Глава X. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду
летворения, а подчинения всего поведения человека. Это могут быть ценности нравственные (добра и зла), этические (честь и достоинство), профессиональные (мастерство, слава, почет) и т. д. Мотивы относительны, так как основаны на субъективной самооценке поведения. Ценности же абсолютны, они являются нравственными императивами поведения. В их основе лежит объективное признание обществом определенного типа поведения в качестве непререкаемой нормы.
Структура мотивации трудовой деятельности, по мнению В. А. Ядова, трехкомпонентна. Она включает в себя:
1. Материальные мотивы.
2. Моральные мотивы:
а) нравственные, возникающие на основе взаимоотношений в
группе и связанные с чувством коллективизма, товарищества, взаи
мопомощи;
б) идейные, опирающиеся на определенные принципы, взгляды,
идеи. В данном контексте подразумеваются не идейно-политические
принципы, а профессиональные. Например, у врачей они выражены
и обобщены в «Клятве Гиппократа».
3. Содержательные мотивы. Это побуждения, возникающие на
основе содержания трудовой деятельности, например чувство удов
летворенности от творческого напряжения сил, эстетическое удовлет
ворение от хорошо сделанной работы и пр.
В. А. Ядов в книге «Человек и его работа» обобщил результаты многолетнего социологического исследования и выделил основные мотивы трудовой деятельности:
1. Престиж профессии.
2. Содержание труда.
3. Возможность продвижения по службе и повышения квалифи
кации.
4. Возможность заработка.
5. Установление благоприятных взаимоотношений с руководите
лями и коллегами по работе.
6. Степень гарантированности работы.*
* Этот мотив в качестве мотиватора трудовой деятельности был выделен американскими социологами.
I лава X. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду ностей и потребностей. Социально-психологическая структура трудовой деятельности, по мнению ряда исследователей, состоит из следующих элементов: 1. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, иде альный план действий. 2. Отношение к труду - ощущение осмысленности труда и инте- риоризация поставленной цели. 3. Стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к трудовой деятельности. 4. Мотивы труда - внутренние стимулы, формирующиеся на ос нове потребностей, осознаваемых как важные. 5. Ценности и ценностные ориентации как этические императи вы трудовой деятельности. А. А. Прохватилов и А. Ю. Шалыто определяют стимулирование труда как меры воздействия на отдельных сотрудников и целые организации с целью оценки результатов прошлого труда и побуждения к эффективному решению новых производственных задач. Они выдвигают следующие положения, значимые для правильного понимания процесса стимулирования труда: 1. Стимулирующее действие на сотрудника оказывают не только специальные мероприятия, но и вся совокупность факторов органи зационной обстановки, которые связывают человека с процессом труда и приобретают значение стимулов. 2. Стимулирование действует на работника трояко: а) прямо -удовлетворение материальных потребностей личности; б) через воздействие на группу, мнение и настроение которой вли яют на отношение конкретного сотрудника к нормам выработки, но вовведениям; в) путем изменения конкретных характеристик работы - улучше ние рабочего места, изменение стиля руководства и т. п. 3. Стимулирование приводит к изменениям в производительно сти, удовлетворенности и активности работника. В результате своего исследования А. А. Прохватилов и А. Ю. Ша-ЛЬ1То [1987] выявили некоторые закономерности в стимулировании тРУда в организациях: - по мере увеличения стажа работы увеличивается количество всех видов поощрений сотрудника; |