Семинар 8. Основы общей и профессиональной педагогики
План
1. Общие основы педагогики: традиции и инновации.
1.1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
1.2. Основные категории педагогики.
1.3. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
1.4. Факторы развития личности.
2. Основы профессиональной педагогики.
2.1. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний.
2.2. Структура и категории профессиональной педагогики.
2.3. Концепции профессионального образования.
2.4. Перспективы развития профессионального образования.
3. Целостный образовательный процесс.
3.1. Сущность и структура педагогического процесса.
3.2. Педагогическая деятельность и педагогическое общение.
3.3. Формы, средства, методы обучения.
3.4. Педагогические технологии.
4. Развитие творческих способностей в процессе образования.
4.1. Формирование творческой личности как цель и результат образования.
4.2. Профессиональное самосовершенствование личности.
Литература:
Основная литература – источники 1-5; дополнительная литература – источники 1-25.
1. Куцебо, Г. И. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Куцебо, Н. С. Пономарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 126 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9235-9.
Семинар 9. Семья и семейное воспитание детей ИАФ – Open space (открытое пространство)
План
Тема 8. Семья и семейное воспитание детей.
8.1. Психология семьи и семейная педагогика как две самостоятельные и взаимосвязанные области науки и практики.
Исторические изменения семьи и брака и развитие науки о семье.
Методологические основы психологии семьи и семейной педагогики.
Системный подход к изучению семьи.
Семья как социокультурный феномен и первичный институт социализации личности.
Социально-психологическая характеристика семейных отношений.
8.2. Предбрачный период и факторы успешности супружеских
отношений.
Специфика предбрачного периода.
Развитие отношений в предбрачной паре.
Принятие решения о вступлении в брак.
8.3. Супружеские отношения и факторы семейного благополучия.
Функциональные и дисфункциональные семьи. Факторы супружеского благополучия, стадии и кризисные периоды в браке.
Гармоничные супружеские отношения. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре.
Нравственно-психологические основы супружеских отношений.
Кризис современной семьи. Влияние социальных и внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения: ревность как одна из причин супружеских конфликтов; измена как причина неблагополучия супружеских отношений; развод как критическое событие жизни и его социально-психологические последствия во взаимоотношениях детей и бывших супругов.
Психология отношений при повторных браках.
8.4. Родительство и модели воспитания детей в семье.
Основные психолого-педагогические модели семейного воспитания.
Родительство и родительско-детские отношения.
8.5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
Факторы семейного воспитания.
Семья и семейный климат как основной фактор воспитания детей.
Характеристика стилей семейного воспитания.
Формы и методы семейного воспитания.
8.6. Актуальные проблемы супружеских отношений.
Проблемные формы современных семейных отношений.
Неблагополучные семьи с остроконфликтными взаимоотношениями; острым дефицитом родительской любви, ласки и внимания; низкой общественной направленностью личности супругов.
Эко-технологии и их влияние на родительство и ребенка.
Кесарево сечение и его последствия.
Психологические последствия аборта.
8.7. Влияние семьи на развитие личности.
Семья как система. Роль семьи как источника развития личности, способной к самоорганизации и самообразованию.
Семейные условия и факторы успешного формирования функционального взрослого, способного осуществлять коммуникацию для решения задач межличностного взаимодействия, работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные и другие различия.
1. Векилова, С. А. Психология семьи : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Векилова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 308 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6285-7.
2. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова ; под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 448 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7340-2.
3. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи : учебник для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 397 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01534-8.
4. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Торохтий [и др.] ; под общ. ред. В. С. Торохтия. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 451 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4519-5.
5. Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 343 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5798-3.
6. Якимова, Т. В. Психология семьи : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Якимова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 345 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00352-9.
7.
Литература:
Основная литература – источники 1-5; дополнительная литература – источники 1-25.
Примерные темы для написания рефератов и эссе
1. Деятельность как общенаучная категория и междисциплинарная научная проблема.
2. Основные психологические свойства деятельности.
3. Взаимосвязь психологии и других наук в изучении деятельности.
4. Основные подходы к изучению строения профессиональной деятельности.
5. Компонентный состав психологической структуры профессиональной деятельности.
6. Действие как основной компонент структуры профессиональной деятельности.
7. Современные классификации видов и типов профессиональной деятельности.
8. Психологические особенности деятельности операторского типа.
9. Психологические характеристики управленческой деятельности.
10. Сравнительный анализ психологической структуры индивидуальной и совместной деятельности.
11. Регуляция совместной деятельности.
12. Исследование проблемы эффективности совместной деятельности.
13. Характеристика психологических механизмов формирования действий.
14. Характеристика перцептивной основы профессиональной деятельности.
15. Специфика функции внимания в условиях операторской деятельности.
16. Сравнительный анализ творчества в различных профессиях.
17. Анализ управленческой деятельности в зависимости от уровня развития мнемических процессов (различных видов памяти).
18. Индивидуальные особенности мышления как профессионально важные качества в различных видах деятельности.
19. Понятие регулятивных процессов в общей и прикладной психологии.
20. Роль процессов принятия решения в профессиональной деятельности.
21. Сравнительный анализ когнитивных и регулятивных процессов в профессиональной деятельности.
22. Пути повышения эффективности коммуникативных процессов в профессиональной деятельности.
23. Манипуляция в профессиональном общении.
24. Средства коммуникации в профессиональной деятельности.
25.
7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины
Методические указания позволяют студентам правильно организовать процесс успешного освоения дисциплины Б1.В.ОД.3 Психология и педагогика профессиональной деятельности, который предполагает не только изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия), но и в ходе самостоятельной работы.
Студент должен понимать, что в ходе лекции преподаватель: знакомит с новым учебным материалом; разъясняет учебный материал, трудный для самостоятельного понимания; предъявляет учебный материал в систематизированном виде; ориентирует в учебном процессе в целом. Семинарские занятия дисциплины Б1.В.ОД.3 Психология и педагогика профессиональной деятельности направлены на формирование системных знаний теоретико-методологических основ лидерства в управлении, умений руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, практических навыков владения технологиями саморазвития, самореализации, использования творческого и лидерского потенциала, социально-психологической компетентности руководителя с целью эффективного управления персоналом.
Контактная работа преподавателя со студентами предполагает использование интерактивных форм проведения аудиторных занятий, а также проведение текущего контроля успеваемостив различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков (владений).
Интерактивные формы обучения, используемые на занятиях следующие:
- лекционные занятия с использованием мультимедийных презентаций;
- лекционные занятия в форме лекций-конференций;
- практические занятия в форме «круглых столов»;
- диспуты в ходе практических занятий;
- выступления с докладами на коллоквиуме;
- кейс-метод (работа в малых группах, коллективная разработка управленческих решений на основе анализа и обсуждения реальных социально-экономических ситуаций, разработка групповых проектов, групповое обсуждение на тему и др.).
В рамках развития интерактивных форм обучения на дисциплине Б1.В.ОД.3 Психология и педагогика профессиональной деятельности разработаны презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств: интерактивной доски, мультимедиапроекторов, видео и DVD-проигрывателей, персональных компьютеров, телевизоров, электронных книг и других современных гаджетов.
Подготовка студента к лекции (важнейшей форме организации учебного процесса) заключается в следующем:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Подготовка студента к практическим занятиям:
- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- выпишите основные термины;
- ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;
- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;
- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;
- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.
Содержание доклада (реферата)
Доклад на семинарских занятиях (реферат) должны соответствовать следующим требованиям:
- структурированность;
- связность;
- концептуальность.
Структурированность доклада предполагает наличие в нем двух - пяти частей (разделов). Каждая часть освещает самостоятельный вопрос (блок вопросов) и должна быть выделена в тексте доклада (реферата).
Связность предполагает согласованность составляющих доклад частей. Основным требованием при этом является единый критерий структурирования текста доклада (реферата) и соответствие структуры концепции. Обязательно соответствие текста и, следовательно, плана предложенной теме. То же относится к заголовкам частей и их содержанию.
Принцип концептуальности предполагает выделение основной проблемы и ее освещение с опорой на теоретические постулаты. Также концептуальность означает присутствие общей идеи, описывающей содержание доклада (реферата) и отражающей вашу трактовку предложенной темы. Эта идея может быть сформулирована либо в начале доклада как тезис, либо в качестве заключения.