Консультирование семей с детьми-подростками.

Поскольку общие принципы консультирования родителей, на­правленного на сохранение психологического здоровья детей, рассматривались в предыдущем параграфе, коснемся только специфики консультирования родителей подростков.

Она обусловлена прежде всего непониманием родителями изменений, происходящих в подростке. Из этого могут вытекать их стремления сохранить жесткий контроль над ним или «повернуть назад развитие». Наблюдается тенденция отвержения родителями новых качеств подростка и желание вернуть старые детские качества: послушание, ласковость и т. п.

Большинство родителей на консультации говорят о том, что их ребенок «вдруг» резко изменился, стал раздражительным, закрытым, непослушным. И ждут от консультанта совета, как вернуть контроль и сделать ребенка таким, каким он был прежде. Таким образом, они на самом деле хотят получить помощь самим себе, но не видят необ­ходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом. Поэтому первоочередная задача консультанта — это переориентировать родителей с получения помощи на оказание помощи своему ребенку в достаточно сложный для него жизненный период. Как это можно сделать?

Мы полагаем, что нужно представить родителям краткую инфор­мацию о подростковых инициациях — обрядах, которые существо­вали в древности для того, чтобы помочь подросткам достойно прой­ти столь важный для них период быстрых качественных изменений. Итогом этого периода является приобретение статуса взрослости в социальном и сексуальном плане.

Интересно, что при всем разнообразии форм обрядов инициации обязательным компонентом в них было наличие таинства смерти — нового рождения. Это таинство в символической форме представ­ляло идею о том, что для рождения новых качеств необходимо «от­мирание» или разрушение старых, причем процесс разрушения мо­жет быть достаточно долгим и болезненным для подростка. Но се­годня инициации не существует, поэтому помощь подростку могут оказать прежде всего его родители.

Каким образом ее оказывать, и какие основные направления помощи подростку избрать? Для этого нужно вспомнить выделенные компоненты психологического здоровья: аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержатель­но представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностя­ми «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие дру­гих людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенно­стей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность. Однако известно, что в подростковом возрасте частич­но разрушается именно личностная целостность (Э. Эриксон) за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т. п. Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Поэтому особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями его временно ослабевшего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Соответ­ственно перед родителями встает задача полного удовлетворения этой потребности, причем для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких де­тей: обильным вербальным и невербальным поглаживаниям. Таким образом, консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи — не какие-либо действия по изменению под­ростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее. В этом его отличие от ребенка младшего возраста, и непонимание родителями новых возможностей подростка может привести к фор­мированию у него инфантильной или потребительской позиции. Таким образом, аксиологический компонент требует от консультан­та переориентации родителей от отвержения изменений в подрост­ке к полному безоценочному принятию этих изменений, с одной сто­роны, и создание ему условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо, с другой.

Следующий компонент психологического здоровья — инструментальный, предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

Для подросткового возраста характерен резкий рост рефлексии, точнее сказать, в этом возрасте ста­новится возможным существенное развитие рефлексии при наличии для этого определенных условий. Одним из важнейших условий для развития рефлексии является удовлетворение потребности в самораскрытии (Б.М. Мастеров). Раскрывая себя другому, подро­сток раскрывает, прежде всего, себе самому себя. Можно предположить, что самораскрытие является предверием внутреннего диалога. Однако внутренний мир подростка очень хрупок, является для него некоторым интимным таинством (Б.М. Мастеров), поэтому многие авторы отмечают существование в этом возрасте риска самораскрытия, т.е. выраженной защиты некоторыми подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Следствием этого может быть некоторое искажение рефлексивных процессов, а может быть появление у подростка сильного чувства одиночества. Поэтому рефлексивный компонент психологического здоровья требует от консультанта умения показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку далеко не всегда она удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками.

Перейдем к потребностно-мотивационному компоненту психо­логического здоровья, который определяет наличие у человека по­требности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности и полностью принимает ответственность за свое развитие. Подростковый возраст очень важен для становления этого компонента, поскольку новообразованием имен­но этого периода является личностное самоопределение — умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Предпо­сылкой самоопределения можно назвать возрастающую самостоя­тельность подростка. Следует помнить, что подросток, с одной сто­роны, стремится к самостоятельности и отстаивает ее, с другой — не всегда может ее использовать. Поэтому главная задача родителей — способствовать становлению самостоятельности подростка. При этом нужно уточнить само понятие самостоятельности, поскольку на практике она нередко по-разному понимается родителями и са­мими подростками. Родители обычно имеют в виду в основном обя­занности подростка (самостоятельно убрать квартиру, постирать и т. п.), подростки — в основном права (самостоятельно выбирать одежду, время сна, прихода домой и т. п.). В самостоятельно выпол­няемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфлик­тов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности. Таким образом, потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья требует от консультанта помочь родителям разобраться с правами и обязан­ностями подростка, направить их усилия на формирование само­стоятельности подростка во всех основных жизненных сферах.

Наши рекомендации