. Колоссальная польза для моей семьи.
Расширение сферы осознания воспитательного подхода к ребенку.
Целесообразно выделить по крайней мере два аспекта этого подхода: 1 — осознание личностных особенностей ребенка; 2 — осознание себя как родителя.
3) Отработка новых приемов и способов поведения включает в себя преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепления новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать адекватному функционированию вне группы; коррекцию своих неадекватных реакций и форм поведения на основе изменений в познавательной и эмоциональной сферах.
а) Преодоление неадекватных личных установок, особенностей поведения.
На занятии 3 один из участников — Б3 — упоминает, что испытывает трудности при необходимости смотреть в глаза людям. Психологом применяется следующий прием. Б3 с женой садятся в центре круга и смотрят друг другу в глаза.
Из протокола занятия 8:
Б3... И еще я стал в глаза смотреть людям, а раньше я в рот смотрел... А насчет «в глаза смотреть» — у меня это с детства. Первое практическое применение... у нас состоялось производственное собрание. Я сказал, что есть предложение. Я сам удивился — раньше я бы никогда не проявил такую инициативу. И все удивились. И для меня было важно, что я вышел на разговор с открытым лицом. И я чувствовал, что во мне внутренняя сила, и я могу говорить, ничего не заминая...
б) Отработка новых приемов и способов поведения в семье.
Работа над взаимоотношениями семейной пары Н — Ис ведется на протяжении целого ряда занятий. На занятиях 5 и 8 ими разыгрываются и обсуждаются группой характерные конфликты: в своих ролях, в роли партнера, отрабатывается поведение в острой ситуации, приемлемое для обоих участников. На занятии 8 обсуждаются вопросы о том, как встречают дома, подчеркивается необходимость упражнений, обучающих здороваться, прощаться.
Из протокола занятия 6:
Ис. Мы с Наташей на этой неделе совсем не конфликтовали. Мы и раньше говорили на эту тему, ничего не помогало. А тут сразу помогло.
Из протокола занятия 10:
А (психолог). Исак, как было последние две недели в семье?
Ис. Хорошо. Были моменты, когда мы подходили к спорным вопросам, но без конфликтов обошлось. Делали упражнения — здоровались по утрам, встречались регулярно. Прекрасно!
в) Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.
В процессе занятий психолог неоднократно подчеркивал необходимость предъявления ребенку требований, адекватных его возрасту, способностям, состоянию; необходимость больше хвалить ребенка и т. п. Кроме того, соответствующие модели поведения демонстрировались ведущим на детских игровых занятиях.
Из протокола занятия 10:
Ин. В отношениях с Катей произошел сдвиг. Если раньше ей было 90% нельзя, то теперь 50% можно...
Из протокола занятия 4:
Л. Я заметила, что с ребенком своим разговаривала, как в группе.
2. Коррекционное действие совместных занятий с детьми
Сильное влияние на коррекционный процесс оказывают совместные занятия родителей с детьми. Один из участников — Ис — делится впечатлениями.
Из протокола занятия 7:
Ис. А на меня очень сильное впечатление произвело занятие на следующий день. Гнетущее впечатление от Нины (дочери). Я ее в первый раз как бы увидел со стороны. Сконцентрированно.
Б3. А дома она так себя не ведет?
Ис. Бывает хуже, но тут сконцентрированно. (Через некоторое время Ис снова возвращается к этой теме.)
Ис... Мне кажется, что ей такое поведение очень мешает. Она из-за него с детьми плохо сходится, неконтактна, пренебрежительно относится ко всем... Я в саду немножко подсматривал — по-моему, у нее не очень здорово получается с детьми, потому что она привыкла быть на виду, а у детей свои интересы. Вообще в процессе занятий у нее появилось больше друзей. Раньше вообще не было. А с ее этой чертой — всегда быть в центре внимания — ей будет очень трудно.
Из протокола занятия 4:
Ан. После второго занятия я заметила, что Тим (сын) соврал. В обычных ситуациях я бы рассвирепела. А тут вспомнила фразу А (психолога) о Кате — «ей трудно, надо помочь». И я помогла, а потом ходила гордая.
Ин. А как ты помогла?
Ан. Я попросила его принести любимую игрушку. Заверила, что не отниму. «Если ты соврал, самолет может исчезнуть». В его глазах появилась такая благодарность. И запомнилось.