Психологические основы толерантности
Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход. Роль процессов самоидентификации личности и идентификации окружающих при формировании установок толерантного сознания. Толерантная и интолерантная личность. Черты толерантной личности. Основные источники интолерантности. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон. Нетерпимость и формы ее проявления. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии. Групповой фаворитизм. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в преподавании «Психологии» используются следующие формы учебных занятий:
§ Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы.
§ Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы.
§ Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения.
§ Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками.
§ Практические занятия, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования.
§ Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
§ Проблемное задание, в котором студентам предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «Психология» составляет 50 %.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий
1. Психология как наука и практика. Предмет, задачи и структура современной психологии. К теме 1.1.
Вопросы:
1. Предмет и задачи общей психологии.
2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.
3. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, юриспруденции, медицины, других областей человеческой деятельности.
4. Отрасли психологии. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что изучает психология?
2. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?
3. Что такое категориальный строй психологии?
4. Определите объект и предмет психологии.
5. Перечислите основные принципы психологии.
6. Какие отрасли психологии можно выделить?
7. Какую роль, на ваш взгляд, играет современная психология в жизни и развитии общества?
Задание 1. Вспомните и запишите несколько пословиц (не менее 10), несущих психологическое содержание.
Задание 2. Вспомните (представьте) и запишите жизненные и профессиональные ситуации (не менее 10), в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
Задание 3. Какие отрасли психологии решают следующие задачи.
1. Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.
2. Установить психологические причины преступности среди молодежи.
3. Выявить условия эффективного запоминания информации.
4. Выявить психологические причины аварийности на производстве.
5. Разработать меры по устранению дедовщины в армии.
6. Разработать методы работы с пожилыми людьми в доме престарелых.
7. Установить уровень психического развития ребенка.
8. Выделить основные условия развития способностей.
9. Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.
10. Выявить психологические причины неуспеваемости школьников.
11. Выявить причины отставания в психическом развитии детей.
12. Установить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей.
13. Выявить психологические особенности людей разного пола.
14. Установить эффективность рекламы.
15. Выявить влияние окраски производственных помещений на эффективность труда.
16. Разработать программу профессионального отбора руководителей.
17. Разработать методы перевоспитания осужденных.
18. Установить связь между характером и телосложением.
19. Оценить эффективность национальной политики правительства.
2. Методы психологии. К теме 1.2.
Вопросы:
1. Понятия «методология», «метод», «методика».
2. Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования.
3. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов.
4. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву).
5. Психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.).
6. Метод тестов и границы его применения.
7. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какова логика проведения психологического исследования?
2. Какие методы психологических исследований Вы знаете?
3. Дайте определение наблюдения и перечислите его разновидности.
4. Перечислите особенности экспериментального метода.
5. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения?
6. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?
7. В чем особенность теста как психологического метода исследования?
8. Имеете ли Вы опыт работы с психологом в качестве клиента? Если да, то какой метод практической психологии в работе с Вами использовался? Как
бы Вы оценили эффективность тех методов практической психологии, которые вам знакомы?