Причины социального конфликта
Признаки конфликта
Американские социологи Р.Макк и Р.Снайдр описали следующие группы признаков, характерных для социального конфликта:
1) Необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры.
2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В первом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором — о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону.
4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом.
5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции — способности контролировать и направлять поведение другой стороны.
Стадии конфликта.
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его четырьмя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Предконфликтная ситуация (латентная)— | Непосредственно конфликт | Разрешение конфликта | Послеконфликтная стадия |
это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника. На этой стадии развития конфликта возможны различные варианты решения проблемной ситуации: переход конфликтной ситуации в открытый конфликт, неконфликтное решение противоречия асимметричным способом, неконфликтное решение противоречия симметричным способом, игнорирование ситуации и взаимный отказ от активных действий. | это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов: действия соперников, носящие открытый характер (словесные прения, физическое воздействие, экономические санкции и т.д.); скрытые действия соперников (связаны с желанием обмануть, запутать соперника, навязать ему невыгодный вариант действий). Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так. как выгодно ему. | возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника. | Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения. Конфликт может быть: Исчерпан и разрешен примирением сторон. Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны. |
Структура, механизм конфликта.
Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.
Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если адвокат докажет, что его подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими.
Определение основного объекта является непременным условием успешного решения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен (тупиковая ситуация), или будет урегулирован не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.
Объект конфликта – это ценность, которая способна удовлетворить потребность, из-за овладения которой возникает конфликт. Ценности могут быть:
а) материальные;
б) социальные;
в) духовные.
Участники конфликта, которыми могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств.
Динамика конфликта
Динамика конфликта –это процесс изменения конфликта. Она протекает в несколько этапов.
Название этапа конфликта | Описание |
предконфликтная ситуация | –это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, т. к. истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. |
открытый конфликт | наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. |
инцидент – | это пусковой механизм, который инициирует открытое противоборство сторон, начало конфликта. В отличие от инцидента повод (конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий) – это ещё не конфликт. Для инцидента характерно обнажение позиций сторон, деление на «своих» и «чужих», однако реальные силы противников еще до конца не известны, что может способствовать сдерживанию развития конфликта или дальнейшему его развитию. На этой стадии производится: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Ещё сохраняется возможность решить конфликт мирным путем. |
эскалация конфликта | – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные способы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Разум уступает место эмоциям, могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. Конфликт приобретает спонтанный, неуправляемый характер. На этой стадии происходит создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, наблюдается тенденция к расширению и углублению конфликта. |
завершение конфликта – | окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознание его участниками, преобладании одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю, появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство. Завершение конфликта может быть достигнуто путем устранения оппонента или обоих оппонентов, устранения объекта конфликта, изменения позиций обеих или одной из сторон конфликта, при участии в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения, при обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи или путем переговоров. Завершение конфликта может быть мирным или насильственным, конструктивным или деструктивным. |
послеконфликтный период | период ликвидации основных видов напряженности, нормализация отношений между сторонами. |
Виды конфликтов
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психоло-гическое явление, весьма многообразны. Это не только позволяет классифицировать конфликты по различным основаниям, признакам, но и помогает ориентироваться в их специфических проявлениях, оценить возможные пути их разрешения (табл. 1).
Таблица 1
Классификация конфликтов
Основание классификации | Виды конфликтов | Общая характеристика | ||
Сферы проявления конфликта | Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые | В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений | ||
Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие Острые длительные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью одной из сторон Обусловлены поверхностными причинами, носят эпизодический характер | ||
Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные Межличностные Конфликты «личность – группа» Межгрупповые конфликты | Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъектами конфликта являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы | ||
Социальные последствия | Конструктивные Деструктивные | В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы | ||
Предмет конфликта | Реалистичные (предметные) Нереалистичные (беспредметные) | Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта | ||
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают
внутренними | внешними |
К первым относятся внутриличностные конфликты. Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться рядом обстоятельств: - необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен; - несовпадением внешних требований и внутренних позиций; - неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворения; - влечениями и обязанностями; - различного рода интересами и т. п. Чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия», т. е. конфликт мотивационного характера (мало кто удовлетворен работой; многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки или недогрузки на работе, не могут полностью реализовать свой внутренний потенциал), или о «выборе наименьшего зла», т. е. конфликт ролевого характера (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов). | ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Наиболее распространенным является межличностный конфликт. В организациях он проявляется по-разному, чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75—80% межличностных конфликтов порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Такого рода конфликты называются коммуникационными, так как они возникают там, где у членов коллектива отсутствуют обратные связи, окружающие их не признают, проявляют непонимание в процессе общения, неверно истолковывают исходящую от них информацию. «Обиженные» в свою очередь поступают так же. Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность, так как все их действия, независимо от того, имеют они отношение к самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму. |
Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.
Коммуникационными являются и конфликты между личностью и группой. Они в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их и становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на «завинчивание гаек».
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Поэтому и здесь могут возникать разногласия, легко перерастающие в конфликты. Такое противостояние имеет различные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы — производственники — финансисты), социальная (рабочие — служащие — руководство) или эмоционально-поведенческая («лентяи» — «работяги»). Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные составляющие. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальным и неформальным коллективами и т. п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. Таких конфликтов большинство — 70—80 %. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личные,затрагивающие неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором — одни выигрывают или теряют значительно больше, чем другие.
Пока конфликт еще не «созрел», он является скрытым, что затрудняет процесс управления им или его разрешения. В противном случае конфликт считается открытым. Открытый конфликт находится под контролем руководства, поэтому он менее опасен для организации, в то время как скрытый незаметно подтачивает ее основы, хотя внешне может казаться, что все нормально.
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается имается нечестное запутывание руководителей и коллег с целью вынуждения их к определенным действиям, пр иносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого направлена интрига. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой «очерняются» или «обеляются» люди и их поступки.
Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, т. е. групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
Виды социальных конфликтов:
• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему - глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме - внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.
Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:
межличностные;
между личностью и группой;
внутригрупповые;
между малыми и большими социальными общностями;
межэтнические;
межгосударственные.
В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:
конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
конфликты по поводу материальных ресурсов;
конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.
Таким образом, классификация конфликтов -- метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.
В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.
Типы конфликтов
В зависимости от сторон конфликта выделяют:
1) Внутри – личностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. Выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Может носить и деструктивный и конструктивный характер, т. е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. Причинами внутри – личностного конфликта могут быть противоречие потребностей, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения;
2) межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;
3) конфликты между личностью и группой– это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. Они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. Могут быть конструктивными (способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции) и деструктивными (дезидентификация личности и групповая дезинтеграция);
4) межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причинами межгрупповых конфликтов могут быть: экономические, политические, национально-этнические и т. д. В зависимости от уровня социальных групп конфликт имеет свои особенности возникновения и способы их разрешения. На уровне малых социальных групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп, которая вызывает социальную дифференциацию между группами. Для больших социальных групп характерна большая масштабность и глубина конфликтов;
5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.
По сферам жизнедеятельности людей выделяют:
1) бытовые;
2) трудовые;
3) семейные;
4) воинские;
5) учебно-педагогические и др.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
1) статусно – ролевые;
2) ресурсные;
3) социокультурные;
4) идеологические и др.
По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:
1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);
2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами).
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
1) кратковременные;
2) быстротечные;D0p>
3) длительные.
По результативности конфликты делятся на:
1) конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
2) деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).
По характеру причин:
1) реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;
2) нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.
Функции конфликтов.
По своей природе конфликт может быть носителем как конструктивных, так и деструктивных тенденций, которые предопределяют его позитивные и негативные функции.
Функция конфликта –роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Позитивные функции конфликтов:
- выявляют назревшие проблемы;
- стимулируют исправление недостатков;
- способствуют обновлению жизни;
- снимают напряжение в обществе;
- способствуют объединению людей.
Негативные функции конфликтов:
- могут создавать стрессовые ситуации;
- могут дезорганизовать жизнь людей;
- могут разрешить социальные связи;
- могут вызвать раскол общества.
По совпадению результатов конфликта с целями различают:
1) явные функции конфликта – функции, для которых характерно совпадение результатов конфликта с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта;
2) скрытые (латентные) функции конфликта – последствия отличаются от ранее провозглашенных участниками конфликта намерений и могут оказаться неожиданными, не отвечающими целям участников конфликта. Они обнаруживаются лишь с течением времени.
По конструктивности различают:
1) общие конструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и имеют следующее значение:
а) информационное значение конфликта – состоит в обнаружении и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе, свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению;
б) способствуют разрешению противоречий, устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;
в) интегративное значение – объединение перед общим врагом, в решении возникших проблем;
г) способствуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации;
д) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, предотвращению более серьезных конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;
е) выяснение соотношения сил социальных групп или общностей и предотвращение более разрушительных конфликтов;
2) конструктивные функции конфликта на личностном уровнеРW–> – касаются влияния конфликта непосредственного на личность и способствуют:
а) самопознанию и адекватной самооценке личности;
б) лучшему узнаванию союзниками друг друга, а также определению сил противника;
в) снятию психической напряженности в группе, при положительном разрешении конфликта;
г) адаптации и социализации человека, развитию его как личности, набору опыта за небольшой отрезок времени;
д) самореализации и самоутверждению;
общие деструктивные функции конфликта могут приводить к следующим последствиям:
а) к большим человеческим жертвам и материальным потерям;
б) к состоянию дестабилизации и дезорганизации стороны противоборства;
в) к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;
г) к дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;
д) к нарастанию в обществе настроений пессимизма и упадком нравов;
е) к новым, более деструктивным конфликтам;
ж) к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности;
деструктивные функции конфликта на личностном уровне могут приводить к следующим последствиям:
к негативному воздействию на социально-психологический климат в группе (появлению чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса);
а) к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности;
б) к развитию чувства неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций и образцов поведения;
в) к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;
г) к развитию для общения видов поведения (безынициативность, критиканство, буквоедство, поиск виноватых, самобичевание и т. д.).
Признаки конфликта
Американские социологи Р.Макк и Р.Снайдр описали следующие группы признаков, характерных для социального конфликта:
1) Необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры.
2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В первом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором — о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону.
4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом.
5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции — способности контролировать и направлять поведение другой стороны.
Причины социального конфликта
Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.
Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.
Принято различать 4 группы причин конфликтов, первые две из которых носят объективный характер, вторые две – субъективный:
1) объективно-ситуационные,
2) организационно-управленческие,
3) социально-психологические,
4) личностные.
Следует заметить, что жесткое разделение объективных и субъективных причин, а тем более их противопоставление, неправомерно. Нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами.
К числу наиболее часто встречающихся объективно-ситуационных причин конфликтов можно отнести следующие:
- естественное столкновение значительных материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности (например, между интересами предпринимателей и наемных рабочих);
- недостаток (дефицит) значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ (в силу ограниченности ресурсов, неразвитости экономики);
- неблагоприятные условия и низкий уровень жизни (материально-бытовая неустроенность, недостаток финансовых средств из-за несправедливого распределения общественного продукта);
- несовершенство законов, слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
- низкий общественный контроль за деятельностью властных структур, допускающих нарушение закона, что порождает правовой нигилизм и правовой беспредел в больших масштабах (например, массовое распространение коррупции и взяточничества);
- наличие достаточно устойчивых стереотипов в межличностных и межгрупповых отношениях граждан, способствующих возникновению конфликтов (недостаток терпимости, продиктованный атеизмом, национальной неприязнью, агрессивностью по отношению к представителям других этнических групп, низкой культурой).
Организационно-управленческие причины, которые также носят объективный характер, можно условно разделить на четыре подгруппы:
1) структурно- организационные (например, несоответствие структуры организации ее целям, задачам и требованиям деятельности, которой она занимается, возникающее по двум причинам: либо из-за ошибок при проектировании структуры, либо из-за запаздывания в приведении структуры в соответствие с выполняемыми функциями и объемом решаемых задач, которые постоянно меняются в условиях рыночной экономики);
2) функционально-организационные (например, неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой, либо неоптимальность функциональных связей внутри организации между структурными подразделениями и руководством, между отдельными работниками);
3) личностно-функциональные (например, неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности);
4) ситуационно-управленческие (например, ошибки, допускаемые руководителями при принятии решений, либо низкая исполнительность подчиненных, невыполнение ими поставленных руководством задач).
К числу социально-психологических причин конфликтов, которые носят скорее субъективный характер, можно отнести:
а) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (часть информации находится на уровне бессознательного и словами не выражается, часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного работника, из-за недостатка времени, из-за утаивания, либо невнимательности и плохой усваиваемости, из-за неправильного понимания действительного смысла сказанного и др.);
б) несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (один или оба играют не те роли, которые от них ожидают, например, каждый стремится играть роль старшего над другим и ни один не согласен с ролью подчиненного);
в) действие т.н. «закона абсолютизации целого» [36], в силу которого людям присуще стремление судить о предмете по какому-то его отдельному признаку, при этом один и тот же предмет или проблема может представать разным людям в различном качестве (например, красно-желтое яблоко может казаться наблюдателям либо красным, либо желтым, в зависимости от угла зрения). Возникающее расхождение мнений об одном и том же предмете может вызвать спор, или даже конфликт, хотя объективно причины для него нет, так как обе стороны правы;
г) особенности оценки результатов своей деятельности или деятельности других людей. Известно, что в основе любой оценки деятельности лежит метод сравнения. Способов сравнения существует по меньшей мере пять:
(1) сравнение достигнутого результата деятельности с неким возможным идеалом (идеальным представлением конечного результата со стороны оценивающего, например руководителя организации);
(2) сравнение на степень соответствия