Семинар 8. Основы общей и профессиональной педагогики

План

1. Общие основы педагогики: традиции и инновации.

1.1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

1.2. Основные категории педагогики.

1.3. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

1.4. Факторы развития личности.

2. Основы профессиональной педагогики.

2.1. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний.

2.2. Структура и категории профессиональной педагогики.

2.3. Концепции профессионального образования.

2.4. Перспективы развития профессионального образования.

3. Целостный образовательный процесс.

3.1. Сущность и структура педагогического процесса.

3.2. Педагогическая деятельность и педагогическое общение.

3.3. Формы, средства, методы обучения.

3.4. Педагогические технологии.

4. Развитие творческих способностей в процессе образования.

4.1. Формирование творческой личности как цель и результат образования.

4.2. Профессиональное самосовершенствование личности.

Литература:

Основная литература – источники 1-5; дополнительная литература – источники 1-25.

1. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 126 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9235-9.

Семинар 9. Семья и семейное воспитание детей ИАФ – Open space (открытое пространство)

План

Тема 8. Семья и семейное воспитание детей.

8.1. Психология семьи и семейная педагогика как две самостоятельные и взаимосвязанные области науки и практики.

Исторические изменения семьи и брака и развитие науки о семье.

Методологические основы психологии семьи и семейной педагогики.

Системный подход к изучению семьи.

Семья как социокультурный феномен и первичный институт социализации личности.

Социально-психологическая характеристика семейных отношений.

8.2. Предбрачный период и факторы успешности супружеских
отношений.

Специфика предбрачного периода.

Развитие отношений в предбрачной паре.

Принятие решения о вступлении в брак.

8.3. Супружеские отношения и факторы семейного благополучия.

Функциональные и дисфункциональные семьи. Факторы супружеского благополучия, стадии и кризисные периоды в браке.

Гармоничные супружеские отношения. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре.

Нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Кризис современной семьи. Влияние социальных и внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения: ревность как одна из причин супружеских конфликтов; измена как причина неблагополучия супружеских отношений; развод как критическое событие жизни и его социально-психологические последствия во взаимоотношениях детей и бывших супругов.

Психология отношений при повторных браках.

8.4. Родительство и модели воспитания детей в семье.

Основные психолого-педагогические модели семейного воспитания.

Родительство и родительско-детские отношения.

8.5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

Факторы семейного воспитания.

Семья и семейный климат как основной фактор воспитания детей.

Характеристика стилей семейного воспитания.

Формы и методы семейного воспитания.

8.6. Актуальные проблемы супружеских отношений.

Проблемные формы современных семейных отношений.

Неблагополучные семьи с остроконфликтными взаимоотношениями; острым дефицитом родительской любви, ласки и внимания; низкой общественной направленностью личности супругов.

Эко-технологии и их влияние на родительство и ребенка.

Кесарево сечение и его последствия.

Психологические последствия аборта.

8.7. Влияние семьи на развитие личности.

Семья как система. Роль семьи как источника развития личности, способной к самоорганизации и самообразованию.

Семейные условия и факторы успешного формирования функционального взрослого, способного осуществлять коммуникацию для решения задач межличностного взаимодействия, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные и другие различия.

1. Векилова, С. А. Психология семьи : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Векилова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 308 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6285-7.

2. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова ; под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 448 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7340-2.

3. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи : учебник для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 397 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01534-8.

4. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Торохтий [и др.] ; под общ. ред. В. С. Торохтия. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 451 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4519-5.

5. Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 343 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5798-3.

6. Якимова, Т. В. Психология семьи : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Якимова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 345 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00352-9.

7.

Литература:

Основная литература – источники 1-5; дополнительная литература – источники 1-25.

Примерные темы для написания рефератов и эссе

1. Деятельность как общенаучная категория и междисциплинарная научная проблема.

2. Основные психологические свойства деятельности.

3. Взаимосвязь психологии и других наук в изучении деятельности.

4. Основные подходы к изучению строения профессиональной деятельности.

5. Компонентный состав психологической структуры профессиональной деятельности.

6. Действие как основной компонент структуры профессиональной деятельности.

7. Современные классификации видов и типов профессиональной деятельности.

8. Психологические особенности деятельности операторского типа.

9. Психологические характеристики управленческой деятельности.

10. Сравнительный анализ психологической структуры индивидуальной и совместной деятельности.

11. Регуляция совместной деятельности.

12. Исследование проблемы эффективности совместной деятельности.

13. Характеристика психологических механизмов формирования действий.

14. Характеристика перцептивной основы профессиональной деятельности.

15. Специфика функции внимания в условиях операторской деятельности.

16. Сравнительный анализ творчества в различных профессиях.

17. Анализ управленческой деятельности в зависимости от уровня развития мнемических процессов (различных видов памяти).

18. Индивидуальные особенности мышления как профессионально важные качества в различных видах деятельности.

19. Понятие регулятивных процессов в общей и прикладной психологии.

20. Роль процессов принятия решения в профессиональной деятельности.

21. Сравнительный анализ когнитивных и регулятивных процессов в профессиональной деятельности.

22. Пути повышения эффективности коммуникативных процессов в профессиональной деятельности.

23. Манипуляция в профессиональном общении.

24. Средства коммуникации в профессиональной деятельности.

25.

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины

Методические указания позволяют студентам правильно организовать процесс успешного освоения дисциплины Б1.В.ОД.3 Психология и педагогика профессиональной деятельности, который предполагает не только изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия), но и в ходе самостоятельной работы.

Студент должен понимать, что в ходе лекции преподаватель: знакомит с новым учебным материалом; разъясняет учебный материал, трудный для самостоятельного понимания; предъявляет учебный материал в систематизированном виде; ориентирует в учебном процессе в целом. Семинарские занятия дисциплины Б1.В.ОД.3 Психология и педагогика профессиональной деятельности направлены на формирование системных знаний теоретико-методологических основ лидерства в управлении, умений руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, практических навыков владения технологиями саморазвития, самореализации, использования творческого и лидерского потенциала, социально-психологической компетентности руководителя с целью эффективного управления персоналом.

Контактная работа преподавателя со студентами предполагает использование интерактивных форм проведения аудиторных занятий, а также проведение текущего контроля успеваемостив различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков (владений).

Интерактивные формы обучения, используемые на занятиях следующие:

- лекционные занятия с использованием мультимедийных презентаций;

- лекционные занятия в форме лекций-конференций;

- практические занятия в форме «круглых столов»;

- диспуты в ходе практических занятий;

- выступления с докладами на коллоквиуме;

- кейс-метод (работа в малых группах, коллективная разработка управленческих решений на основе анализа и обсуждения реальных социально-экономических ситуаций, разработка групповых проектов, групповое обсуждение на тему и др.).

В рамках развития интерактивных форм обучения на дисциплине Б1.В.ОД.3 Психология и педагогика профессиональной деятельности разработаны презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств: интерактивной доски, мультимедиапроекторов, видео и DVD-проигрывателей, персональных компьютеров, телевизоров, электронных книг и других современных гаджетов.

Подготовка студента к лекции (важнейшей форме организации учебного процесса) заключается в следующем:

- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка студента к практическим занятиям:

- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- выпишите основные термины;

- ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Содержание доклада (реферата)

Доклад на семинарских занятиях (реферат) должны соответствовать следующим требованиям:

- структурированность;

- связность;

- концептуальность.

Структурированность доклада предполагает наличие в нем двух - пяти частей (разделов). Каждая часть освещает самостоятельный вопрос (блок вопросов) и должна быть выделена в тексте доклада (реферата).

Связность предполагает согласованность составляющих доклад частей. Основным требованием при этом является единый критерий структурирования текста доклада (реферата) и соответствие структуры концепции. Обязательно соответствие текста и, следовательно, плана предложенной теме. То же относится к заголовкам частей и их содержанию.

Принцип концептуальности предполагает выделение основной проблемы и ее освещение с опорой на теоретические постулаты. Также концептуальность означает присутствие общей идеи, описывающей содержание доклада (реферата) и отражающей вашу трактовку предложенной темы. Эта идея может быть сформулирована либо в начале доклада как тезис, либо в качестве заключения.

Наши рекомендации