Психологические основы толерантности. К теме 2.11.
Вопросы:
1. Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход.
2. Роль процессов самоидентификации личности и идентификации окружающих при формировании установок толерантного сознания.
3. Толерантная и интолерантная личность.
4. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения.
5. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон. Нетерпимость и формы ее проявления.
6. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии.
7. Групповой фаворитизм.
8. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как понимается толерантность в социальных науках.
2. Какие выделяются учеными сферы толерантности?
3. Каковы особенности формирования толерантности в российском обществе.
4. Назовите основные психологические интерпретации понятия толерантность.
5. Какие виды толерантности Вы можете назвать?
6. Дайте характеристику основных видов толерантности.
7. Существуют ли границы толерантности.
8. Выделите крайние «пределы» толерантности.
9. Что такое толерантная, интолерантная личность.
10. Назовите черты толерантной и интолерантной личности.
11. Дайте краткую характеристику основных источников интолерантности.
12. Какие Вы знаете классификации источников интолерантности.
13. Почему толерантность – признак зрелости личности?
14. Как Вы понимаете, что такое агрессивное поведение?
15. Назовите, пожалуйста, типы агрессивного поведения.
16. Назовите основные формы проявления нетерпимости.
17. Что такое ксенофобия.
18. Назовите психологические механизмы ксенофобии.
19. Дайте понятие группового фаворитизма.
20. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов ксенофобии.
21. Дайте краткую характеристику понятию экстремизм.
22. Назовите основные условия проявления экстремизма
Задание.
Задание. 1. Разработать схему, определяющую сферы толерантности.
Задание. 2. Составить таблицу, включающую источники интолерантности в обществе и в истории культуры.
Задание. 3. Составить психологические портреты толерантной и интолерантной личности.
Задание. 4. Разработать процедуру, позволяющую диагностировать наличие ксенофобных установок.
Задания и методические указания
По выполнению контрольных работ
Выполнение контрольных работ по курсу «Психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.
Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.
Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения двух контрольных работ по курсу «Психология». Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу.
Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем.
В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А-4 печатного текста.
Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета).
Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.
План
1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.
2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.
3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.
4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.
5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Структура контрольной работы и требования к ее оформлению
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.
Требования к элементам содержания контрольной работы:
1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.
2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.
3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.
4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.
Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).
По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.
Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.
5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.
Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.
Темы контрольных работ №1.
Тема 1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека.
Тема 2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.
Тема 3. Современные направления психологических исследований в мире.
Тема 4. Психоанализ: история и современность.
Тема 5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
Тема 6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
Тема 7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
Тема 8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.
Тема 9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
Тема 10. Сознание и самосознание личности.
Тема 11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения.
Тема 12. Развитие самосознания и «Я-концепции».
Тема 13. Я-концепция как основная производная самосознания.
Тема 14. Структура личности.
Тема 15. Классификация и содержание новейших теорий личности.
Тема 16. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.
Тема 17. Личность в представлении психоанализа.
Тема 18. Личность с точки зрения бихевиоризма.
Тема 19. Гуманистические теории личности.
Тема 20. Когнитивный подход к личности.
Тема 21. Формирование и развитие личности.
Тема 22. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности.
Тема 23. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.
Тема 24. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
Тема 25. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
Тема 26.Потребностно-мотивационная сфера личности.
Тема 27. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).
Тема 28. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.
Тема 29. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности.
Тема 30. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности.
Тема 31. Мотивация просоциального и асоциального поведения.
Тема 32. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.
Тема 33. Мотивация и деятельность.
Тема 34. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мотивации.
Тема 35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
Тема 36. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
Тема 37. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.
Тема 38. Связь памяти с личностью человека.
Тема 39. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.
Тема 40. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
Тема 41. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
Тема 42. Виды мышления и их роль в обучении.
Тема 43. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения.
Тема 44. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие.
Тема 45. Проблемы и пути развития творческого мышления.
Тема 46. Воображение и индивидуальное творчество.
Тема 47. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.
Тема 48. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека.
Тема 49. Эмоции и познавательная деятельность личности.
Тема 50. Роль чувств в педагогической деятельности.
Тема 51. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
Тема 52. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.
Тема 53. Значение воли в профессиональной деятельности.
Тема 54. Темперамент и личность.
Тема 55.Современные теории темперамента.
Тема 56. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
Тема 57. Место характера в структуре личности.
Тема 58. Акцентуации характера у подростков.
Тема 59. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.
Тема 60. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера.
Тема 61. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития.
Тема 62. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.
Тема 63. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
Тема 64. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.
Тема 65. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.
Тема 66.Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
Тема 67. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
Тема 68. Общие творческие способности, их диагностика и развитие.
Тема 69. Психология и развитие творческих способностей.
Тема 70. Гениальность, задатки и способности великих людей.
Темы контрольных работ №2.
Тема 1. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.
Тема 2. Деятельность как условие самореализации личности.
Тема 3. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.
Тема 4.Речевая культура педагога.
Тема 5. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Тема 6. Общение, его роль в развитии личности.
Тема 7. Общение в структуре педагогической деятельности.
Тема 8. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности.
Тема 9. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.
Тема 10. Психология взаимодействия людей в группе.
Тема 11. Межличностные отношения в коллективах.
Тема 12. Социально-психологические явления в малых группах.
Тема 13. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.
Тема 14. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.
Тема 15. Лидерство и руководство, лидер и руководитель: понятийные сходства и различия.
Тема 16. Феноменология лидерства.
Тема 17. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.
Тема 18. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.
Тема 19. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
Тема 20. Основные источники личностного развития индивида в группе.
Тема 21. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.
Тема 22. Стили лидерства (руководства) и главные параметры содержательной и формальной сторон «авторитетного», «демократического» и «либерально-попустительского» стилей.
Тема 23. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.
Тема 24. Толерантность в контексте процессов глобализации и детрадиционализации.
Тема 25. Толерантность и социально-групповые идентификации личности.
Тема 26. Феномен интолерантности.
Тема 27. Анализ механизмов поддержания и эскалации интолерантности.
Тема 28. Толерантность как культурная норма.
Тема 29. Влияние социально-демографических характеристик индивида на уровень его толерантности.
Тема 30. Роль толерантности в самоорганизации общества и поддержании его разнообразия.
Тема 31. Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации.
Тема 32. Толерантность и философская категория свободы.
Тема 33. Ситуация морального выбора и толерантность.
Тема 34. Понятие толерантности в философии либерализма.
Тема 35. Толерантность и мировоззрение.
Тема 36. Веротерпимость и мировые религии.
Тема 37. Терпимость к «новым религиям», или «альтернативным культам».
Тема 38. История идеи толерантности в мировых религиях.
Тема 39. Возможно ли воспитание толерантности через религиозные заповеди?
Тема 40. Ведет ли становление гражданских свобод к повышению уровня толерантности общественного сознания?
Тема 41. Предубеждения (стереотипы) и толерантность.
Тема 42. Психологические особенности толерантной личности.
Тема 43. Психологические особенности авторитарной личности.
Тема 44. Социально-психологические проблемы политической толерантности.
Тема 45. Диагностика толерантности: возможности и ограничения.
Тема 46. Толерантность в межличностных отношениях.
Тема 47. Предполагает ли личностная зрелость толерантность?
Тема 48. Связь толерантного сознания с экзистенциальными проблемами современного человека.
Задания и методические указания по организации
самостоятельной работы студента
6.3.1. Темы рефератов для подготовки к практическим занятиям
Реферат – это изложение в письменном виде информации из различных литературных источников (книг, статей, научных сборников и др.), которые раскрывают заданную тему.
Темы рефератов
1. Методы психологического исследования.
2. Основные принципы психологии, анализ их развития.
3. Житейская и научная психология: связь и различия.
4. Истоки научных психологических знаний.
5. Предмет психологии с позиции психоанализа.
6. Предмет психологии с позиции бихевиоризма.
7. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
8. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
9. Характеристика основных психологических школ.
10. Генезис высших психических функций человека.
11. Основные этапы развития психики животных.
12. Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных.
13. Есть ли разум у животных?
14. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
15. Развитие сознания человека в онтогенезе.
16. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
17. Сфера бессознательного – домыслы и факты
18. Связь языка и сознания человека.
19. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке.
20. Сны и их происхождение.
21. Измененные состояния сознания (сон, гипноз).
22. Сопоставительный анализ категории «личность» в различных науках.
23. Классификация и содержание новейших теорий личности.
24. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.
25. Когнитивные процессы в подростковом возрасте.
26. Аффективная сфера в подростковом возрасте.
27. Мотивационная структура личности современного подростка.
28. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
29. Развитие Я – концепции в подростковом возрасте.
30. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.
31. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
32. Развитие личности в раннем юношеском возрасте.
33. Основные линии онтогенеза в зрелости.
34. Ощущения и восприятия как основа познавательного процесса.
35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
36. Ольга Скороходова «Как я воспринимаю мир»
37. Теории памяти в психологии.
38. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
39. Пути, приемы, средства развития памяти человека.
40. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
41. Рассеянность внимания и способы борьбы с ней.
42. Индивидуальные особенности процесса памяти: способы тренировки и развития.
43. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.
44. Виды мышления и их связь с индивидуальными различиями людей.
45. Теоретическое и практическое мышление в жизни людей.
46. Творческое мышление, его особенности и условия развития.
47. Условия развития творчества и индивидуальные особенности его проявления.
48. Исследования внешних и внутренних факторов развития интеллекта.
49. Исследование взаимосвязи интеллекта, творческих способностей и особенностей личности.
50. Воображение и творчество.
51. Развитие воображения на различных этапах онтогенеза.
52. Творческая функция представления и воображения.
53. Внимание и его психологические свойства.
54. Развитие внимания в онтогенезе.
55. Роль внимания в процессе познания.
56. Проявление эмоций в творчестве.
57. Эмоции и современное художественное творчество.
58. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
59. Основные направления развития воли.
60. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
61. Концепция темперамента В.М. Русалова.
62. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности.
63. Представления о характере в истории психологии.
64. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.
65. Концепция К. Леонгарда и А.Е. Личко.
66. Особенность психологической работы с акцентуированными личностями.
67. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
68. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
69. Гендерные различия способностей.
70. Предпосылки развития творческой личности.
71. Психологическая работа с одаренными детьми.
72. Диагностика развития творческих способностей.
73. Носители сверх гениальных способностей – кто они?
74. Проблема врожденного и приобретенного в диагноcтике способностей.
75. Проблема измерения способностей. Тесты на общий интеллект и показатель IQ.
76. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
77. Условия ускоренного развития человеческих способностей.
78. Теоретические подходы к изучению общения в отечественной психологии.
79. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.
80. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.
81. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.
82. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
83. Личность в системе внутригрупповых отношений.
84. Метод социометрии, его возможности и ограничения.
85. Динамические социально-психологические процессы в малой группе.
86. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.
87. Сплоченность коллектива, пути и способы ее укрепления.
88. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии группы на индивида.
89. Личность и группа. Феномен конформизма.
90. Понятие лидерства и основные подходы к его изучению.
91. Социально-психологический феномен лидерства в студенческой среде.
92. Проблема развития личности в группе.
93. Проблема конфликтологической компетентности педагога.
94. Технологии урегулирования, разрешения и управления педагогическими конфликтами.
95. Представленность проблемы толерантности в отечественной психологии.
6.3.2. Темы эссе для подготовки к практическим занятиям
Эссе– это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Примерные темы эссе
Какая сфера прикладной психологии привлекает меня больше всего и почему?
1. Зачем мне знание психологии.
2. Образ психологии в массовом сознании.
4. Психоанализ: история и современность.
5. Возможна ли одна единственная «психология» без плюрализма мнений, характерного для различных психологических школ?
6. Какой крупный ученый-психолог является для меня авторитетом и почему?
7. «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать» (Ф. Бэкон).
8. Мышление в условиях диалога с компьютером.
9. Позитивная и негативная роли воображения в жизни человека.
10. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
11. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).
12. Деятельность – единственный путь к знанию» (Б. Шоу).
13. «Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий» (А.Г. Асмолов).
14. Психологический профиль толерантной личности.
15. Психологическое отношение между толерантностью и ответственностью.
16. Толерантность как необходимый компонент отношений в современном обществе.
17. Эволюционная ценность интолерантного и толерантного поведения.
18. Толерантность в научном дискурсе.
19. Социальный стереотип: позитивное или негативное явление?
20. «Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай» (К. Гельвеций).
21. Харизма и речевое обаяние руководителя.
22. Лидерами рождаются или становятся?
23. «Мы продвигаемся по своему пути лишь тогда, когда обращены к цели лицом, когда верим в себя, верим в то, что все преодолеем» (Оризон Суэтт Марден).
24. Интеллект или креативность: что важнее?
6.3.3. Методические рекомендации по работе с литературой
Работа с литературой заключается в ее поиске, чтении, анализе, выделение главного, синтезе, обобщении главного и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы определяется рекомендациями преподавателем источников материала: обязательная и дополнительная литература, а также самостоятельные поиски студентом необходимых источников.
Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент читает произведение и делает пометки на полях, выделяя, таким образом, наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника).
Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме.
При конспектировании литературных источников и для осмысления информации студентам необходимо:
§ отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной;
§ лексически перерабатывать материал;
§ составлять словарь понятий по каждой теме;
§ схематизировать и структурировать прочитанный материал;
§ формулировать выводы по прочитанному материалу.
Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), нытики, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).
План – это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.
Выписки – это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данные умозаключения носят недискуссионный позитивный характер.
Аннотация – очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого осмысливания изучаемого произведения.
Резюме – краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.
Конспект – небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования – краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект – это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами. Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.
Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.
В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам. При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы.
6.4. Примерные вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Психология»
1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.
2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).
3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования. Общенаучные методы: организации исследования (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), обработки данных, методы интерпретации.
4. Методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.
5. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.
6. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.
7. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.
8. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.
9. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.
10. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.
11. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.
12. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.
13. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.
14. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
15. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.
16. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.
17. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.
18. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.
19. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные различия. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.
20. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.
21. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.
22. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.
23. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.
24. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая характеристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
25. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога.
26. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. Воспитание и самовоспитание воли.
27. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.
28. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педаго<