Работа с основной и дополнительной литературой.
Работа с литературой предполагает последовательное достижение нескольких целей: 1) выявление существующей информации о нормах, взглядах, фактах; 2) систематизация этой информации в соответствии с поставленной проблемой (вопросом, темой доклада или реферата и т.д.); 3) обобщение систематизированной информации.
Необходимо сравнение информации, почерпнутой из различных источников. Оптимальным способом работы с литературой при этом является создание выписок, по основным элементам анализируемой проблемы.
Последовательность работы:
1. Выявление отдельных вопросов (“пунктов”) в рамках более общей проблемы (темы).
2. Подготовка отдельных листов (карточек) для каждого пункта.
3. Собственно работа с литературой: при чтении каждого текста делаются выписки на отдельные листы (карточки) в соответствии с отдельным вопросом. При этом обязательно указание источника.
4. Систематизация материала по каждому пункту либо по теме в целом. Здесь в зависимости от представленных источников возможно возникновение нескольких ситуаций:
А. Данные разных источников повторяют друг друга. В этом случае необходимо устранить повторения и подумать, не упустили ли вы какой-либо важный текст либо аспект; если нет - то в чем причины повторения.
Б. Данные разных источников противоречат друг другу. В этом случае необходимо обратить внимание на аргументацию каждой позиции.
В. Данные разных источников дополняют друг друга. Обратите внимание на выстраивание логической связи между материалом из разных источников.
Виды самостоятельной работы студента:
- составления компендиума по заданной теме;
- подготовка диспута (круглого стола) по заданной теме;
- обзор Интернет-сайтов и разработка каталога Интернет-ресурсов по заданной теме;
- обзор периодической литературы и профессиональных изданий по заданной теме;
- кейс-метод (работа в малых группах, коллективная разработка управленческих решений на основе анализа и обсуждения реальных социально-экономических ситуаций, разработка групповых проектов, групповое обсуждение на тему и др.);
- написание эссе по заданной теме.
Выполнение рекомендаций по использованию учебно-методических материалов, по работе с литературой позволяют студенту качественно подготовиться к лекции, практическому занятию. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в форме публичного заслушивания доклада студента на семинаре и коллоквиуме, проверки реферата, эссе, обзора периодической литературы и профессиональных изданий, интернет-сайтов, раздела каталога Интернет-ресурсов по заданной теме, оценки активности и результативности участия студента в организации и проведении диспута, оценки результатов опроса, тестирования и др.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) самостоятельных работ, выполненных студентами, представлен несколькими таблицами ниже.
Составление компендиума по заданной теме
Компендиум (compendium) – краткое руководство, конспект. Компендиум по дисциплине представляет собой материал, самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы и Интернет-ресурсов, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный и практический взгляд на исследуемую проблему. Для составления компендиума необходимо:
- осуществить анализ периодической литературы и Интернет-ресурсов;
- выбрать наиболее интересную для студента тему (возможно по согласованию с преподавателем);
-отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;
-законспектировать (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;
-интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.
КИМ компендиума
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
В компендиуме представлено более 10 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию. | |
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию. | |
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые частично соответствуют заданной теме, частично интегрированы. | |
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые не соответствуют заданной теме, в компендиуме источники выстроены нелогично. |
2. Подготовка диспута (круглого стола) по заданной теме
Подготовка диспута (круглого стола) представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе, в форме заранее подготовленной дискуссии с привлечением специалистов (экспертов) по конкретной проблеме. В этих целях студенту необходимо:
- самостоятельно выбрать тему (проблему) диспута (круглого стола) и согласовать ее с преподавателем;
- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);
- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.
КИМ подготовки диспута (круглого стола)
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, приведен один пример из практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором частично (не более пяти) отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики. |