I и формирование личности в онтогенезе: новорожденный, младенец
I 28. Развитие психики ребенка
I в перинатальном периоде
■ Социальная ситуация развития ребенка в утробе
|матери тесным образом связана с соматическим и психи-
|ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-
Iния в перинатальной психологии выступает диада «мать -
Iребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие
Iпроцессы.
.К концу первого триместра беременности, как указыва-
[ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-
|нообразные сенсорные переживания, но и положитель-
I ные и отрицательные эмоциональные переживания,
Iсопровождающие комфортное и дискомфортное состоя
ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-
Iдит через функции ее организма.
.Во втором триместре беременности эмоциональное
Iсостояние ребенка - удовольствие/неудовольствие -
Iизменяется в зависимости от собственного эмоциональ-
'ного состояния матери напрямую, через поступающие
Iс кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже
(реагирует изменением двигательной активности в ответ
|на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок
Iтеперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой
Iстимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реаги-
Iрует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-
'ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-
*--------------------------------------------
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с изменением сферы потребностей и мотиваций, направленности как системы отношений, с развитием личностной рефлексии, механизма самооценки.
жениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стимуляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорть о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели - изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым путем -через гормоны матери в крови.
В третьем триместре, который сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, музыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, песням, развивается избирательность к культурным особенностям пищи.
ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития - составляют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.
г
|периода бодрствования по сравнению с периодом сна,
&-----------------------------------------
I 31. Основные новообразования
I периода новорожденности
.Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-
|ходимых для нормального развития нервной системы и ор-
Iганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором
Iтаких впечатлений в новорожденном периоде становится
Iвзрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы,
наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем са-
Iмым активизируя его ориентировочные реакции.
*Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который
|в первые дни носит безусловный рефлекторный харак-
1 тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели.
IСпазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже
Iв первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят-
'ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне,
Lтепле.
t При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново-
[рожденного переходит в менее бурное выражение отри-
[цательной эмоции - плач.
IНаблюдения за младенцами в течение четырех часов
Iв день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов
:в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до
Iдвенадцати часов после рождения на лице младенца от-
■мечаются движения, морфологически напоминающие
|улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива-
]лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка
1возникала на лице младенца в первую неделю жизни
Iв ответ на различные звуковые стимулы, в том числе
1в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем
|к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы-
lвает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак-
|тиваторов улыбки начинают выступать различные зри-
t___________________________
eff*
лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает
•-*
I
32. Социальная ситуация развития младенца|
Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче-
ского развития'ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта -взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.
С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном периоде, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходимые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприятиявсе первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.
Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви-
громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу развития - младенчеству.
формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.
В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у животных, наоборот, движения развиваются раньше, чем группы чувств.
тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.
Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общениесо взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.
Для большинства детей, воспитывающихся в семье, социальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.
тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.
Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления.Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка.
Психологи детства считают это новообразованиеосновным показателем завершения периода новорожденное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.).