Очерки психологии детей первого года жизни

ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Психология детей первого года - вещь сложная, малоизученная и самое главное почти не систематизированная по темам. Вероятно потому, что изучение детской психологии начинается с установления с ребенком первого вербального контакта, а до этого времени с ребенком системно общаются только родители и ближайшие родственники, все же окружающие общаются крайне несистемно. Это не позволяет в течении первого года выделить узловые моменты психологии. Оговорюсь сразу - я не психолог, не психиатр. Так сложилась жизнь и профессия, что с детьми первого года приходится общаться чаще, чем со взрослыми людьми и это дает возможность ( правда иногда ) видеть мир глазами и мышлением ребенка первого года.

Часть первая.

Импринтинг.

«При рождении я плакал и стенал, когда увидел себя в непривычном месте». Эмпидокл (490—430 гг. до н. э.)

Импринтинг (И.)(англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях, связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. В доступной литературе И. изучается только в детском и подростковом возрасте, когда есть возможность отследить формирование сложных условно-рефлекторных связей и поведенческих реакций. Что касается феномена импринтинга новорожденных детей, ученые не имеют определенного мнения на этот счет. В целом допуская возможность его существования, серьезные исследователи говорят о недопустимости прямого переноса методологии и теоретических концептов из этологии животных на человека, подчеркивая необходимость связи этологии человека с социологией, психологией, генетикой, биологией. Масштабных исследований, подтвердивших бы существование феномена импринтинга у новорожденных детей и установивших бы его силу и длительность критического периода, не проводилось.

Известный этолог, психоаналитикДжон Боулбив своей работе «Привязанность» утверждал, что процесс "импринтинга", в широком смысле понятия, приложим к человеческому поведению в своем общем виде. В частности, он предположил, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. То есть ребенок открыт к определенным импринтам в определенные периоды.
Рассмотрим фазы импринтинга по Боулби, через которые проходит нормальное развитие ребенка, на примере привязанности к опекунам у малышей.

Фаза 1 (рождение – 3 месяца): неразборчивая реакция на людей. В первые 2 –3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей, но, как правило, они реагируют на людей одними и теми же базовыми способами.
Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица (Fantz, 1961; Freedman, 1974, р. 23). Для этологов, таких как Боулби, это предпочтение предполагает генетическую предрасположенность к визуальному паттерну, который станет основой для импринтирования эффективных действий в коммуникации: социальная улыбка, лепетание (воркование и гуление) и плач. Изначально улыбка, лепетание и плач не избирательны. Ребенок проявляет эти реакции на любого человека, оказавшегося в поле его зрения. Чуть позже социальная улыбка, лепетание и плач малыша становится реакцией на вполне определенный визуальный стимул (Bowlby, 1982; Freedman, 1974).

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях. Начиная с 3 месяцев, поведение малыша меняется. Его социальные реакции становятся более избирательны. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомым людям. Когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него. Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4 – 5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают. Кроме того, к этому возрасту (и, возможно, задолго до него) их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. Наконец, к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, но делают это, только если нас знают.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Наиболее примечательно то, что младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения (separation anxiety), когда мать покидает комнату. Стоит отметить и интенсивность, с которой малыш приветствует мать, после того как она отсутствовала некоторое время.
Новоявленная исключительность привязанности малыша к родителю также заметна в возрасте около 7 – 8 месяцев, когда у малыша возникает боязнь незнакомцев (fear of strangers).
К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем.
Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда они используют опекуна в качестве надежной отправной точки (secure base) своих исследований окружающего мира. Если мать и ее 1 – 2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, "как будто пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь".

Фаза 4 (3 года – окончание детства): партнерское поведение.

До 2 – 3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей; взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса; а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения.

Запечатление при импринтинге:

· возможно в достаточно ограниченный период времени;

· совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);

· характеризуется необратимостью;

· происходит без пищевого или иного подкрепления.

ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Психология детей первого года - вещь сложная, малоизученная и самое главное почти не систематизированная по темам. Вероятно потому, что изучение детской психологии начинается с установления с ребенком первого вербального контакта, а до этого времени с ребенком системно общаются только родители и ближайшие родственники, все же окружающие общаются крайне несистемно. Это не позволяет в течении первого года выделить узловые моменты психологии. Оговорюсь сразу - я не психолог, не психиатр. Так сложилась жизнь и профессия, что с детьми первого года приходится общаться чаще, чем со взрослыми людьми и это дает возможность ( правда иногда ) видеть мир глазами и мышлением ребенка первого года.

Часть первая.

Импринтинг.

«При рождении я плакал и стенал, когда увидел себя в непривычном месте». Эмпидокл (490—430 гг. до н. э.)

Импринтинг (И.)(англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях, связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. В доступной литературе И. изучается только в детском и подростковом возрасте, когда есть возможность отследить формирование сложных условно-рефлекторных связей и поведенческих реакций. Что касается феномена импринтинга новорожденных детей, ученые не имеют определенного мнения на этот счет. В целом допуская возможность его существования, серьезные исследователи говорят о недопустимости прямого переноса методологии и теоретических концептов из этологии животных на человека, подчеркивая необходимость связи этологии человека с социологией, психологией, генетикой, биологией. Масштабных исследований, подтвердивших бы существование феномена импринтинга у новорожденных детей и установивших бы его силу и длительность критического периода, не проводилось.

Известный этолог, психоаналитикДжон Боулбив своей работе «Привязанность» утверждал, что процесс "импринтинга", в широком смысле понятия, приложим к человеческому поведению в своем общем виде. В частности, он предположил, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. То есть ребенок открыт к определенным импринтам в определенные периоды.
Рассмотрим фазы импринтинга по Боулби, через которые проходит нормальное развитие ребенка, на примере привязанности к опекунам у малышей.

Фаза 1 (рождение – 3 месяца): неразборчивая реакция на людей. В первые 2 –3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей, но, как правило, они реагируют на людей одними и теми же базовыми способами.
Сразу же после рождения малыши любят слушать человеческие голоса и разглядывать человеческие лица (Fantz, 1961; Freedman, 1974, р. 23). Для этологов, таких как Боулби, это предпочтение предполагает генетическую предрасположенность к визуальному паттерну, который станет основой для импринтирования эффективных действий в коммуникации: социальная улыбка, лепетание (воркование и гуление) и плач. Изначально улыбка, лепетание и плач не избирательны. Ребенок проявляет эти реакции на любого человека, оказавшегося в поле его зрения. Чуть позже социальная улыбка, лепетание и плач малыша становится реакцией на вполне определенный визуальный стимул (Bowlby, 1982; Freedman, 1974).

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях. Начиная с 3 месяцев, поведение малыша меняется. Его социальные реакции становятся более избирательны. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомым людям. Когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него. Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4 – 5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают. Кроме того, к этому возрасту (и, возможно, задолго до него) их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. Наконец, к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, но делают это, только если нас знают.

Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной. Наиболее примечательно то, что младенцы громко плачут, демонстрируя тревогу разлучения (separation anxiety), когда мать покидает комнату. Стоит отметить и интенсивность, с которой малыш приветствует мать, после того как она отсутствовала некоторое время.
Новоявленная исключительность привязанности малыша к родителю также заметна в возрасте около 7 – 8 месяцев, когда у малыша возникает боязнь незнакомцев (fear of strangers).
К 8 месяцам малыши обычно способны ползать и поэтому могут начать активно следовать за удаляющимся родителем.
Конечно, малыши часто движутся не только в сторону объектов привязанности, но и от них. Это особенно заметно, когда они используют опекуна в качестве надежной отправной точки (secure base) своих исследований окружающего мира. Если мать и ее 1 – 2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, "как будто пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь".

Фаза 4 (3 года – окончание детства): партнерское поведение.

До 2 – 3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей; взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса; а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения.

Запечатление при импринтинге:

· возможно в достаточно ограниченный период времени;

· совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);

· характеризуется необратимостью;

· происходит без пищевого или иного подкрепления.

Наши рекомендации