Упражнение «Превращаем проблему в цели»
Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.
Количество участников: группа студентов.
Время проведения: 30-45 минут.
Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.
Ход занятия: Преподаватель предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.
В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:
1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?
2.Что еще может доставить мне удовольствие?
3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?
5.На что я чаще всего жалуюсь?
6.Что создаст мне больше всего забот?
7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?
8.Что меня больше всего расстраивает?
9.Что стало в последнее время меня раздражать?
10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?
11.Что мне надо изменить в себе?
12.На что у меня уходит слишком много времени?
13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?
14.Как я мог бы лучше распределять свое время?
15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?
Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.
После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».
Практическое занятие №5:
На практическом занятии №5 в рамках темы «Социальная психология» студенты участвуют в социально-психологическом тренинге, способствующем развитию коммуникативных способностей. Одно из упражнений:
Упражнение «Контакты»
Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Время проведения: 30-60 минут.
Количество участников: группа студентов.
Ход занятия: Преподаватель предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.
Примерные ситуации:
«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».
Затем по сигналу преподавателя студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.
Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:
«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.
«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».
«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».
15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине
1.Обязательные издания
- Мельникова Н.А. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельникова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6336.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Ступницкий В.П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 518 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24808.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Столяренко А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Дополнительные издания
- Занковский А.Н. Психология деловых отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11094.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Захарова Л.Н. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9105.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Социальная психология. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8885.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Манухина С.Ю. Основы практической психологии [Электронный ресурс]: хрестоматия. Учебно-методический комплекс/ Манухина С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11045.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
- Столяренко А.М. Психология менеджмента [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 455 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16436.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
· проверка исходных знаний;
· выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;
· обсуждение докладов и беседа по теме семинара;
· подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов и др. По итогам изучения дисциплины проводится зачет.
Инструкция по подготовке контрольной работы
Контрольная работа выполняется самостоятельно. Из приведенного списка контрольных работ (п.13.4) выбирается тема с номером, совпадающим с двумя последними цифрами в номере зачетной книжки. Объем работы 18-20 листов формата А4, шрифт 14, интервал полуторный, выравнивание текста по ширине, нумерация внизу страницы. Контрольная работа должна включать: титульный лист; план; содержательную часть работы, состоящую из введения, нескольких глав и заключения; список литературы.
Студент должен использовать, то есть ознакомиться, осмыслить и сопоставить не менее 5 источников литературы (статьи научных журналов, монографии). При написании контрольной работы используется не более 2-х базовых учебников по психологии. Список литературы оформляется в соответствии требованиями ГОСТ 7.1 – 2003, при использовании электронных ресурсов указать режим доступа (ссылку) и дату обращения.
Работа должна быть сдана с распечатанном виде (+электронный вариант текста записанного на диск).
4. Периодические издания
· Вопросы психологии: науч. журн. - М.: ООО "Вопросы психологии", (2010-2015). - ISSN 0042-8841
· Психологический журнал: РАН. - М.: Наука. (2010-2015) - ISSN 0205-9592
· Социологические исследования: науч. и обществ.-полит. журн. - М.: Наука, (2010-2015) - ISSN 0132-1625
· Управление персоналом. - М.: Изд. дом "Управление персоналом", (2010-2012) ISSN 5-95630-007-8
5. Интернет-ресурсы
· http://teachpro.ru/ - Образовательный портал TeachPro.ru
· http://www.ucheba.com/ - Образовательный портал “УЧЕБА”
· http://www.glossary.ru/ - Служба тематических толковых словарей
· http://www.rubricon.com/ - Рубрикон. Энциклопедии, словари, справочники
· http://venec.ulstu.ru/lib/ - Электронная библиотека полнотекстовых учебных и научных изданий УлГТУ
· http://www.psychology-online.net - Материалы по психологии
· http://www.azps.ru - А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи
· http://www.рsyberia.ru - Рsyberia: психологическая библиотека
· http://www.psychology.ru/library - Рsychology.ru. Психология на русском языке
· http://psylib.myword.ru/ - Библиотека «Дельфия»
· http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория
6. Источники ИОС
https://portal3.sstu.ru/Facult/SADI/TGV/08.03.01z/B.1.3.1.1/default.aspx
16. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях, компьютерных классах с выходом в глобальную сеть Интернет. Площадь, оформление, освещение учебных аудиторий соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Характеристики ПК должны быть не хуже: AMD XP 1700+, 1466 MHz, RAM 1024 MB, HDD 250GB, CD-ROM, monitor 17”.
Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (компьютер или ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных видеоматериалов; практические задания, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях.