Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых.

РЕФЕРАТ

На тему: нейропсихологическая диагностика взрослых

Выполнила: Борисова Елизавета

Содержание

1. Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых.

2. Требования к процедуре обследования

3. Схема нейропсихологического исследования взрослых с критериями оценок.

4. Стимульные материалы

Методы нейропсихологии.

Теоретические представления отечественной нейропсихологии определяют и общую методическую стратегию исследований. В соответствии с представлением о системном строении ВПФ, согласно которому каждая из них являет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих звеньев, нарушения одной той же функции протекают по-разному в зависимости от того, какое звено (фактор) оказывается пораженным. Поэтому центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

Качественный анализ нарушения ПФ («качественная квалификация» симптома) проводится с помощью специального набора методов с опорой на клинические данные.

После ВОВ возникла необходимость в окончательной разработке методов нейропсихологической диагностики локальных поражений ГМ и нейропсихологических принципов восстановления нарушенных психических функций.

А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:

· познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)

· произвольных движений и действий (элементарных и сложных)

· личностных характеристик, проявляющихся в поведении.

Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и тем самым – состояние тех мозговых структур, которые обеспечивают их протекание. В основу этих методов была положена теория системной динамической организации ВПФ. Использование данных методов позволяет давать точную квалификацию особенностей (т.е. качественной специфики) нарушений ВПФ и выделять фактор (или факторы) , нарушение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома (т.е. определять зону поражения мозга).

Это методы более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции.

Применение в клинике:

Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Тут-то и выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна), оценка динамики состояний в до- и послеоперационный период, клинике психических заболеваний,(старческая деменция, психозы, заболевания, имеющие органическую основу), в целях контроля за ходом лекарственной терапии, ну и т.д.

Т.о. важнейшим направлением практического применения различных нейропсихологических методов исследования (клинических и аппаратурных, в том числе и психофизиологических) является диагностическое направление.

Его цели- определение зоны поражения мозга и оценка динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационный период заболевания.

Реабилитационное направление- восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Нейропсихологический подход к изучению здорового человека.

Итак, современная отечественная нейропсихология для решения практических задач пользуется широким набором различных методов – как клинических неаппаратурных, так и сложных аппаратурных (компьютерных, ЭЭГ и др.). Применяются как старые (классические) так и новые методы.

Системный принцип динамического строения ВПФ и их системная мозговая динамическая организация являются причиной того, что при локальных поражениях головного мозга (преимущественно корковых структур) нарушается не одна какая-либо психическая функция (или «психическая деятельность»), а целая совокупность функций, составляющих единый нейропсихологический синдром.

НПСиндром - закономерное сочетание нейропсихологических симптомов (нарушений ПФ), основой которых является нарушение (выпадение) определенных нейропсихологических факторов.

Важнейшим принципом нейропсихологического изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный или системный) анализ этих нарушений.

1. Одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении разных участков мозга. Но по-разному, т.к. нарушается работа разных звеньев функциональной системы соответствующей психической функции.
2. Патология той или иной мозговой зоны может привести к нарушению целого ряда психических функций. Тогда мы имеем дело со случаем, когда одна мозговая зона является общим звеном для разных функциональных систем, соответствующих разным психическим функциям.

Синдромный анализ. 3 основных положения:
1. С.А. предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатация. Качественный анализ – определение формы нарушения ПФ (т.е. первичного дефекта или первичного нарушения).

2. С.А. заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру НПС в целом, что дает основание для топического диагноза.

3. С.А. заключается в необходимости изучения не только нарушенных, но и сохраненных функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными (принцип двойной диссоциации - Тойбер).

Т.о., качественная квалификация нарушений психических процессов, выделение как основного дефекта (т.е. первичных нарушений), так и вторичных нарушений, анализ состава не только нарушенных, но и сохраненных психических функций и составляет сущность синдромного анализа, направленного на топическую диагностику локальных поражений ГМ.

Далее говорите про «Луриевские методы».

Лурия нередко использовал выражение «факторный анализ» как синоним «синдромного» . Понятие «фактор» - основное теоретическое понятие, на котором построен синдромный анализ нарушений ВПФ. НПС формируется как результат нарушения определенного фактора, поиск и нахождение этого фактора- цель С.А.

Т.о., определение пораженного фактора – конечная цель С.А., сам фактор – объяснительная причина НПС в целом, центральное понятие теории системной динамической локализации ВПФ.

Под фактором Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип (или способ) ее работы. Каждая зона мозга, входящая в функциональную систему ответственна за тот или иной фактор. Его устранение (или патологическое изменение) приводит к нарушению работу соответствующей ФС в целом. =>ФС может нарушаться при поражении большого числа мозговых зон, но при разных по локализации поражениях мозга оно нарушается по-разному.

Т.о. фактор- структурно-функциональная (или морфофизиологическая) единица работы мозга, определяющая характер НПС. Далее можно наговорить кучу всего про фактор, но это уже другой вопрос J.

Принципы системного анализа
1. Принцип качественной квалификации симптомов нарушений психических функций. Качественная квалификация предполагает выяснение того, какой характер носят наблюдаемые расстройства, т. е. в силу какой причины, в силу какого нейропсихологического фактора проявляются выявленные нарушения психической функции или симптома.
Мы предъявляем больному тест на счетные операции 100-7. Больной выполняет этот тест. С количественной точки зрения мы видим, что одним больным сделано 2 ошибки и другим сделано 2 ошибки, т.е. эти два больных как бы идентичны. Но в первом случае проявляется симптом инертного стереотипа, когда больной инертно выполняет одну и ту же операцию. В другом случае нарушение связано с другим симптомом - пространственные нарушения. То есть, мозговые поражение находятся в разные отделах мозга. И только после качественной оценки можно проводить количественную оценку и ставить балл больному
2. Сопоставление всех симптомов, которые наблюдались при поражении одного участка мозга. С одной стороны это выявление функций, которые оказались нарушенными, т.е. выявление негативных симптомов. Выясняется, для каких психических функций длинный участок является основой. С другой стороны нужно выявлять такие психические функции, какие оказались сохранными, для каких психических функций этот участок мозга не является основой. Поражение зоны ТПО приводит в нарушению пространственного типа в различных психических функциях. Сравнение сохранный и нарушенных функций позволяет нам понять структуру психической функции и выделить те факторы, которые являются общими для одних процессов и не входят в другие процессы.
3. Выявление нейро-психологического фактора. Выделение того общего, что лежит в основе наблюдаемых симптомов. В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно.
4. Принцип выделения первичный, вторичный, третичных следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, которые связаны с нарушением того звена психической функции, которое прямо соотносится с работой данного участка мозга. Нарушение речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия поражения определенного участка мозга. В то же время функциональная система, которая связана с речепониманием и речепроизводством производит функциональные перестройки, которые связаны с этим дефектом, которые возникают у больного. Когда больной говорит, он слышит неправильно, и в этой ситуации больной переходит от плавной развернутой речи к использованию в речи слогов отдельных эмоциональных восклицаний и т.д. Больной понимая, что он не может сказать так как он хочет пытается сократить плавное речевое высказывание. Это компенсаторная перестройка.

Требования к процедуре обследования

Нейропсихологическое обследование проводится индивидуально. Любая психическая функция (или ее компоненты) не просто исследуются с помощью набора методик, но оцениваются на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев (например, только с опорой на ведущую афферентацию). Существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, усложнение характеристик стимульного материала, минимизация речевого опосредствования и др.

Инструкции должны быть по возможности краткими и понятными конкретному испытуемому. Нейропсихолог должен убедиться, что испытуемый понял и запомнил инструкцию. При необходимости инструкцию можно повторить и в процессе выполнения задания. В некоторых заданиях используются так называемые «глухие» инструкции, в которых специально не разъясняются определенные параметры выполнения. Например, при предъявлении таблиц, с помощью которых исследуется зрительный предметный гнозис, испытуемому можно не указывать, с какого края листа он должен начинать называть предметы. Или при запоминании ряда слов не обязательно предупреждать испытуемого о том, сколько слов ему будет предъявлено. Такие «глухие» инструкции позволяют нейропсихологу получить важную информацию о ряде аспектов состояния ВПФ.

Выделяют следующие этапы:

· выдвижение гипотезы с опорой на данные истории болезни и клинической беседы;

· определение стратегии и тактики обследования;

· проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий;

· выделение синдромообразующего фактора (или группы факторов);

· обобщение полученных результатов в форме нейропсихологического заключения.

Подбор и последовательность предъявления конкретных методик прежде всего зависит от гипотезы, проверяемой в процессе обследования, от его целей и задач. Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев нецелесообразно предлагать испытуемому для выполнения сразу все методики, направленные на исследование определенной психической функции (например, 5–6 методик для исследования памяти подряд). Лучше чередовать методики, направленные на диагностику разных психических процессов. Пусть испытуемый после выполнения одной из методик, направленных на исследование слухоречевой памяти, выполнит некоторые пробы акустического неречевого гнозиса, потом — пробы пространственного праксиса. После этого опять можно предложить задание, связанное с исследованием памяти. Кроме того, иногда целесообразно предъявлять методики, уровень сложности которых постепенно увеличивается.

Астенического состояния

.';--1( Для jToro используется шкала астенического состоя-'.■;'л|1ия (ШЛС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная

TIY Чертовой на базе данных югинико-психологических наблюдений. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» — 2, в графе «верно» — 3 и в графе «совершенно верно» — 4 балла. Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на четыре диапазона. При этом 1-й диапазон — от 30 до 50 баллов— «отсутствие астении», 2-й диапазон — от 51 до 75 — «слабая астения», 3-й диапазон — от 76 до 100— «умеренная астения» и 4-й диапазон — от 101 до 120 баллов— «выраженная астения». Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указываются количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности.

ШАС

№ п/п Содержание признака Нет, неверно Пожалуй, так Верно Совершенно верно
I          
  Я работаю с большим напряжением        
  Мне трудно сосредоточиться на чем-либо        

Продолжение табл.

•' 1 2 • ■ ■        
  Моя половая жизнь не удовлетворяет меня        
  Ожидание нервирует меня        
  Я испытываю мышечную слабость        
  Мне не хочется ходить в кино или в театр        
  Я забывчив        
-8 Я чувствую себя усталым        
"9 Мои глаза устают при длительном чтении        
  Мои руки дрожат        
.11 У меня плохой аппетит        
. 12 Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании        
  Я уже не так хорошо понимаю прочитанное        
! 14 Мои руки и ноги холодные        
-45 Меня легко задеть        
'•"16 У меня болит голова        
„17 Я просыпаюсь утром усталым и неотдохнувшим        
-i:8 У меня бывают головокружения        
Л9 У меня бывают подергивания мышц        
-•20 У меня шумит в ушах        
  Меня беспокоят половые вопросы        
^2 Я испытываю тяжесть в голове .        

Используется шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления субдепрессии.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».

После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20).

Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на за-

Ж

полненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» опенка переводится в шкальную при помощи формулы:

О' = О:80хЮ0.

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на четыре зоны: ниже 50 баллов— лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 — незначительное, но отчетливо 'выраженное снижение настроения; от 60 до 69 — значительное снижение настроения и выше 70 баллов— глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Полученные данные записываются в протокол занятия с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

ШСНС

№ п/п Содержание признака Нет, неверно Пожалуй, так Верно Совершенно верно
      4.   : 6
' 1 Я чувствую подавленность, тоску        
  Утром я чувствую себя лучше всего        
. 3 У меня близко слезы        
  У меня плохой ночной сон        
  У меня аппетит не хуже обычного        
.,.6, Мнедэиятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)        

Окончание табл.

2___Я теряю в весе

8Меня беспокоят запоры

9 Мое сердце бьется быст-__ рее, чем обычно

Я устаю без всяких причин

Я мыслю так же ясно, как и | всегда

Мне легко делать то, что я умею

Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

Я надеюсь на будущее

Я более раздражителен, чем обычно

Мне легко принимать решения

17 Я чувствую, что полезен и необходим

18 Я живу достаточно полной жизнью

19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20 Меня и сейчас радует то, что радовало всегда

2 =

Протокол исследования

Фамилия, имя, отчество

_ Дата

.,____»~~__________лата

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т. д.) -. - ■ . ■ :. ■- . .- , -

Стимульные материалы

Балашова Е.Ю. Ковязина М.С. - под редакцией. Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия.
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Автор: Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.
Издательство: Московский психолого-социальный институт (МПСИ)
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Хрестоматия дает общее представление о методологии нейропсихологической диагностики, о классических и современных диагностических методиках. Ее разделы посвящены принципам проведения нейропсихологического диагностического обследования, конкретным методическим приемам исследования различных высших психических функций, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, особенностям нейропсихологической диагностики на разных этапах онтогенеза. Хрестоматия содержит подборку статей и фрагментов монографий ведущих отечественных ученых и представляет интерес не только для студентов психологических факультетов, но и для специалистов в области нейронаук, клинических психологов и педагогов.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Балашова Е.Ю. Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Автор: Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.
Издательство: Генезис
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Вашему вниманию предлагается комплект стимульных материалов для нейропсихологической диагностики зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления, речевых функций. Впервые со времен А.Р. Лурии осуществлено издание материалов высокого полиграфического качества, включающее 18 листов с цветными и 52 листа с черно-белыми изображениями. Стимульные материалы могут применяться для нейропсихологической диагностики здоровых лиц разного возраста (в том числе детей), а также больных с различными мозговыми дисфункциями. Издание адресовано клиническим психологам, имеющим представление о принципах и процедуре проведения нейропсихологического обследования, а также об интерпретации данных. Формат А4.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Балашова Е.Ю. Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. Учебное пособие.
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Автор: Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.
Издательство: Генезис
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Авторы ставят перед собой цель сформировать у читателя осознанные и прочные навыки проведения нейропсихологической диагностики. В книге сформулированы основные принципы и правила проведения нейропсихологической диагностики, представлено не только классические луриевские пробы, но и новые методики. Издание предназначено как студентам, начинающим знакомство с нейропсихологической диагностикой, так и дипломированным специалистам.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: Тесты по исследованию высших психических функций.
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Автор: Визель Т.Г.
Издательство: В. Секачев
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Данное пособие представляет собой модификацию нейропсихологической диагностической системы А.Р.Лурия с оригинальными фрагментами, составленную так, чтобы объем тестов был минимальным, но вместе с тем достаточным для адекватной диагностики. Это особенно актуально для практических специалистов. Для того чтобы пособие было доступно специалистам различных профилей (нейропсихологам, дефектологам, врачам), к каждому тесту прилагается комментарий, содержащий ориентиры по его интерпретации и топической диагностике.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Глозман Ж.М. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Автор: Глозман Ж.М.
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Книга является теоретическим и практическим пособием для нейропсихологического обследова­ния уровня сформированности высших психических функций у детей младшего школьного возраста. Применение Луриевской батареи нейропсихологических тестов, адаптированной для детского возраста, позволяет выявить механизмы трудностей обучения в школе и наметить стратегию коррекционно-раз- вивающего обучения. Книга состоит из двух частей: в первой части анализируются задачи и возможности нейропси­хологического обследования, а также описывается качественный и количественный анализ результатов выполнения всех тестов. Во второй части книги представлен диагностический материал. Для психологов, коррекционных педагогов, дефектологов, педиатров и детских невропатологов.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Автор: Глозман Ж.М.
Издательство: ПИТЕР
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Книга является систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специфики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей. Описаны дифференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения. Для психологов, логопедов, дефектологов, врачей.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Издательство: В. Секачев
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Комплект: Монография + Приложение (Под общей редакцией Т.В. Ахутиной). В коллективной монографии представлены методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет, разрабатываемые сотрудниками Лаборатории нейропсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова с 1990 года. В приложении к книге "Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет" приведены два варианта протокола для фиксации получаемых в ходе исследования данных. Приложение, как и книга, адресовано школьным нейропсихологам, клиническим и специальным психологам. Оно также будет полезно студентам, изучающим нейропсихологию и методы коррекции трудностей обучения.
 
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Ахутина Т.В. Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (комплект из 2 книг)
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Издательство: В. Секачев
Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых. - student2.ru
Книга 1. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. В пособии представлены методики, позволяющие специалистам комплексно оценить трудности в овладении навыками письма и чтения у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах. Предлагаемые методики носят тестовый характер, однако позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций. Это дает возможность наиболее точно оценить психологические механизмы, лежащие в основе нарушений письма и чтения у младших школьников. Данное пособие адресовано нейропсихологам, логопедам и дефектологам.

РЕФЕРАТ

На тему: нейропсихологическая диагностика взрослых

Выполнила: Борисова Елизавета

Содержание

1. Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых.

2. Требования к процедуре обследования

3. Схема нейропсихологического исследования взрослых с критериями оценок.

4. Стимульные материалы

Основные принципы и этапы нейропсихологической диагностики взрослых.

Основные принципы таковы:

· Принцип преимущественной направленности конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса («функциональная проба»).

· Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев психических функций («провокация»).

· Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).

· Принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).

· Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.

· Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.

· Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований.

· Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.

Заметим, что большинство перечисленных выше принципов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях клинической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

Принципы и методы нейропсихологической диагностики де­тей и взрослых во многом совпадают, но вместе с тем имеет важ­ные различия. Основной причиной этих различий является то, что те ВПФ, которые у взрослых имеют достаточно завершенную психологическую структуру и определенную мозговую локализа­цию, у детей находятся в стадии формирования. В их осуществ­лении принимает участие гораздо большее число мозговых зон, чем у взрослых. Иначе говоря, ВПФ у детей имеют более развернутую структуру и более разветвленную мозговую локализацию. Вместе с тем целый ряд функций созревает у детей рано. Поэто­му их мозговая организация даже в дошкольном возрасте совпа­дает с той, что характеризует мозговую деятельность взрослых.

В нейропсихологической практике используется система ди­агностических методов, охватывающих как предметный уровень психической деятельности, т.е. различные виды гнозиса и праксиса, так и абстрактный (символическая деятельность). По те­ории А.Р. Лурии, при локальных поражениях мозга первично страдает уровень гнозиса и праксиса, а символический поража­ется вторично — системно, поскольку его состояние зависит от состояния соответствующих видов гностико-праксического уровня. Например, согласно представлениям нейропсихологии, при поражении зоны локализации артикуляционного праксиса страдает понимание речи, письмо и чтение. Эти высшие виды психической деятельности считаются зависимыми от артикуля­ционных подкреплений, которые расцениваются как предпо­сылки к овладению языком.

Методы диагностики нарушений ВПФ разнообразны. Сущест­вуют различные диагностические системы. Наиболее широко используется система нейропсихологической диагностики, со­зданная А.Р. Лурией Процедура ее трудоемка и требует после­дующего системного (факторного) анализа выявленной симпто­матики, ее дифференциации на первичную и вторичную.

Подготовка к обследованию всегда начинается с беседы. Ее цель — выслушать жалобы пациента, а также выявить методом наблюдения в ситуации обследования особенности его поведе­ния, степень критичности, активности, контактности, наличие или отсутствие признаков левшества, амбидекстрии и прочее.

Основную часть диагностической системы составляют тесты, которые подробно описаны А.Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции человека». Имеются зарубежные и отечест­венные модификации (переработки) этой системы. Одна из них выполнена В.М. Шкловским, Т.Г. Визель, Г.М. Носановской в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации. Раз­вернутое описание нейропсихологической диагностики детей дано в пособии А.В. Семенович «Нейропсихологическая диаг­ностика и коррекция в детском возрасте» (2002). Систематиза­ция методов нейропсихологической диагностики и их анализ сделаны Л.И. Вассерманом, С.А. Дорофеевой, ЯЛ. Меерсоном, И.М. Тонконогим. Далее приводится таблица топической диагностики мозговых дисфункций у детей, составленная по данным Разных авторов. Она ориентирует на то, с какого возраста можно считать функцию несозревшей или пострадавшей. ейропсихологическая диагностика представляет собой определенные исследования, которые направлены на тщательное изучение психических процессов. Такая диагностика может быть рекомендована для проведения, как в детском, так и во взрослом возрасте. Обычно для проведения диагностики используются различные диагностические тесты и упражнения, которые дают возможность изучить состояние памяти, внимания,

Наши рекомендации