Практическое занятие по теме 5. Социальная работа по предотвращению правонарушений и работа с преступниками
Цель: сформировать необходимые знания, умения и навыки в области профилактики и борьбы с правонарушениями и преступлениями
Вопросы к обсуждению:
1) Раскройте понятие «правонарушение», охарактеризуйте объективную и субъективную стороны правонарушения.
2) Раскройте понятие «преступность» и признаки.
3) Рост преступности в стране в последние годы.
4) Формы преступности и их характеристика. Причины преступности.
5) Формирование мотива преступления.
6) Роль мотива в преступном поведении.
7) Сравните понятия «преступление» и «проступок».
8) Охарактеризуйте формы преступности. Раскройте особенности личности и
9) групп несовершеннолетних преступников.
10) Обозначьте факторы и причины преступности. Раскройте содержание деятельности по профилактике правонарушений.
11) Охарактеризуйте реабилитационные мероприятия с правонарушителями.
Задания к практическому занятию:
Творческое задание:
Подготовить словарь по данной теме (работа с терминами).
Разработать интеллект карту по теме занятия.
Темы электронных проектов:
Основные причины пенитенциарного девиантного поведения.
Понятие и виды виктимности.
Основные научные концепции (отечественные и зарубежные) предупреждения преступности.
Личностные особенности молодых участников массовых девиаций (беспорядков).
Рекомендуемая литература:
1. Минин А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи/А.Я. Минин, О.Ю. Краев; Под ред. проф. А.Я. Минина. – Москва: Прометей, 2016.- 140с.
2. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2012.
3. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков: Издательство: Академический проект, Гаудеамус Год: 2007.
Практическое занятие по теме 6. Насилие и жестокость как формы девиантного поведения
Цель: сформировать необходимые знания, умения и навыки в области профилактики и борьбы с насилием и жестокостью.
Вопросы к обсуждению:
1) Определите понятия, виды и формы насилия и агрессии.
2) Раскройте причины распространения насилия и агрессии в обществе.
3) Приведите примеры проблемных ситуаций как источников насилия на уровне больших и малых социальных групп, а также на индивидуальном уровне.
4) Охарактеризуйте сущность социально-политического насилия.
5) Охарактеризуйте особенности домашнего насилия.
6) Жестокость и насилие по отношению к детям: формы, причины, последствия.
7) Охарактеризуйте систему социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение.
Задания к практическому занятию:
Творческое задание:
Разработать пакет диагностического инструментария, направленный на изучение склонности к агрессивному поведению.
Подготовить словарь по данной теме (работа с терминами).
Подготовить интеллект карту по теме исследования.
Темы электронных проектов:
Агрессия и агрессивное поведение.
Условия формирования агрессивного поведения личности.
Агрессия и делинквентное поведение.
Профилактика агрессивного поведения.
Рекомендуемая литература:
1. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие/С.В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363с.
2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель ский центр «Академия», 2006. — 288с.
Практическое занятие по теме 7. Социальный паразитизм как форма девиантного поведения
Цель: сформировать необходимые знания, умения и навыки в области профилактики и борьбы с социальным паразитизмом.
Вопросы к обсуждению:
1) Перечислите и охарактеризуйте основные виды социального паразитизма.
2) Раскройте причины социального паразитизма.
3) Охарактеризуйте социальный паразитизм как общественное явление.
4) Охарактеризуйте меры борьбы с социальным паразитизмом.
Задания к практическому занятию:
Творческое задание:
Подготовить словарь по данной теме (работа с терминами).
Подготовить интеллект карту по теме исследования.
Темы электронных проектов:
Социальный паразитизм как общественное явление.
Виды социального паразитизма.
Причины социального паразитизма.
Меры борьбы с социальным паразитизмом.
Рекомендуемая литература:
1. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 185 с. — (Высшее образование).