Общение и речевая деятельность

Тема 9

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

общение и речевая деятельность - student2.ru

Понятие об общении

Структура общения

Психологическая характеристика общения

Виды общения

Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения

Коммуникативные барьеры в процессе общения

Общение как межличностное взаимодействие. Интерактивная сторона общения

Общение как познание людьми друг друга. Перцептивная сторона общения

Понятие о речи

Физиологические основы речи

Психологическая характеристика речи

Характерные нарушения речи

Понятие об общении

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

На протяжении всей жизни человек вовлечен в процесс общения. В зависимости от возраста, пола, рода занятий, целей и т.д. тот или иной вид общения играет ведущую роль. Любое общение с любым человеком подчиняется своим сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание этих закономерностей является непременным условием эффективности как самого общения, так и любой деятельности людей. Кроме того, существует ряд профессиональных видов деятельности, в которых процесс общения играет ведущую роль.

Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпретируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком. К определению понятия «общение» существуют различные подходы (табл. 1).

Таблица 1

Экспликация понятия общения в трактовке различных авторов

Автор Определение общения
А.В. Петровский «Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности»
Н.И. Конюхов     «Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности»
А.А. Бодалев «Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми»
В.М. Соковнин     «Общение – это взаимодействие, назначение которого – изменение одним субъектом намерений, взглядов, убеждений, действий, вообще поведения другого субъекта либо в собственных интересах, либо в интересах социума»
М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого»
М.С. Каган «Общение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности»


В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на двух, наиболее часто встречающихся в научной литературе. Первый иллюстрирует подход Г.М. Андреевой и выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1).

Стороны общения
Коммуникативная
Интерактивная
Перцептивная
Выявление специфики информационного про­цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений)
Взаимодействие парт­неров при организации и выполнении совместной деятельности
Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения




Рис. 1. Стороны общения по Г.М. Андреевой

Второй, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (рис. 2).

Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные постро- ения.

Цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения
Образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Операции, с помощью которых осуществляются действия общения
Единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения – инициативные и ответные)  
Другой человек, партнер по общению  
Стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке
То, ради чего осуществляется общение
Предмет общения  
Потребность в общении  
Коммуникативные мотивы    
Действия общения    
Задачи общения    
Средства общения
Продукт общения  
Структура коммуникативной деятельности  

Рис. 2. Структура коммуникативной деятельности

по А.Н. Леонтьеву

Виды общения

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 4).

По содержанию
  По цели
  По форме
Материальное Кондиционное Мотивационное Когнитивное Деятельностное
Биологическое Социальное Деловое Личностное Инструментальное    
Кратковременное Долговременное
По продолжительности
Прямое Косвенное Непосредственное Опосредованное Массовое Межличностное (императивное, манипулятивное, монологическое, диалогическое)
Социально-ориентированное Групповое предметно-ориентированное Личностно ориентированное    
Межперсональное Ролевое
По форме отношений
По характеру участников
Виды общения  

Рис. 4. Виды общения

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, умения и навыки.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общениепредполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение–обмен знаниями.

Деятельностное общение –обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.

Биологическое общение– это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общениепреследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общениеобычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общениесосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение– это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общениеосуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения, и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение. Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общениесвязано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение– это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована.

Манипулятивное общение– это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение. Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение– общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение.

Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).

Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентированного общения является организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Коммуникативные барьеры

В процессе общения

В коммуникации участвуют двое, поэтому и ответственны за нее оба: и коммуникатор, и получатель. Человек как элемент коммуникации – «получатель» информации со своими чувствами, желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются индивидуально-психологические или социально-психологические особенности общающихся.

Коммуникативные барьеры, как можно увидеть из определения данного феномена, имеют социальный или психологический характер.

Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, профессиональными, религиозными и пр.).

Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных особенностей общающихся или сложившихся между ними психологических отношений. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Нежелание прислушаться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Анализ источников позволил выделить следующие барьеры: барьеры установки (рис. 6); барьеры техники и навыков общения (рис. 7); барьеры, связанные с индивидуальными особенностями человека (рис. 8).

Процесс общения реализуется через предпосылки: установку, настроение, восприятие участниками общения друг друга и их взаимопонимание.

Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении. Именно установка является основой для избирательной активности человека в процессе общения и обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер будущего взаимодействия, выражает потребность в общении при объективных обстоятельствах ее удовлетворения.

Различают позитивную и негативную установки. Позитивная установка выражается в положительной реакции на необходимость контакта с другим человеком, во внутренней готовности к разнообразным поворотам в общении, в способности творчески осмысливать и интерпретировать личность другого человека, в умении прогнозировать результаты предстоящего общения.

Позитивные установки выражают определенную степень так называемой коммуникативной бодрости. Неверные, негативные установки провоцируют возникновение психологических барьеров (рис. 6).

Возникновение барьера техники и навыков общения может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации (рис.7).

Барьер возраста
Человек не хочет или не может продолжать общение из-за того, что его что-то раздражает в партнере по общению (голос, манера говорить, одежда, жесты, мимика и т. д.), и он сворачивает ситуацию общения до минимума  
Возникает в самых разнообразных сферах взаимодействия: между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений – и становится причиной многих конфликтов
Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки  
Этот барьер чаще всего реализуется через фразу «как-то неловко…» (обратиться за советом, помощью, с просьбой)  
Услышав нелестную характеристику о незнакомом человеке, часто возникает негативная установка по отношению к нему
Барьер отрицательной установки
Барьер ожидания непонимания
Проявляется в установке «а правильно ли поймет меня партнер?..», причем акцент делается всегда на то, что поймет неверно
Барьеры установки  
Барьер неверных стереотипов
Организации продуктивного взаимодействия между людьми нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ. Фразеологически это выражается так: «Я попрошу, а мне обязательно откажут»
Барьер боязни  

Рис. 6. Барьеры установки

Барьеры, связанные с индивидуальными особенностями человека – это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию (рис. 8).

Фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Семантический связан с различиями в системах слов. Это прежде всего проблема жаргонов и сленгов Стилистический возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Логический возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия партнера, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств  
Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. К социальным барьерам относятся: индивидуально-психологические особенности общающихся (чрезмерная застенчивость, агрессивность, скрытность, акцентуации характера); сложившиеся между общающимися своего рода отношения (неприязнь по отношению друг к другу, недоверие и т.д.)  
Социальные определяются принадлежностью к различным социальным слоям общества Политические возникают при разной идеологии и разных представлениях о структуре и смысле власти Религиозные определяются тем, насколько толерантной (терпимой) является сама религия по отношению к представителям другой веры Эти барьеры могут приводить к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации    
Барьеры непонимания  
Барьеры техники и навыков общения  
Барьеры отношения  
Социальные барьеры  

Рис. 7. Барьеры техники и навыков общения

Барьер, обусловленный относительной психологической несовместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами и т.д.  
Барьеры, связанные с индивидуальными особенностями человека  
Барьер темперамента  
Барьер несовместимости характеров  
Барьер стыда и вины  
Возникает как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности. Например, возбудимый тип характеризуется раздражительностью и вспыльчивостью, педантичный – формализмом, занудливостью  
Возникает во время общения и характеризуется страхом, страданием, гневом, чувством вины, отвращением
Барьер отрицательных эмоций
Возникает как чувство неуместности происходящего во время похвалы или критики  
  Барьер гнева  
Барьер страдания и горя  
Появляется как ответ на неожиданные препятствия, например, на прерывание интересного занятия, на незаслуженную обиду, на принуждение к совершению неприемлемого поступка    
Мешает человеку адекватно реагировать на партнеров по общению, поэтому от этого человека вряд ли можно ожидать внимательности    
Барьер презрения и отвращения  
Этот барьер является результатом предрассудков или «подмоченной репутации» одного из участников общения, поэтому преодолеть отрицательные эмоции бывает трудно  

Рис. 8. Барьеры, связанные с индивидуальными особенностями

человека, мешающие установлению контактов между людьми

Нередко коммуникация не бывает результативной из-за реакции, которые выдает партнер по общению как ответ на поступившую информацию. Выделяют, например, следующие реакции:

§ реакция амбиции: онапроявляется в том, что человек пытается всячески принизить значение, важность полученной от другого информации, намеренно подчеркивая собственный вес и значимость в глазах окружающих;

§ реакция самодовольства: человек, получив какие-то привилегии, сразу начинает «похваляться» перед другими;

§ реакция экспансии или захвата: человек претендует на «пальму первенства» при распределении привилегий, несмотря на то, что они предназначены всем поровну;

§ реакция присвоения: она проявляется в том, что человек воспринимает партнера по общению как свою собственность: он либо чрезмерно опекает его, либо «прилипает» не давая передышки от собственной персоны;

§ реакция безразличия: проявляется в холодном отношении к физическому или душевному состоянию партнера по общению и т.п.

Существует достаточное количество приемов преодоления коммуникативных барьеров. Рассмотрим некоторые из них.

Прием «имя собственное». Основан на произнесении вслух имени (имени и отчества) собеседника, с которым человек общается. Суть данного приема заключается в том, чтобы вызвать у партнера приятное ощущение, которое возникает, когда он слышит обращенное к нему собственное имя.

Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются, произнося при этом его имя, а имя – символ личности, то таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его личности. Если же человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения, а оно, в свою очередь, всегда сопровождается положительными эмоциями. Старайтесь сразу запомнить имя и отчество человека, с которым Вы беседуете впервые. Это вызовет у Вашего собеседника положительные эмоции, которые вернутся к вам же. Для того чтобы лучше запомнить имя, постарайтесь найти повод, чтобы тотчас произнести его вслух. Для того чтобы запомнить большое количество имен (а таких ситуаций существует немало), потребуется время, но в итоге ваши усилия окупятся старицей.

Прием «зеркало отношения».Если человек настроен к вам враждебно, договориться с ним очень трудно. Сделать из «врага» партнера можно лишь одним способом, а именно продемонстрировав хорошее отношение к нему или хотя бы уважение и признание его права на собственную позицию. Если это получится, ваше внутреннее позитивное и уважительное отношение к человеку, который находится перед вами, будет выражено вербально: мимикой, взглядом, позой. Этот прием позволит:

§ погасить агрессию собеседника;

§ настроить его на взаимную симпатию, доверие и положительные

эмоции;

§ создаст чувство надежности, желание открыться и ответить взаимностью;

§ создаст неосознанное желание пойти на уступки.

Прием «золотые слова».Этот прием заключается в том, чтобы подкреплять словесными репликами (комплиментами) любые позитивные изменения в позиции собеседника («Я благодарен вам за то, что Вы пошли на уступки, и ценю это…»).

Этот прием позволит:

§ сформировать у собеседника симпатию к вам;

§ настроить партнера на согласие к сотрудничеству.

Прием «терпеливый слушатель».Состоит втерпеливом и внимательном выслушивании проблем собеседника. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение собеседника к Вам.

Прием «личная жизнь». Данный прием выражается в привлечении внимания к личной жизни, хобби, увлечениям, чувствам и переживаниям собеседника (партнера, клиента). Это вызовет у собеседника повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

И коммуникативная культура

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает в себя некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процессов общения (рис. 8).

В основе коммуникативной компетентности лежат не только владение сложными коммуникативными умениями и навыками, знание культурных норм и этикета в сфере общения, ориентация в коммуникативных средствах, освоенный ролевой репертуар в профессиональных рамках, но и особенности личности индивида в целом.

Во многом приобретение коммуникативной компетентности зависит от жизненного опыта, общей эрудиции человека. Эти источники имеют для личности различную субъективную значимость. Для совершенствования своего коммуникативного опыта человеку необходимо осознавать и оценивать свое поведение в разных ситуациях, оптимально используя при этом существующие

Представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях  
Это комплекс действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющей ей творчески использовать коммуникативные знания  
Это автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующие быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций  
Коммуникативные знания  
Коммуникативная компетентность  
Коммуникативные умения  
Коммуникативные навыки  
личностные ресурсы.

Рис. 8. Коммуникативная компетентность

По форме и содержанию коммуникативная компетентность человека непосредственно соотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей.

Рассмотрим признаки, которые характеризуют людей с высокой коммуникативной компетентностью. К ним относятся:

§ быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

§ стремление понять другого человека в контексте требований кон-

кретной ситуации;

§ установка в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояний и возможностей;

§ уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в

ситуацию;

§ владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в

общении или передать ее партнеру;

§ умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позици-

ях, устанавливая и поддерживая требуемые деловые контакты независимо от сложившихся отношений, а иногда и вопреки;

§ знание использование культурных норм и ограничений в деловом общении.

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно в деловой сфере, позволяющие устанавливать деловой контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта ряда личностных качеств (рис. 9).

Умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других    
Способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений  
Уважение, симпатия, умение понимать людей, даже не одобряя их поступки, готовность поддерживать других    
Способность быть самим собой в контактах с другими людьми    
Эмпатия  
Доброжелательность  
Аутентичность  
Качества личности, определяющие высокий уровень коммуникативной культуры  
Конкретность  
Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы    
Инициативность  
Способность устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не ждать, когда другие начнут что-то делать    
Открытость  
Готовность открывать другим свой внутренний мир твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, дружелюбие    
Принятие чувства  

Рис. 9. Качества личности, определяющие высокий уровень

коммуникативной культуры

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено прежде всего на развитие социально-психологических умений. Социально-психологические умения позволяют человеку:

§ психологически верно и с

Наши рекомендации