О научно-исследовательской практике

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Отчет

О научно-исследовательской практике

Психологическое консультирование по проблемам нарушений

Детско-родительских отношений

Дипломник

Аникина Е. В.

____________________

Москва, 2016

Трудности в детско-родительских отношениях – тема не новая. Сложности взаимопонимания отцов и детей показал еще в XIX веке Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Отцы и дети.

Согласно статистическим данным, анализ звонков на телефоны доверия за несколько предыдущих лет показал, что количество обращений по вопросам детско-родительских взаимоотношений занимает 2-4 место в общем числе.[8]

Можно говорить о том, что психологическое консультирование по сложностям и нарушениям детско-родительских отношений – вопрос, не теряющий своей актуальности.

Цель исследования – исследование консультирования детско-родительских отношений и его особенностей.

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования – консультирование детско-родительских отношений и его особенности.

Гипотеза: Правильно подобранные методы консультирования и диагностические методики оказываютположительное воздействие на детско-родительские отношения.

Задачи:

- исследование теоретического материала по проблеме консультирования детско-родительских отношений, накопленного в процессе работы;

- выбор оптимальных методик для проведения исследования;

- анализ и систематизация экспериментальных данных;

- анализ рекомендаций.

Выборка исследования представлена группой детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 2 мес. до 6 лет 7 мес.) в количестве 20 человек и их родителей. Всего 54 человека.

Таблица 1

Результаты тестирования детей на выявление эмоционального благополучия в семье

Имя ребенка Эмоциональное благополучие Эмоциональное неблагополучие
1. Слава М. +  
2. София К +  
3. Сережа Н.   +
4. Илья Л +  
5. Вера У.   +
6. Семен Р. +  
7. Денис У. +  
8. Владик Ш.   +
9. Ярослав И. +  
10. Максим А.   +
11. Настя Е.   +
12. Света Д. +  
13. Женя З. +  
14. Марина Т. +  
15. Анна Ч. +  
16. Ирина М.   +
17. Олеся Г. +  
18. Иван А.   +
19. Мария Х.   +
20. Арина П. +  
       

О научно-исследовательской практике - student2.ru

Рисунок 1. Соотношение детей с эмоциональным благополучием и неблагополучием, %

По итогам диагностики с использованием методики «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман) выявлено, что во многих семьях ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. Внимание родителей сводится только к удовлетворению физиологических потребностей ребенка (одеть, накормить, отправить в детский сад). Дети в таких семьях испытывают неудовлетворенность отношениями с родителями и дискомфорт.

Следующей ступенью выяснения трудностей в детско-родительских отношениях было проведение тестирования с помощью графической модификации теста опросника родительского отношения («ОРО») А. Я. Варги и В. В. Столина, разработанная Осницким А. К. и Герасимовой О. В.

Результаты исследования отражены в таблице 3. Общие итоги были сведены в таблицу 4

Таблица 3

Характеристики родительского отношения к ребёнку

Шкала 2 – «Принятие»

 
  О научно-исследовательской практике - student2.ru

Шкала 3 – «Кооперация»

О научно-исследовательской практике - student2.ru

Шкала 4 – «Симбиоз»

О научно-исследовательской практике - student2.ru

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Отчет

о научно-исследовательской практике

Наши рекомендации