О научно-исследовательской практике
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Отчет
О научно-исследовательской практике
Психологическое консультирование по проблемам нарушений
Детско-родительских отношений
Дипломник
Аникина Е. В.
____________________
Москва, 2016
Трудности в детско-родительских отношениях – тема не новая. Сложности взаимопонимания отцов и детей показал еще в XIX веке Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Отцы и дети.
Согласно статистическим данным, анализ звонков на телефоны доверия за несколько предыдущих лет показал, что количество обращений по вопросам детско-родительских взаимоотношений занимает 2-4 место в общем числе.[8]
Можно говорить о том, что психологическое консультирование по сложностям и нарушениям детско-родительских отношений – вопрос, не теряющий своей актуальности.
Цель исследования – исследование консультирования детско-родительских отношений и его особенностей.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – консультирование детско-родительских отношений и его особенности.
Гипотеза: Правильно подобранные методы консультирования и диагностические методики оказываютположительное воздействие на детско-родительские отношения.
Задачи:
- исследование теоретического материала по проблеме консультирования детско-родительских отношений, накопленного в процессе работы;
- выбор оптимальных методик для проведения исследования;
- анализ и систематизация экспериментальных данных;
- анализ рекомендаций.
Выборка исследования представлена группой детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 2 мес. до 6 лет 7 мес.) в количестве 20 человек и их родителей. Всего 54 человека.
Таблица 1
Результаты тестирования детей на выявление эмоционального благополучия в семье
Имя ребенка | Эмоциональное благополучие | Эмоциональное неблагополучие |
1. Слава М. | + | |
2. София К | + | |
3. Сережа Н. | + | |
4. Илья Л | + | |
5. Вера У. | + | |
6. Семен Р. | + | |
7. Денис У. | + | |
8. Владик Ш. | + | |
9. Ярослав И. | + | |
10. Максим А. | + | |
11. Настя Е. | + | |
12. Света Д. | + | |
13. Женя З. | + | |
14. Марина Т. | + | |
15. Анна Ч. | + | |
16. Ирина М. | + | |
17. Олеся Г. | + | |
18. Иван А. | + | |
19. Мария Х. | + | |
20. Арина П. | + | |
Рисунок 1. Соотношение детей с эмоциональным благополучием и неблагополучием, %
По итогам диагностики с использованием методики «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман) выявлено, что во многих семьях ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. Внимание родителей сводится только к удовлетворению физиологических потребностей ребенка (одеть, накормить, отправить в детский сад). Дети в таких семьях испытывают неудовлетворенность отношениями с родителями и дискомфорт.
Следующей ступенью выяснения трудностей в детско-родительских отношениях было проведение тестирования с помощью графической модификации теста опросника родительского отношения («ОРО») А. Я. Варги и В. В. Столина, разработанная Осницким А. К. и Герасимовой О. В.
Результаты исследования отражены в таблице 3. Общие итоги были сведены в таблицу 4
Таблица 3
Характеристики родительского отношения к ребёнку
Шкала 2 – «Принятие»
Шкала 3 – «Кооперация»
Шкала 4 – «Симбиоз»
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Отчет
о научно-исследовательской практике