Развитие воли как способности I
к управлению поведением '
Самым важным личностным механизмом, формирую- |
щимся в дошкольном периоде, считается соподчинение |
мотивов.Раньше если несколько желаний возникало од- I
новременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой I
для него ситуации выбора. '
Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную |
силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте .
ребенок сравнительно легко может принять решение I
в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои ■
непосредственные побуждения, например не реагиро- |
вать на привлекательный предмет. Это становится воз- I
можным благодаря более сильным мотивам, которые вы- ■
полняют роль «ограничителей». Появление соподчинения |
мотивов становится предпосылкой развития воли. ;
Обратимся к генезису волевых действий. В младшем |
дошкольном возрасте поведение ребенка складывается i
почти целиком из импульсивных поступков, проявления I
воли наблюдаются лишь время от времени при особо I
благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет I
количество таких проявлений возрастает, но они все еще I
не занимают сколько-нибудь значительного места в пове- J
дении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне I
изменения мотивов поведения, формирования соподчи- i
нения мотивов ребенок становится способным к сравни- |
тельно длительным волевым усилиям. i
В развитии волевых действий дошкольника можно вы- '
делить три взаимосвязанные стороны: I
1) развитие целенаправленности действий; .
2) установление взаимозависимости между целью дей- |
ствий и их мотивом; i
------------------------------------------ >е
52. Основные психологические '
новообразования дошкольного возраста [
Д. Б. Эльконин считал, что это: .
1) возникновение первого схематичного абриса цель- \
ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить i
в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести I
в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые I
укладывается такой непостоянный окружающий мир. I
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает I
теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального *
характера, мировоззренческие схемы. 1
У детей возникает обостренный познавательный инте
рес, он задает взрослым тысячи вопросов; I
2)возникновение первичных этических инстанций «Что* такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстан- |ции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может jбыть плохим»; I
3)возникновение соподчинения мотивов. В этом воз- Iрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных * действий над импульсивными. Преодоление непосред- |ственных желаний определяется не только ожиданием на-грады или наказания со стороны взрослого, но и выска- jзанным обещанием самого ребенка (принцип «данного \ слова»). Благодаря этому формируются такие качества |
. личности, как настойчивость и умение преодолевать ■
трудности; возникает также чувство долга по отношению |
к другим людям; |
4) возникновение произвольного поведения. Произ- I
вольное поведение - это поведение, опосредованное I
определенным представлением. На основе формирова- '
ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Элько- 1
ни ну, появляется стремление управлять собой и своими :
поступками; I
3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошкольник овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на более значимый мотив в данный момент.
На развитие воли особенно сильно влияют игры с правилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти требования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым действиям.
формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей.
В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).
И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью.
5)возникновение личного сознания - возни к н овение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
6)появляется внутренняя позиция школьника. Подготовленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.
Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная). На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола.
53. Кризис семи лет
На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет. Основные признаки:
1)потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2)манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3)симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.
Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непосредственности» (Л . С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый мо-
■-» |
э*--