I 59. Развитие речи младшего школьника

IК моменту поступления в школу словарный запас ре-

*бенка увеличивается настолько, что он может свободно
|объясниться с другим человеком по любому поводу.
IУ младших школьников появляется ориентировка на сис-
Iтемы родного языка: звуковую, грамматическую. Интен-
]сивно развивается контекстная и объяснительная речь

школьника, формируется эмоциональная культура речи.

IОсобое значение для развития речи ребенка имеет

iовл адение письменной речью.

|Письменная речь имеет свою специфику: она требует

Гбольшего контроля, чем устная. Устная речь может быть

'восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже

[было сказано. В ней принимает участие экспрессивная

|функция: тонирование* высказывания, мимическое и те-

Iлесное сопровождение речи.

■Письменная речь имеет свои особенности в построе-

]нии фраз, в отборе лексики, в использовании граммати-

|ческих форм. Тексты имеют стилистические различия:

*повествования, описания, рассуждения, письма, эссе
[и т. д. Для письменной речи определяющее значение
[имеет ее правильность: орфографическая, грамматиче-
Iская и пунктуационная. Ребенок овладевает письмом
,вместе с письменной речью.

[Усвоение письменной речи качественно изменяет и уст-

|ную речь ребенка. Оно влияет и на все психическое раз-

Iвитие школьника. Развитие письма - это процесс уста-

Iновления навыков, связанных с чтением и письмом, т. е.

'установление ассоциации между буквой и звуком в пись-

Iме и чтении, - в этом и есть процесс развития. По сути

Iписьменная речь - это не речь в прямом смысле, а сим-

[волизация звуковых символов, т. е. двойная абстракция.

\___________________________



60. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Па­мять приобретает ярко выраженный познавательный ха­рактер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнеми-ческую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов за­поминания. От наиболее примитивных приемов (повторе­ние, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группи­ровке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непро­извольного восприятия ребенка дошкольника к целена­правленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учи­тель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительный поисковый образ для того, чтобы ребе­нок смог увидеть то, что нужно. Если для дошкольников .было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.

В школе вся деятельность по своему характеру являет­ся произвольной, поэтому активно развивается воля и са­моорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный

растет. Для школьника - часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошколь­ному, ребенок исходит из непосредственной практиче­ской значимости явления, не принимает во внимание ге­незис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий.

Теоретическое мышление позволяет ученику ре­шать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существен­ные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т. е. от типа обучения.

В своей книге «Виды обобщения в обучении» В. В. Да-выдов дал развернутую сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления, показав, что теоретическое обобщение не развивается в недрах эмпи­рического, а следовательно, требуется новая логика со­держания учебных предметов.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определя­ет социальный статус ребенка.

В благоприятных условиях развивается чувство соб­ственного достоинства у ребенка. «Я хороший» - внут­ренняя позиция ребенка по отношению к самому себе.

Развитие нравственных чувств ребенка происходит в результате «переселения внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя (способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам) начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика. Когда потребность со­ответствовать положительному эталону поведения при-обретает личностный смысл, у ребенка появляется ответ­ственность как черта личности.



и обобщенный характер. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Происходит развитие новой формы обобщения, осно­ванного на существенных признаках предметов и явле­ний - теоретического мышления.

Благодаря развитию нового уровня мышления происхо­дит перестройка всех остальных психических процессов, т. е., по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыс­лящей, а восприятие думающим». Поэтому именно пере­стройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содер­жание умственного развития в младшем школьном воз­расте.

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно по­лезной деятельности. Создаются предпосылки к разви­тию чувства взрослости: ребенок думает, что он все мо­жет делать как взрослый.

Поэтому грамматика играет очень существенную роль в развитии ребенка. Письменная речь требует произволь­ного построения и постоянного контроля. Процесс пере­вода внутренней речи в письменную необычайно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а пись­менная речь максимально построена для другого, кото­рый должен понять то, что написано.

Таким образом, процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школь­ника - произвольностью психических процессов, умени­ем работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.



т

I 59. Развитие речи младшего школьника - student2.ru I 59. Развитие речи младшего школьника - student2.ru не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноцен­ности. Подросток психологически попадает в зависи­мость от предметного мира как ценности человеческого

В научной концепции Ж. Пиаже описывается, что в возрасте от 11-1 2 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок



■-*

Подростковый кризис

Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер этого пе­риода показывает, что у ребенка появились новые по­требности, удовлетворение которых серьезно затрудне­но. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании заме­чаний, замкнутости и т. д.

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертах ха-рактера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, свя­зан с возникновением нового уровня самосознания, ха­рактерной чертой которого является появление у подрост­ков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутвержде­нию, самовыражению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего ха­рактера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Хотя в этот период происходит объективное изменение со­циального положения отрока (возникают новые отноше-

А-

-f

Наши рекомендации