Развитие воли как способности I

к управлению поведением '

Самым важным личностным механизмом, формирую- |

щимся в дошкольном периоде, считается соподчинение |

мотивов.Раньше если несколько желаний возникало од- I

новременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой I

для него ситуации выбора. '

Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную |

силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте .

ребенок сравнительно легко может принять решение I

в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои ■

непосредственные побуждения, например не реагиро- |

вать на привлекательный предмет. Это становится воз- I

можным благодаря более сильным мотивам, которые вы- ■

полняют роль «ограничителей». Появление соподчинения |

мотивов становится предпосылкой развития воли. ;

Обратимся к генезису волевых действий. В младшем |

дошкольном возрасте поведение ребенка складывается i

почти целиком из импульсивных поступков, проявления I

воли наблюдаются лишь время от времени при особо I

благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет I

количество таких проявлений возрастает, но они все еще I

не занимают сколько-нибудь значительного места в пове- J

дении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне I

изменения мотивов поведения, формирования соподчи- i

нения мотивов ребенок становится способным к сравни- |

тельно длительным волевым усилиям. i

В развитии волевых действий дошкольника можно вы- '

делить три взаимосвязанные стороны: I

1) развитие целенаправленности действий; .

2) установление взаимозависимости между целью дей- |
ствий и их мотивом; i

------------------------------------------ >е

52. Основные психологические '

новообразования дошкольного возраста [

Д. Б. Эльконин считал, что это: .

1) возникновение первого схематичного абриса цель- \
ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить i
в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести I
в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые I
укладывается такой непостоянный окружающий мир. I
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает I
теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального *
характера, мировоззренческие схемы. 1

У детей возникает обостренный познавательный инте­
рес, он задает взрослым тысячи вопросов; I

2)возникновение первичных этических инстанций «Что* такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстан- |ции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может jбыть плохим»; I

3)возникновение соподчинения мотивов. В этом воз- Iрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных * действий над импульсивными. Преодоление непосред- |ственных желаний определяется не только ожиданием на-грады или наказания со стороны взрослого, но и выска- jзанным обещанием самого ребенка (принцип «данного \ слова»). Благодаря этому формируются такие качества |

. личности, как настойчивость и умение преодолевать ■

трудности; возникает также чувство долга по отношению |

к другим людям; |

4) возникновение произвольного поведения. Произ- I
вольное поведение - это поведение, опосредованное I
определенным представлением. На основе формирова- '
ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Элько- 1
ни ну, появляется стремление управлять собой и своими :
поступками; I

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошколь­ник овладевает умением подчинять свои действия моти­вам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуа­ции, в которых сталкиваются противоположные мотивы. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчи­вающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на бо­лее значимый мотив в данный момент.

На развитие воли особенно сильно влияют игры с пра­вилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти тре­бования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым дей­ствиям.

формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно пред­ставить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для са­мого ребенка и окружающих его людей.

В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональ­ное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосре­дованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отно­шение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).

И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, об­щественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью.



5)возникновение личного сознания - возни к н овение сознания своего ограниченного места в системе отноше­ний со взрослыми. Стремление к осуществлению об­щественно значимой и общественно оцениваемой дея­тельности;

6)появляется внутренняя позиция школьника. Подго­товленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную по­зицию в обществе, открывающую доступ в мир взросло­сти, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познаватель­ной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - позволяет ребенку включиться в учебный про­цесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и мо­жет выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ре­бенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «ког­да я вырасту большой».

Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.

Половая идентификация заключается в том, что ре­бенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети при­обретают представления о соответствующих стилях пове­дения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная). На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарас­тающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола.



53. Кризис семи лет

На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет. Основные признаки:

1)потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значе­ние это действие будет иметь для ребенка);

2)манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3)симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение пережива­ний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не на­кладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возник­новение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно не­обходимую и общественно полезную деятельность. В на­ших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непо­средственности» (Л . С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый мо-

■-»

э*--

Наши рекомендации