Общая характеристика психокоррекционного комплекса
Психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Рассмотрим общую характеристику каждого из блоков психокоррекционного комплекса.
Блок 1 — диагностический
Цели:
· диагностика психологических факторов риска;
· формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;
· формулирование общей программы психологической коррекции.
Методы:
· психологический анализ биографической информации;
· патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;
· психологический анализ игровой деятельности ребенка;
· психологический анализ игры ребенка с родителями;
· диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отношений со взрослыми (специальные эксперименты, проективные методы);
· психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;
· диагностика супружеских коммуникаций — специальная экспериментальная процедура по исследованию коммуникаций;
· изучение психологического климата семьи (специальный опросник и циклограмма психологического климата).
Блок 2 — установочный
Включение установочного блока психокоррекции вобщий комплекс связано с необходимостью создания активной установки на психокоррекционную работу, формирования мотивов самопознания и самосовершенствования.
Цели:
· снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;
· достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;
· повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;
· переформулировка запроса, целей психологической коррекции;
· создание активной установки на психокоррекционную работу.
Методы:
— специальная методика «Родительское собрание»;
— психологический анализ дневниковых записей.
Блок 3 — коррекционный
Цели:
· гармонизация процесса развития ребенка;
· достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;
· гармонизация игровой деятельности;
· достижение «открытия «Я»»;
· преодоление внутрисемейного кризиса;
· расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
· снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;
· изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.
Методы:
· методика игровой групповой коррекции для детей;
· методика групповой родительской коррекции;
· методика «Родительский семинар»;
· методика совместных занятий родителей с детьми.
Блок 4 — оценка эффективности
Цели:
· оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции;
· оценка эффекта коррекции.
Методы:
· самоотчеты родителей;
· специальные экспериментальные процедуры;
· оценка степени устойчивости ликвидации дезадаптированного поведения у детей.
Психокоррекционный комплекс осуществляется в условиях консультативного учреждения в течение 3—3,5 месяцев при частоте занятий два раза в неделю.
Объектом исследования послужили 10 циклов психокоррекции, проведенные на базе психологической консультации при факультете психологии МГУ и в консультации «Брак и семья» при Моссовете.
Разработанный комплекс психокоррекции в полном объеме был апробирован на 47 семьях (68 детей и 82 взрослых). Психокоррекционная работа с использованием отдельных элементов комплекса проведена на 126 семьях (197 детей и 250 взрослых).
Семейный статус людей, принявших участие в диагностике и психокоррекции Таблица 1
Количество семей | Состав семей | ||||||
Полные | Неполные | С 1 ребенком | С 2-3 детьми | Многодетные | Семьи с приемными детьми | Повторный брак | |
Количество семей | Состав семей | ||||
Взрослые | Отцы | Матери | Дедушки | Бабушки | |
Образовательный статус
Общее число людей | Высшее образование | Незаконченное высшее образование | Студенты | Среднее образование |
Работа по выявлению и психологическому анализу факторов риска проведена на материале 126 семей, обратившихся в психологическую консультацию по поводу проблем воспитания ребенка
Следует подчеркнуть, что в работе принимали участие не все лица, обратившиеся в консультацию в связи с проблемами воспитания детей. Во-первых, группу обследованных лиц составили психически здоровые родители». Во-вторых, отбирались лишь те дети, состояние которых характеризовалось наличием невротических реакций и отдельных патохарактерологических черт, не укладывающихся в рамки четких психопатологических синдромов при отсутствии перинатальной патологии, мозговых травм, инфекций, хронических соматических заболеваний.
Эти ограничения были сделаны с целью выявления собственно психологических факторов, обусловливающих формирование повышенной готовности к приобретению детьми невротических заболеваний.
Глава IV