История развития психологических знаний. К теме 1.3.
Вопросы:
1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
2. Основные направления и научные школы зарубежной психологии.
3. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие основные этапы развития психологии Вам известны?
2. Понятие «бессознательного» в психоанализе.
3. В чем исследовательская сила и методологическая слабость бихевиоризма?
4. Каковы особенности понимания личности в рамках гуманистической психологии?
5. Что же считать «корнями» и целями трансперсональной психологии?
6. В чем смысл и значение деятельностного подхода в психологии?
Задание.
1. Заполнить таблицу: «Основные направления зарубежной психологии».
Направление | Представители | Предмет психологии | Основные теоретические положения | Методы исследования | Значение и критика |
Бихевиоризм: | |||||
§ классический | |||||
§ необихевиоризм | |||||
Психоанализ: | |||||
§ фрейдизм | |||||
§ неофрейдизм | |||||
Гештальтпсихология | |||||
Когнитивная психология | |||||
Гуманистическая психология | |||||
Трансперсональная психология |
Развитие психики и происхождение сознания. К теме 1.4.
Вопросы:
1. Понятие психической деятельности.
2. Развитие психики в процессе филогенеза.
3. Стадия элементарной сенсорной психики.
4. Перцептивная стадия эволюционного развития психики.
5. Развитие психики на стадии интеллекта.
6. Сознание как высшая стадия развития психики.
7.Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.
8. Структура сознания.
9. Соотношение сознания и бессознательного. Измененные состояния сознания.
10. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?
2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?
3. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?
4. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?
5. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?
6. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?
7. Как соотносятся психика и сознание?
8. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.
Задание.
Составьте таблицу «Стадии развития психики и особенности поведения живых существ».
Стадия развития психики | Особенности нервной системы и органов чувств | Особенности психического отражения | Особенности поведения | Представители |
Личность, ее структура и проявления. К теме 2.1.
Вопросы:
1. Понимание личности в психологии.
2. Личность в философии, педагогике, юриспруденции, социологии и психологии.
3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
4. Факторы формирования и развития личности.
5. Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности.
6. Вклад различных теорий личности в современное понимание личности.
7. Структура личности и ее компоненты в различных отечественных и зарубежных психологических теориях.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.
2. Раскройте соотношение понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».
3. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.
Задание 1. Найти фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность.
Задание 2. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте эти схемы.
Психологический практикум.
Методика 1. Исследование особенностей самооценки личности. (Методика С.А. Будасси).
Методика 2. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. (Опросник Г. Айзенка).
Возрастная периодизация психического развития человека.
К теме 2.2.
Вопросы:
1. Проблемы возрастной периодизации в психологии.
2. Понятие возраста. Виды возраста.
3. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.
3. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования подросткового и юношеского периодов развития.
5. Особенности когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте.
6. Эмоциональное развитие подростка.
7. Развитие самосознания и образа «Я» подростка.
8. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
9. Роль общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте.
Задание.
1. Каким факторам развития придает первостепенное значение каждый ученый? Каково Ваше мнение по поводу их высказываний?
А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.
Б. Джон Локк сравнивал ребенка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».
2. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессио-нальная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.