Подходы к классификации возрастов в акмеологии

Сложности возрастной периодизации во взрослом воз­расте связаны с отсутствием систематизированных дан­ных в изменении психологических процессов и личност­ных особенностей в различные периоды взрослости.

В генетической психологии получила распространение точка зрения, согласно которой зрелость представляет собой прекращение процесса развития. Во взрослом со­стоянии происходит лишь накопление жизненного опыта, не влияющего на внутренние механизмы психофизиоло­гических функций.

Настоятельная потребность в разработке возрастной психологии взрослых была вызвана нуждами практики обучения и воспитания взрослых, организации их труда и отдыха в разные периоды жизни.

В существующих сегодня возрастных периодизациях (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д. Векслер, В. В. Бунак, В. В. Гинз­бург) не совпадают нижние и верхние границы зрелости, не существует даже единого мнения о границах юности.

Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами построения классифи­каций возрастных периодов: физиологическим, антропо­логическим, демографическим, психологическим.

Периодизацию основных состояний зрелости при еди­ном подходе к жизненному циклу человека Б. Г. Ананьев предложил построить на основе определения микровоз­растных интервалов психофизиологического и интеллек­туального развития взрослых.



собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объест привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола; под­ражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами».

Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых явля­ется он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пе­режить чувство первой любви. У каждого она индиви­дуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от ду­ховных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отноше­ний, в какой мере достойно он решает проблемы, связан­ные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного само-

Соэнания.

Центральный психологический процесс здесь - это формирование личной идентичности.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кри­зиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального само­определения и достижений в избранной деятельности. Чрезвычайно важный компонент самосознания - само­уважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеально­го «Я».

Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я - концепции» у юноши. «Я-концеп-ция» - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это «тео­рия самого себя».



В соответствии с экспериментальными данными иссле­дования процесс психофизиологического развития взрос­лых неоднороден. В возрасте 18-46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания, первый из которых охватывает возраст от 18 до 25 лет, второй - от 26 до 35 лет, третий - от 36 до 46 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития психических функций и интеллекта, понимаемо­го как результат межфункциональных связей.

Исследование межфункциональных связей психических процессов взрослого человека показало, что в процессе перестройки и преобразований межфункциональных структур элементы новой структуры зарождаются в нед­рах старой. Структурные преобразования интеллек­туальной системы происходят под влиянием жизненных факторов, являющихся причиной качественных измене­ний интеллекта как целостной системы. Среди этих фак­торов решающая роль в онтогенетическом развитии че­ловека принадлежит обучению и трудовой деятельности.




в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение че­ловека до высочайшего потенциала человечности и ду­ховности, но именно в этом возрасте человек может опус­титься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце свое­го борения юноша или девушка возвратятся обновленны­ми духовно с любовью и доверием к своим близким.



82. Труд как ведущая деятельность периода зрелости Становление личности как субъекта познания, труда и общения протекает во времени и осуществляется на про­тяжении всего жизненного цикла человека под влиянием факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживаю­щих развитие. В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд который оказывает развивающее воздей­ствие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе он­тогенеза. Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфаз-ности в развитии психофизиологических функций, заклю­чающейся в соотношении моментов нарастания их «рабо­тоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рож­дения до возрастов зрелости (ранней и средней), вто­рая - специализацию тех же функций в зрелости. В про­цессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относительная стабилизация. Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-раз­ному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственны уси­ленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. Больше всего оптимальных точек подъема
j _>U

 

 

 

 

г------------------------------------------ 1

Влияние обучения

Наши рекомендации