I и формирование личности в онтогенезе: новорожденный, младенец

I 28. Развитие психики ребенка

I в перинатальном периоде

■ Социальная ситуация развития ребенка в утробе

|матери тесным образом связана с соматическим и психи-

|ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-

Iния в перинатальной психологии выступает диада «мать -

Iребенок».

В психической жизни ребенка наблюдаются следующие

Iпроцессы.

.К концу первого триместра беременности, как указыва-

[ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-

|нообразные сенсорные переживания, но и положитель-

I ные и отрицательные эмоциональные переживания,

Iсопровождающие комфортное и дискомфортное состоя­
ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-

Iдит через функции ее организма.

.Во втором триместре беременности эмоциональное

Iсостояние ребенка - удовольствие/неудовольствие -

Iизменяется в зависимости от собственного эмоциональ-

'ного состояния матери напрямую, через поступающие

Iс кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже

(реагирует изменением двигательной активности в ответ

|на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок

Iтеперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой

Iстимуляции - и внутриутробной, и внешней - он реаги-

Iрует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-

'ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-

*--------------------------------------------

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред­ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино­му этапу возрастного развития.

В настоящее время в нашем обществе наметилась тен­денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо­бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со­циальным расслоением в обществе.

Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю­щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са­мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ­ленности как системы отношений, с развитием личност­ной рефлексии, механизма самооценки.





жениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель - на тактильную и слуховую стиму­ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорть о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели - изменять и поддерживать свое со­стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.

Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен­ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ­ном уровне, которое осуществляется непрямым путем -через гормоны матери в крови.

В третьем триместре, который сензитивен для образо­вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му­зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес­ням, развивается избирательность к культурным особен­ностям пищи.

ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше­го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз­вития имеет большое практическое значение для реше­ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли­жайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров­ней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития - составля­ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз­личий детей.





г

|периода бодрствования по сравнению с периодом сна,

&-----------------------------------------

I 31. Основные новообразования

I периода новорожденности

.Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-

|ходимых для нормального развития нервной системы и ор-

Iганов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором

Iтаких впечатлений в новорожденном периоде становится

Iвзрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы,
наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем са-

Iмым активизируя его ориентировочные реакции.

*Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который

|в первые дни носит безусловный рефлекторный харак-

1 тер. Первый крик - результат спазма голосовой щели.

IСпазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже

Iв первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприят-

'ные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне,

Lтепле.

t При нормальном воспитании оглушительное «уа» ново-

[рожденного переходит в менее бурное выражение отри-

[цательной эмоции - плач.

IНаблюдения за младенцами в течение четырех часов

Iв день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов

:в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до

Iдвенадцати часов после рождения на лице младенца от-

■мечаются движения, морфологически напоминающие

|улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматрива-

]лись как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка

1возникала на лице младенца в первую неделю жизни

Iв ответ на различные звуковые стимулы, в том числе

1в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем

|к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызы-

lвает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве ак-

|тиваторов улыбки начинают выступать различные зри-

t___________________________

eff*

лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает

•-*

I

32. Социальная ситуация развития младенца|

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психиче-

ского развития'ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выгот­ский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Ребенок ни­чего не может без взрослого человека. Жизнь и деятель­ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта -взрослый человек. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противо­речие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздей­ствия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуа­ции развития, которая его породила.

С необходимостью заботы взрослого связан и факт преимущественного развития сенсорики в данном перио­де, т. е. органов чувств, а не движений, так как необходи­мые операции по уходу и обслуживанию берет на себя взрослый, давая возможность тем самым сформировать­ся органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация. Развитие восприя­тиявсе первые годы жизни, фактически весь школьный возраст является одним из наиболее важных психических процессов. От развития восприятия в этом возрасте во многом зависят и все другие познавательные процессы, прежде всего мышление.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком, созданию благоприятных условий для разви-

громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоцио­нальная реакция была названа «комплексом оживления», она и является показателем перехода к новому этапу раз­вития - младенчеству.

формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредото­чения (т. е. умения сосредоточиться на звуковом или зри­тельном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

В это же время начинает проявляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни и существенно отличающая их от детенышей животных. Эта закономерность проявляется в том, что развитие сенсорных процессов, т. е. зрения, слуха, осязаний, существенно опережает у человеческих младенцев развитие моторики, в то время как у живот­ных, наоборот, движения развиваются раньше, чем груп­пы чувств.



тия восприятия. Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые меся­цы жизни крайне важным для ребенка является эмоцио­нальный контакт, привязанность и защита, которая исхо­дит от близкого взрослого.

Доказывая, что ведущей деятельностью в младенче­ском возрасте является эмоционально-личностное общениесо взрослым, Лисина провела серию экспери­ментов, в которых показала, что и познавательное разви­тие, а не только развитие эмоций и речи, связано с обще­нием со взрослым.

Для большинства детей, воспитывающихся в семье, со­циальная ситуация развития в данном периоде выступает как благоприятная, так как взрослые стараются создать все условия для развития младенцев.

тельные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивает­ся на лице человека, наклонившегося над ним, улыбает­ся, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.

Так постепенно у ребенка вырабатывается особая эмо­ционально-двигательная реакция, обращенная ко взрос­лому, которая называется комплексом оживления.Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка.

Психологи детства считают это новообразованиеос­новным показателем завершения периода новорожден­ное™. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризи­са новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психи­ческое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б.).



Наши рекомендации