Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
Основной предмет Развитие психики
исследования
Методы исследования Наблюдения
Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность
Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш-
ления, речи и других сторон психики ребенка
Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды
Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие,
взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз-
вития
Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний
фактор, проявляющий уже изначально данное направление
Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения. Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению. Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской
психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.
Психическое развитие ребенка: влияние среды
Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкультурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации. Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей). Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психологии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики
ребенка. Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерминации психического развития в теоретических положениях и эмпирических исследованиях ряда крупнейших психологов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Обозначьте основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX в.
2. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?
3. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в подходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логически следуют из их взглядов?
4. Какова основная идея теории К. Бюлера?
5. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в детской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?
ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов А. Гезелла. Найдите упоминания о схеме организации исследования и методах изучения детского развития, использованных Гезеллом: «Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разговаривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тетрадку все, что она рассказывала ему. Отец обычно не ходил с нами на эти осмотры. Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стеклянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что происходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов. Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликлинике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то оказался участником наиболее масштабных за всю историю науки исследований и экспериментов по проблемам развития детей, начиная с рождения. Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы — сначала просто о моем самочувствии, а потом, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них. Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла»(Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С. 36—37).
Дополнительная литература:
1.Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека //Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. С. 34—49.
2.Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М., 1998.
3.Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.
4.Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1989.
5.Leach P. Children first: What our society must do — and is not doing — for our children today. N. Y., 1994.