Шкала 5 – «Гиперсоциализация»
Шкала 6 – «Маленький неудачник»
Анализируя результаты исследования, можно говорить о том, что выбранная система коррекционных занятий, направленная в первую очередь, на гармонизацию родительского отношения к ребенку, доказала свою эффективность. Коррекционная программа помогла родителям сформировать положительное, доброжелательное и чуткое отношение к ребенку, снять отрицательные и негативные эмоции, больше времени проводить со своими детьми. Коррекционные занятия повысили педагогическую грамотность родителей и сформировали знания о психолого-педагогических особенностях детей, что помогло снять напряженность в детско-родительских отношениях. Самое главное, нам удалось продемонстрировать родителям, что семья – это единый организм. И всё в семье взаимосвязано.
По итогам исследования были сделаны следующие выводы:
1. По результатам первого этапа эксперимента, было выяснено, что среди тестируемых детей 40% находятся в ситуации эмоционального неблагополучия.
В группе эмоционально неблагополучных детей в родительском отношении на высоком уровне находятся показатели по шкалам «отвержение» (69%) и «маленький неудачник» (69%). На очень низком уровне находятся показатели «принятие» (13%), «кооперация» (19%) и «симбиоз» (19%).
В группе детей с эмоциональным благополучием, в родительском отношении преобладают «принятие» (79%), «кооперация» (92%). На высоком уровне показатели по шкалам «Симбиоз» и «Гиперсоциализация».
2. Целью второго этапа исследования был подбор и применение такой программы коррекции детско-родительских отношений, которая бы обеспечила наиболее эффективную работу с родителями и детьми, а также помогла бы доступно донести до родителей мысль, что поведение ребенка - это результат совокупности влияния не только внутренних факторов, но и внешних.
3. Для подтверждения выдвинутой гипотезы в третьем этапе мы провели повторные исследования детско-родительских отношений, которые показали, что выбранная система занятий была достаточно эффективна и принималась большинством родителей. По итогам повторного тестирования в группе тех детей, которые на первом этапе были признаны эмоционально неблагополучными, только два ребенка остались по-прежнему эмоционально неблагополучными. Остальные дети по результатам тестирования были признаны эмоционально благополучными (90%). Изменился и тип родительского отношения, - в результате повторной диагностики показатель по шкале «принятие» увеличился с 53% до 78%. Показатель по шкале «кооперация» с 63% до 80%. А показатели по шкале «маленький неудачник» снизились с 50% до 38%.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что правильноподобранные диагностические методики и методы консультирования, а именно подобранная нами методы исследования и программа коррекции и развития детско-родительских отношений, оказываютположительное влияние и гармонизируют детско-родительские отношения, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.
Использованная литература
1. Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. Индивидуальное психологическое консультирование: Краткий курс лекций. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1998.
4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4 изд. СПб., 2002.
5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.,2005
6. Методы практической социальной психологии. /под ред. Ю.М. Жукова
7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.,1999
8. http://www.radomira.ru/index.php/ru/2013-02-09-12-45-03
http://www.telefondoveria.ru/info/article/8
http://www.asi.org.ru/news/statistika-detskogo-telefona-doveriya-pokazy-vaet-chto-detej-bol-she-bespokoyat-problemy-vzaimootnoshenij-v-sem-e-i-so-sverstnikami/
9. http://socpedagogika.narod.ru/Korrek_semya.html
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
11. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений. - М.: Педагогика, 1979. – 197 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
13. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков. - М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
14. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1985. - №4. - С. 32-38.
15. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. – 640 с.
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. - СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
17. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
18. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? -М.: Педагогика, 1992. – 96 с.
19. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В.6 т. – М., 1983. – т.5. – 369 с.
20. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Под ред. П.К. Анохина. – М.: Наука, 1966. – 672 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Сфера, 2001. – 240 с.
22. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 146 c.
23. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2006. – 290 с.
24. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
25. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности. Принцип развития в психологии. Сборник статей / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978. – С. 243-248.
26. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
27. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
28. Истратова О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 376 с.
29. Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога. - М.: Феникс, 2011 – 576 с.
30. Калина О.Г., Холмогорова А.Б., Роль отца в психическом развитии ребёнка. - М: Форум, 2011 – 112 с.
31. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. – Л.: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1986. –30 с.
32. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. – 156 с.
33. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. – 176 с.
34. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
35. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
36. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
37. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
38. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. – Воронеж: НПО «Модек», 1998. – 363 с.
39. Немов Р. Психология. Психология образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 496 с.
40. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение, 1996. – 289 с.
41. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
42. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 327 с.
43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под общ. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
44. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо, 2006. – 816 с.
45. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
46. Спиваковская А.С. Как быть родителями? – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
47. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. –. 1981. – С. 38-44.
48. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика // Семья и формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 78 с.
49. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей.- М.: Апрель-Пресс, 2008. – 224 с.
50. Фуряева Т.В. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. – 132 с.
51. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 126 с.
52. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
53. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
54. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб.: Фолиум, 1996. – 143 с.