Общая характеристика психокоррекционного комплекса

Психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реали­зует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Рассмотрим об­щую характеристику каждого из блоков психокоррекционного комплекса.

Блок 1 — диагностический

Цели:

· диагностика психологических факторов риска;

· формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;

· формулирование общей программы психологической коррекции.

Методы:

· психологический анализ биографической ин­формации;

· патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;

· психологический анализ игровой деятельности ребенка;

· психологический анализ игры ребенка с родителями;

· диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отноше­ний со взрослыми (специальные эксперименты, про­ективные методы);

· психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;

· диагностика супружеских коммуникаций — специальная экспериментальная процедура по иссле­дованию коммуникаций;

· изучение психологического климата семьи (специальный опросник и циклограмма психологи­ческого климата).

Блок 2 — установочный

Включение установочного блока психокоррекции вобщий комплекс связано с необходимостью созда­ния активной установки на психокоррекционную ра­боту, формирования мотивов самопознания и само­совершенствования.

Цели:

· снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;

· достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;

· повышение уверенности родителей в возмож­ности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;

· переформулировка запроса, целей психологи­ческой коррекции;

· создание активной установки на психокоррек­ционную работу.

Методы:

— специальная методика «Родительское собра­ние»;

— психологический анализ дневниковых записей.

Блок 3 — коррекционный

Цели:

· гармонизация процесса развития ребенка;

· достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;

· гармонизация игровой деятельности;

· достижение «открытия «Я»»;

· преодоление внутрисемейного кризиса;

· расширение сферы осознанности мотивов вос­питания;

· снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;

· изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.

Методы:

· методика игровой групповой коррекции для детей;

· методика групповой родительской коррекции;

· методика «Родительский семинар»;

· методика совместных занятий родителей с детьми.

Блок 4 — оценка эффективности

Цели:

· оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции;

· оценка эффекта коррекции.

Методы:

· самоотчеты родителей;

· специальные экспериментальные процедуры;

· оценка степени устойчивости ликвидации дезадаптированного поведения у детей.

Психокоррекционный комплекс осуществляется в условиях консультативного учреждения в течение 3—3,5 месяцев при частоте занятий два раза в не­делю.

Объектом исследования послужили 10 циклов пси­хокоррекции, проведенные на базе психологической консультации при факультете психологии МГУ и в консультации «Брак и семья» при Моссовете.

Разработанный комплекс психокоррекции в пол­ном объеме был апробирован на 47 семьях (68 детей и 82 взрослых). Психокоррекционная работа с ис­пользованием отдельных элементов комплекса про­ведена на 126 семьях (197 детей и 250 взрослых).

Семейный статус людей, принявших участие в диагностике и психокоррекции Таблица 1

Количество семей Состав семей
  Полные Неполные С 1 ребенком С 2-3 детьми Многодетные Семьи с приемными детьми Повторный брак
Количество семей Состав семей
  Взрослые Отцы Матери Дедушки Бабушки

Образовательный статус

Общее число людей Высшее образование Незаконченное высшее образование Студенты Среднее образование

Работа по выявлению и психологическому ана­лизу факторов риска проведена на материале 126 семей, обратившихся в психологическую консультацию по поводу проблем воспитания ребенка

Следует подчеркнуть, что в работе принимали участие не все лица, обратившиеся в консультацию в связи с проблемами воспитания детей. Во-первых, группу обследованных лиц составили психически здоровые родители». Во-вторых, отбирались лишь те дети, состояние которых характеризовалось наличием невротических реакций и отдельных патохарактерологических черт, не укладывающихся в рамки чет­ких психопатологических синдромов при отсутствии перинатальной патологии, мозговых травм, инфек­ций, хронических соматических заболеваний.

Эти ограничения были сделаны с целью выявле­ния собственно психологических факторов, обуслов­ливающих формирование повышенной готовности к приобретению детьми невротических заболеваний.

Глава IV

Наши рекомендации