Стимулирование трудовой деятельности

Стимулирование труда (лат. stimulus - стрекало, остроконе палка, которой погоняли животных) - это система материалы^ морального поощрения, вознаграждения за трудовое участие, лы - это внешние побуждения к деятельности, мотивы же - это в| ренние побуждения к деятельности.

В качестве внешнего побуждения (стимула) всегда выступав ределенное изменение обстоятельств или условий деятельное качестве внутреннего побуждения (мотива) оказывается реаки эти внешние побуждения. Стимулы действуют лишь в том случае, < они затрагивают доступные для удовлетворения в данных услои потребности личности. Стимулы являются средствами косвен воздействия на поведение человека. Прямые средства воздейс состоят из приказов, распоряжений, заданий.

Стимулирование - это первый, но не самый важный и эффек ный способ перехода от принудительного труда к свободному.'. вация- это более важный, но сложный способ возникновения бодного труда.

Внешние стимулы перерабатываются в мотивы не прямолк но, а в зависимости от структуры личности работника. Напри материальные стимулы могут вызывать высоконравственные по дения, а моральные, напротив, - весьма низменные мотивы карь ма, корыстолюбия и т. д. Работник мотивирует свое поведение, пуская внешние стимулы через призму своего сознания, своих:

Организационная социальная психология

Глава X. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду



- мужчины в среднем получают больше поощрений, чем жене ны, причем при поощрении мужчин предпочтение отдается мате альным формам стимулирования, женщины же чаще получают Mq ральное поощрение.

Они же разработали пять общих принципов, способствую! повышению эффективности стимулирования труда:

1. Наиболее эффективными являются стимулы долговременно^
действия.

2. Эффективность воздействия повышается, если использукпчз
стимулы, сочетающие элементы материального и морального nooi
рения или наказания.

3. Для эффективного стимулирования следует использовать
только индивидуальные, но и коллективные способы и приемы.

4. Соразмерность стимулирующих воздействий способствует э<]
фективности системы стимулирования.

5. Одним из важнейших элементов эффективной системы стим>
лирования является поощрение по типу компенсации, т. е. субъекта
ное восполнение некоторых недостатков производственной обстанов
ки, которые не могут быть в настоящее время устранены, наприме
введение в отделе музыкальной десятиминутки или перерывов
гимнастических упражнений сотрудников.

Для более полного понимания соотношения потребностей, моти| вов и стимулов рассмотрим табл. 7. Из нее видно, что существуй возможности удовлетворения потребностей человека посредствол целенаправленного формирования и учета мотивов его трудовой дея-j тельности и комплексного стимулирования труда. Это обеспечивает-* ся системой экономических, социально-правовых, организационный социально-психологических и профориентационных мероприятий общества в целом и конкретной организации в частности.

Таблица 7. Соотношение потребностей, мотивов и стимулов

Потребности Мотивы Стимулы
Физиологические потребности Возможность заработка Экономические меропри­ятия, обеспечивающие на­личие рабочих мест в го­сударстве и достойную оплату за труд
Потребности в безопасности Гарантированность работы Социально-правовые ме­роприятия, обеспечиваю­щие безопасность и пра­вовые гарантии граждан
Социальные потребности Установление хороших взаимоотношений с ме­неджером и коллегами Социально-психологичес­кие мероприятия, обеспе­чивающие благоприятный климат
Личностные потребности: а) в самоуважении; б) в уважении со стороны других людей Возможность продвиже­ний по службе и повыше­ния квалификации; полу­чение престижной про­фессии и места работы Организационные мероп­риятия, направленные, во-первых, на создание системы обучения и повы­шения квалификации ра­ботников, во-вторых, на обеспечение престижа фирмы
Потребность в самоактуализации Возможность заниматься творчеством Профориентационные ме­роприятия, направленные на обеспечение выбора интересной для человека профессии

Контрольные вопросы

L Какова иерархия потребностей человека?

2. Какие мотивы трудовой деятельности Вы знаете?

3. Какие принципы стимулирования труда Вы можете назвать?






8 Орг. соц. психология




ПРИЛОЖЕНИЕ 1К ГЛАВЕ IV

ТЕСТ «ПУЛЬСАР» Уважаемый товарищ! Просим Вас оценить качества организации, в которой Вы работа­ете. В опроснике представлены название качества и его содержатель­ная характеристика. В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по Вашему мнению, соответствует разви­тию данного качества в Вашей организации. Благодарим за участие в исследовании!

Баллы
1. Подготовленность к деятельности Все члены нашей группы обладают глубокими профессиональ­ными знаниями, способны с успехом применять их на практи­ке, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каж­дый сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде.
Большинство членов группы имеют хорошую профессиональ­ную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, ста­раются применять свои знания на практике.


Наши рекомендации