Профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

§ 2. Проблема детерминации психического развития

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

§ 2. Метод наблюдения

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования

§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

§ 5. Вспомогательные методы исследования

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки

§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36

§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития

§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

§ 2. Психоанализ детства

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . .

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

§ 1. Эго - психология Э. Эриксона

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .

§ 3. Оперантное научение

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения

§ 2. Эволюция теории социального научения

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка

§ 6. Социокультурный подход

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже

§ 2. Ранний этап научного творчества

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций

§ 2. Проблема специфики психического развития человека

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека

§ 4. Проблема «обучение и развитие»

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития

Наши рекомендации