Измерение степени выраженности
Астенического состояния
.';--1( Для jToro используется шкала астенического состоя-'.■;'л|1ия (ШЛС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная
TIY Чертовой на базе данных югинико-психологических наблюдений. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».
После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» — 2, в графе «верно» — 3 и в графе «совершенно верно» — 4 балла. Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120 баллов.
Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на четыре диапазона. При этом 1-й диапазон — от 30 до 50 баллов— «отсутствие астении», 2-й диапазон — от 51 до 75 — «слабая астения», 3-й диапазон — от 76 до 100— «умеренная астения» и 4-й диапазон — от 101 до 120 баллов— «выраженная астения». Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указываются количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности.
ШАС
№ п/п | Содержание признака | Нет, неверно | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
I | |||||
Я работаю с большим напряжением | |||||
Мне трудно сосредоточиться на чем-либо |
Продолжение табл.
•' 1 | 2 • ■ ■ | ||||
Моя половая жизнь не удовлетворяет меня | |||||
Ожидание нервирует меня | |||||
Я испытываю мышечную слабость | |||||
Мне не хочется ходить в кино или в театр | |||||
Я забывчив | |||||
-8 | Я чувствую себя усталым | ||||
"9 | Мои глаза устают при длительном чтении | ||||
Мои руки дрожат | |||||
.11 | У меня плохой аппетит | ||||
. 12 | Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании | ||||
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | |||||
! 14 | Мои руки и ноги холодные | ||||
-45 | Меня легко задеть | ||||
'•"16 | У меня болит голова | ||||
„17 | Я просыпаюсь утром усталым и неотдохнувшим | ||||
-i:8 | У меня бывают головокружения | ||||
Л9 | У меня бывают подергивания мышц | ||||
-•20 | У меня шумит в ушах | ||||
Меня беспокоят половые вопросы | |||||
^2 | Я испытываю тяжесть в голове . |
Используется шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления субдепрессии.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».
После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на за-
Ж
полненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» опенка переводится в шкальную при помощи формулы:
О' = О:80хЮ0.
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на четыре зоны: ниже 50 баллов— лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 — незначительное, но отчетливо 'выраженное снижение настроения; от 60 до 69 — значительное снижение настроения и выше 70 баллов— глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Полученные данные записываются в протокол занятия с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
ШСНС
№ п/п | Содержание признака | Нет, неверно | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
4. | : 6 | ||||
' 1 | Я чувствую подавленность, тоску | ||||
Утром я чувствую себя лучше всего | |||||
. 3 | У меня близко слезы | ||||
У меня плохой ночной сон | |||||
У меня аппетит не хуже обычного | |||||
.,.6, | Мнедэиятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами) |
Окончание табл.
2___Я теряю в весе
8Меня беспокоят запоры
9 Мое сердце бьется быст-__ рее, чем обычно
Я устаю без всяких причин
Я мыслю так же ясно, как и | всегда
Мне легко делать то, что я умею
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
Я надеюсь на будущее
Я более раздражителен, чем обычно
Мне легко принимать решения
17 Я чувствую, что полезен и необходим
18 Я живу достаточно полной жизнью
19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет
20 Меня и сейчас радует то, что радовало всегда
2 =
Протокол исследования
Фамилия, имя, отчество
_ Дата
.,____»~~__________лата
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т. д.) -. - ■ . ■ :. ■- . .- , -