Результаты установочного блока психокоррекции

Результаты установочного блока анализируются в соответствии с выделенными параметрами установ­ки, которую необходимо было создать. Информацию о том, какие изменения произошли после родитель­ского собрания, получили из дневниковых записей ро­дителей, а также из тех задач коррекции («запро­са»), которые каждый родитель формулирует по просьбе психолога после родительского собрания.

1. Ослабление психической напряженности. Анализ дневниковых записей, выполненных родителями после собрания, позволяет судить об изменениях в переживаниях, в эмоциональном состоянии как у родителей, так и в семье в целом:

После собрания неожиданное и долгожданное спокойствие (почти забытое состояние), жду начала занятий в детской и взрослой группе, но жду не так, как раньше, без нервности и без напряжения, жду с большим интересом и как-то с тер­пением...

... Придя домой после собрания, весь вечер чувствовал себя неожиданно легко, чему очень удивился, ведь столько было эмоций и разговоров... давно не чувствовал в себе такого тер­пения к жене и Ане (дочери)...

Сразу же после собрания было ощущение какой-то лег­кости, приподнятости, шла домой — как на крыльях летела, так понравились все люди; очень удивили отношения между ними, вроде бы они давно друг с другом не виделись, а общаются между собой так, как самые близкие люди...

...Одно только собрание на удивление благотворно подействовало на мои нервы, ушла напряженность, ощутил какой то запас сил, спокойствия и бодрости...

2. Переформулировка запроса и более глубокое осознание мотивов обращения

Запрос, сформулированный при обращении в консультацию Запрос, сформулированный после родительского собрания
Научить ребенка правильно себя вести в детском саду и дома Хочу понимания и объяснения поступков своего ребенка, хочу лучше чувствовать его
Мой сын очень трудный, я не могу с ним справиться, надо, чтобы муж уделял воспитанию больше внимания Мне необходимо научиться управлять собой, быть выдержаннее, спокойнее реагировать на поведение сына, уметь вести себя во время ссор. Добиться взаимопонимания с мужем.
Научите жену правильному поведению в семье, прежде всего в отношении с ребенком Хотелось бы, чтобы в результате занятий в консультации у нас с женой выработалась единая линия по отношению к ребенку
Хочу помощи в воспитании дочери Хотелось бы научиться лучше владеть своими эмоциями в общении с ребенком, «понимать ее»; надеюсь, что смогу приобрести то, чего у меня никогда не было: умения" чувствовать и понимать собеседника
У меня большие трудности в воспитании старшего сына, он стал очень труден, с ним приходится возиться больше, чем с другими младшими, на каждом шагу проблемы… Хотела бы научиться оказывать влияние на детей без конфликтов, чтобы знаки внимания одним не вызывали ревности у других
У нас в семье все плохо, трудно стало жить, ушла радость Хочу, наконец, найти способ понимать свою жену и научиться передать ей способ понимать меня


3. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу. Из дневниковых записей:

Постоянно возвращаюсь мыслями к собранию. Только увидев этих радостных и счастливых людей, хотя, как они сами говорили, проблемы есть и у них, я поняла главное: чтобы по­бедить, чтобы помочь себе и ребенку, не надо сдаваться, надо активно работать и не думать о себе как об одинокой и самой несчастной. Говорю каждый день самой себе: поскорей бы нача­лись занятия, хочу работать...

Больше всего на меня произвели впечатления слова Тани и Валентина, я понял, что в группе надо будет помогать дру­гим и что, хотя будет трудно, не надо отчаиваться и потом ста­нет легче. Мы с женой как-то настроились на работу и ко­гда приняли это решение, почувствовали себя ближе друг к другу.

4. Построение контакта. В процессе коррекции создается особый контакт между психологом и уча­стниками работы. Контакт этот не стабилен, он ме­няется как по знаку эмоционального отношения к психологу, так и по степени глубины симпатии и до­верия. Трансформации эмоционального отношения совершаются и в ходе установочного этапа. Довери­тельность, возникающая постепенно, отражается в увеличении степени откровенности в выражении чувств в дневниках.

Первое впечатление от разговоров с тобой, Алла, у меня и дочери было не очень хорошее, она очень настороженно с то­бой держалась, по-моему, побаивалась тебя и не хотела во вто­рой раз ехать в консультацию. Мне ты показалась слишком красивой, благополучной и холодной. Но уже во второй раз, когда я увидела, с каким желанием моя дочь играет с тобой, когда я услышала ее непрерывное щебетание, ее смех, ты мне показалась совсем другой, ты стала для моей дочери как-то вдруг непререкаемым авторитетом, поэтому я поверила тебе. А после собрания я увидела тебя совсем другой: сразу было видно, что ты не только можешь нам помочь, но и очень хочешь этого, было видно, как на тебя смотрят те, с кем ты работала, и хотя ты все время возражала против всех теплых слов в твой адрес, скажу только одно: я тебе верю...

После собрания я впервые сел за дневник. Раньше я удивлялся, чего они все так послушно все выполняют, сказали писать дневник, сказали, что его будут читать; какой же это дневник, когда пишешь и знаешь, что его прочтут и еще будут анализировать, но после собрания эти все сомнения сами собой отпали, я понял, что не стоит бояться самого себя, что только при полной откровенности можно будет чего-то добиться...

5. Повышение веры в возможность достижения позитивного результата. По этому параметру изме­нение установок родителей происходит в каждой семье по-разному, часто это выражается в принятии решения работать в консультации, так как при же­лании работать в консультации матерей отец ребен­ка нередко занимает нейтральную или открыто нега­тивную позицию. После собрания очень часто эта установка меняется.

Я не хотел идти в консультацию, не раз спорил с женой, что никакая психология нам не поможет. После собрания я по­нял, насколько я ошибался. Я увидел, какая здесь атмосфера доверия, желания понять и помочь, и если раньше я думал, что на собрание схожу, но в группе работать не буду, то сейчас я жду начала работы с радостью, я уверен, что польза от занятий будет...

Я не верила в то, что с нашим сыном можно что-нибудь сделать, но когда послушала рассказы родителей, то поняла, что трудно, когда ты одна, а совместными усилиями можно многого добиться. Я буду работать, верю, что не все потеряно...

Я пришла на собрание без желания, скорее из чувства долга, к тому же нам сказали, что, если не будет ходить муж, нас в группу не включат, а он меня предупредил, что ходить не может, и я знаю, что он действительно сейчас очень занят на работе. Но когда за эти несколько часов вы обратили его в свою веру, это был высший класс, ведь я знаю, как ему будет трудно, но он сказал после собрания, что обязательно будет хо­дить на все занятия и что он поверил, что с нашим сыном и вообще с нами все будет хорошо, ну, а я теперь буду работать и помогать другим...

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЙ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ГРУППЕ

Основной задачей психокоррекции является устра­нение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся ново­образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание полноценных обновленных контактов ребенка с миром. Решение этих задач воз­можно в той мере, в какой психологу удается дать ребенку в концентрированной форме опыт полноцен­ной, яркой, поистине свободной и развивающей жиз­недеятельности. Поскольку игра для дошкольников — это не только наиболее естественная, но и ведущая развитие форма деятельности, в русле которой фор­мируются все основные новообразования, использо­вание игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообраз­ным. В процессе игровой коррекции решаются сле­дующие конкретные задачи: вызываются у ребенка новые формы переживаний, воспитываются чувства по отношению к взрослому, сверстникам, самому себе, формируется адекватное отношение к себе и другим, развиваются система самооценки и самосознание, по­вышается уверенность в себе, развиваются и обога­щаются приемы общения со сверстниками, отрабаты­ваются новые формы и виды как игровой, так и не­игровой деятельности.

Ребенок получает так необходимый для его эмо­ционального благополучия опыт новых отношений с взрослым и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании авторитета и самоценности ре­бенка.

Наши рекомендации