Психологическая поддержка ребенка в ситуации острого горя (смерти родителей)
На первом этапе работы необходимо предоставить возможность ребенку в символической форме выразить свои чувства.
Как уже говорилось ранее, уход из жизни близкого человека рождает у ребенка сильный страх, а иногда агрессию в отношении тех, кто не смог предотвратить это. Внешнее проявление этих чувств определяет содержание второго этапа. Только после долгой работы в этом направлении можно перейти к обсуждению реальной жизненной ситуации ребенка.
Смерть заставляет ребенка понять, что в жизни не все зависит от его желаний: во избежание развития депрессивности на заключительном этапе следует укреплять чувство контроля ребенка за ситуацией, его уверенность в себе.
Задание, помогающее проявить свои чувства
«Мысленные картинки»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый просит его представить и мысленно нарисовать любую картинку, а затем описать ее.
Костя, 7 лет.
— Это будет странная картинка. Там чудища волосатые. Но я сам тоже в этой картинке вырос размером со страшного. А потом там появилась фея Несбыточные желания.
— И что же ты пожелал?
— Чтобы родители не ругали, чтобы никогда не умирать, чтобы была летающая тарелка.
— А как это, чтобы никогда не умирать?
— Это когда люди, умирая, смогут жить на другой планете.
Задания, актуализирующие чувства страха и гнева
«Испугать по-разному»
Упражнение описано на с. 90.
«Кто громче испугается»
Упражнение описано на с. 93.
«Что я люблю — не люблю, чего я не боюсь — боюсь»
Взрослый и ребенок, перебрасываясь мячом, заканчивают предложения, сначала: «Что я люблю — не люблю», потом: «Чего я не боюсь — боюсь».
Задания на обсуждение реальной жизненной ситуации ребенка
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ СМЕРТИ
«Планеты» (в том числе «планета мертвых»)
Упражнение описано на с. 93.
Саша, 7 лет.
— Пусть у нас будут такие планеты: Земля — там живут ленивцы, не любят делать уроки, гуляют, ничего не делают; Щипалка — там люди любят щипаться, в школу редко ходят; Трудолюбивость — там все ходят в школу. Получают заслуженные отметки; планета Злости — там, если даже только дотронешься, сразу начинают драться; планета Страха (стал кашлять) — там живут чудища.
— Куда сначала полетим?
— Сначала полетим на соседнюю планету Страха.
На этой планете Саша многократно пугает и пугается. Используются страшные маски.
— Давай теперь полетим на мою планету. Это будет планета смерти.
— Давайте.
На этой планете Саша и консультант пугают и пугаются еще сильнее.
«Гибель злого дракона»
Ассистент играет роль злого дракона, который нападает на город. Ребенок сражается с ним, потом побеждает его. Ведущий предлагает похоронить его и вместе с ребенком осуществляет это. Затем ведущий и ребенок «идут погулять», дракон в это время оживает и снова нападает на город. После двух повторений ведущий предлагает поменяться ролями. Ассистент становится героем, а ребенок — драконом. Теперь он погибает и оживает. Затем снова происходит смена ролей. Ребенок окончательно побеждает дракона, похороны при этом уже не производятся. Ведущий и ассистент кричат: «Ура победителю!» — и, если позволяет вес ребенка, качают его. (Для игры необходим ассистент.)
«Жизнь после смерти»
Разыгрывается смерть ассистента, его хоронят, и он после своей смерти отправляется жить на другую планету. Родственники — ребенок и ведущий — сначала плачут, но потом решают отправиться на его поиски. Сначала они попадают на страшную планету и, испугавшись, улетают оттуда. Затем прилетают на планету, где живет ассистент. Они встречаются с ним, радуются и беседуют. Ведущий при этом задает такие вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Где лучше жить — на Земле или здесь?», «Можно ли к тебе прилетать чаще?». Ассистент отвечает, что ему здесь очень хорошо, хотя он скучает о тех, кто остался. Правда, он может в волшебный бинокль видеть всех людей, которых он очень сильно любит. Может также давать им мысленные советы. Люди на Земле иногда сами не замечают, как у них появляется та или иная умная мысль. А оказывается, некоторые мысли посылают им их ушедшие родственники. Поговорив с ассистентом, ведущий и ребенок прощаются с ним и возвращаются домой. (Для игры необходим ассистент.)
Алеша, 8 лет.
Сказал, что хочет, чтобы хоронили его. Затем он отправляется на другую планету. Когда к нему прилетают родственники, он решает испытать их, проводит в самую страшную комнату своего дома и пугает страшными масками. Говорит, что жить ему было лучше на Земле, но он и сейчас не жалуется. Отсюда он может видеть любую точку Земли, любых людей, их занятия, а на Земле это невозможно.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
«Как я был маленький»
Ребенку предлагают вспомнить какой-нибудь случай из своего детства и нарисовать его.
Алеша, 8 лет (переживает смерть отца, разговор об этом заходит впервые):
— Я буду рисовать пикник. Я туда ездил со своим папой. У папы на багажнике продукты.
— А мама где?
— Она уехала вперед и уже разбирает продукты. Еще с нами ездил мой друг Ренат. Мы с папой были в хороших отношениях.
— Ты скучаешь по таким пикникам?
— Да.
— А мама скучает по папе?
— Да, наверное.
— Вы с ней говорите об этом?
— Нет, не говорим.
— А ты хотел бы?
— Нет, потому что становится грустно.
— А на рыбалку вы с папой ходили?
— Да. Мы ловили рыбу и жарили на костре.
— А еще куда вы ездили?
— В Финляндию и «Макдоналдс». С папой было интереснее.
— Ты о нем часто думаешь?
— Нет. Утром или вечером или как вспомнится.
— Это здорово, что ты о нем думаешь. Значит, ты помнишь его.
— А вы знаете, мне папа часто помогает. Вот обижают ни за что, а папа помогает. Папа всегда меня учил, что если тебя ударяют, не надо обращать внимания. Или вот — когда страшно.
— Ты знаешь, у меня тоже бывают страхи. Но у меня нет такого помощника, как твой папа, который всегда придет тебе на помощь.
— Да, мне с папой повезло, он у меня очень хороший. На этом занятие заканчивается.
«Как это было»
Ребенок рассказывает ведущему несколько приятных теплых воспоминаний об умершем родителе, а затем рисует «фотографию» самого приятного воспоминания.
Задания на укрепление чувства контроля над ситуацией
«Проведи слепого»
Ребенок закрывает глаза и становится у стены, взрослый расставляет на полу небольшие игрушки. Затем он дает ребенку команды «шаг вперед», «шаг вправо», «шаг влево» и т. п., с тем чтобы ребенок от одной стены подошел к другой, не сбив игрушки. Потом они меняются ролями, т. е. командует ребенок, и в этом самый важный момент игры.
«Я могу посылать любовь»
Звучит небыстрая музыка. Ведущий просит ребенка закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит представить, что в сердце ребенка есть дверка, через которую можно получать или посылать любовь. А ключик от этой дверки в руках самого ребенка. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо только представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что это дверка открывается и в сердце впускается любовь и солнечный свет. А при выдыхании любовь посылается из сердца. Она может посылаться разным людям: может быть, и тем, кто находится далеко от нас. Упражнение делается несколько минут. После этого дети и ведущий делятся опытом.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что общего в организации коррекционной работы с детьми, имеющими:
• а) защитную агрессивность и страхи;
• б) деструктивную агрессивность и социальные страхи;
• в) демонстративную агрессивность и страх самовыражения;
• г) ту или иную агрессивность;
• д) страхи различной природы.
2. В чем принципиальная особенность работы с детьми, имеющими:
• а) защитную агрессивность;
• б) деструктивную агрессивность;
• в) демонстративную агрессивность;
• г) страхи;
• д) социальные страхи;
• е) страхи самовыражения.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИНАМИКА ПЕРВЫХ ВСТРЕЧ С ДЕТЬМИ
(Протоколы занятий психолога с девочками одного возраста, одним и тем же вариантом нарушения психологического здоровья — страхом самовыражения. Детям предлагались примерно одни и те же формы работы.)
Надя, 10 лет (остро переживает развод родителей, испытывает страх самовыражения, по наблюдениям учителя, стала читать на уроках еле слышно, как будто у нее в горле ком).
Работа начата по просьбе мамы, которая сообщила, что они с мужем разводятся, и ей кажется, что ребенок это глубоко переживает.
Первая встреча
«Свободный рисунок»
Начинает рисовать мужскую голову фломастером. Говорит, что не получилось, рисует на другой стороне ручкой фигуру мужчины. Спрашиваю:
— Это кто?
— Папа.
Рядом рисует женскую фигуру. Спрашиваю:
— Кто это?
— Не знаю?
— Может быть, какая-то тетя?
— Может быть, тетя. Нет. Мама.
— Что они делают?
— Просто гуляют.
— Где?
— По парку.
— Какое лицо у мамы, что она чувствует, когда они гуляют?
— Не знаю, они редко вместе гуляют. Папа вообще редко приезжает. Говорит, что много работает.
— А ты по нему, наверное, очень скучаешь? Беспокоишься, почему его нет?
— Да.
— Как можно было бы назвать рисунок?
— Прогулка.
— А может быть, беспокойство?
— Да. Это больше подходит.
«Значки»
Надя предложила мне первой рассказать, что изображено на значке. На моем значке — горы, комментирую:
— На значке горы, это близко моей душе, потому что я люблю путешествовать.
Надя тоже достает из коробки значок с изображением гор.
— И я люблю путешествовать. Все новое узнавать.
Я вытаскиваю значок, на котором земной шар. Задумываюсь. Надя хочет сама ответить:
— Мне нравится география — наука о Земле. Мне когда успокоить себя надо, беру энциклопедию и читаю.
Я вытаскиваю опять значок с горами. Рассказываю:
— Мне кажется, что жизнь очень похожа на подъем в гору. Жизнь — это движение к далекой, высокой цели. Но чтобы достичь ее, нужно многое испытать, вытерпеть, быть по-настоящему сильным.
Надя достает значок с кораблем.
— Мне нравится корабль. Когда мне было пять лет, мы с папой и мамой поехали в круиз на корабле в Диснейленд. Ехали целый месяц, было очень интересно.
Я достаю значок с изображением лошади.
— Я очень люблю двигаться. Мне кажется, что вообще жизнь — это движение.
— Мне тоже нравится, мне трудно усидеть на месте. Достает значок опять с корабликом:
— Я очень люблю книги и фильмы, когда путешествуют на кораблях. Именно на кораблях. Не в горах. Мне нравится цвет моря. Иногда дома я беру картон и делаю корабли. Люблю легенды и истории, которые связаны с кораблями. Помните из Библии? Сначала все было хорошо. А потом наступил потоп. И ведь именно корабль спас человечество, все на нем спаслись. Вот посмотрите. Самолеты падают. А корабли не тонут. Как будто что-то оберегает корабль.
— Корабль кажется тебе безопасным?
— Да, корабль — это безопасное. Я заметила, до пяти лет — до путешествия на корабле — была более нервная, больше волновалась. После этого стала более спокойная.
— А спокойствие сохраняется потом?
— Да. Оно сохраняется надолго.
— Его может что-либо разрушить?
— Нет. Его ничто не может разрушить. Оно навсегда. Показываю Наде ее рисунок.
— Но как же не может нарушить? Ведь ты назвала рисунок «Беспокойство».
— Может быть, временное беспокойство, но оно проходит. Я ставлю точку:
— Ты права. Действительно, даже очень тяжелое беспокойство когда-нибудь проходит и обязательно возвращаются покой и радость.
Вторая встреча
Я решила не уходить вглубь, а попробовать усилить «внутреннего ребенка».
«Подушки»
Предложила поиграть в ее одноклассников, которые часто дерутся, и немного подраться.
Надя была Сережей, меня она назначила Аней. Подушками дралась охотно. С радостью, но в словесную перепалку, которую я попыталась инициировать, не включилась. Когда я в роли Ани обещала пожаловаться на нее учительнице, Надя ответила: «Я больше не буду».
«Я — наоборот»
Бросая мячик друг другу, мы задавали вопросы и отвечали из роли «Ядан» и «Яло», т. е. наоборот.
Общее замечание: Надя с трудом придумывала и называла ненормативные действия, например, не смогла придумать, и мне пришлось подсказать, как Ядан разговаривает со своей учительницей. Надя ограничилась только словом «плохо».
«Я — это…»
Вытаскивает карточку с надписью «надежда»:
— Я — это надежда, потому что если я чувствую, что у меня что-то не получается, надеюсь, что мне кто-то объяснит.
— Поможет?
— Нет, объяснит, потому что помощь — это когда кто-то за меня будет делать. А я не хочу, чтобы за меня что-то делали, хочу сама.
— Я — верность. Сколько было подруг, редко с ними ссорились.
— Но ведь вы не всегда рядом были, и оставались друзьями?
— Да, не всегда рядом, и оставались друзьями,
— Я — терпение, так как я терпеливая. Если, например, завтра приедет кто-то и мне об этом один раз сказали, я жду до этого момента, не спрашиваю по десять раз: «Ну, когда приедет?»
— Я — радость, практически всегда за других радуюсь.
— А за себя?
— Я тоже радуюсь, когда мне хорошее говорят. Не могу не порадоваться.
— А вы кто по гороскопу?
— Стрелец.
— О, как мой папа.
— А когда у него день рождения?
— 3 декабря.
— Что ты ему подарила?
— Сшила котенка.
— Он был очень рад?
— Да.
— А куда дел?
— В машину поставил. Там у него уже есть домовенок.
— И он будет смотреть на них и вспоминать…
— Меня.
— Он будет смотреть на игрушки и всегда вспоминать тебя. Это здорово. Ты ведь этого хочешь?
— Да.
Наташа, 9 лет (остро переживает развод родителей, испытывает ревность к младшей сестре).
Работать с ней стала после разговора с ее учительницей, которая нашла на ее парте измятый листочек со стихами.
Стихи Наташи
Я умерла от страха.
В душе замерзла кровь.
Любовь и жизнь ушли от меня.
Я погибла.
Я от злости погибала,
И жизнь уходила с каждым днем.
Мне плохо от маминой злости,
а папа мой ушел от нас,
и мы остались одни,
и денег у нас мало.
Первая встреча
«Свободный рисунок»
Наташа решила рисовать пальцем, используя театральный грим.
— Это будет дерево и много цветов. Здесь будет волшебный сад. В нем будет разговаривающая розочка. Она делала добро людям. К ней пришла девочка, попросила, чтобы ее мама выздоровела. А розочка согласилась, если девочка будет ухаживать за ней. И девочка сказала: «Хорошо». Розочка сделала так, что ее мама выздоровела.
— Чем болела мама?
— Гриппом.
— А может быть, у нее душа болела?
— Может быть.
— А когда у взрослых болит душа?
— Может быть, когда дети не слушаются.
— А кем бы ты хотела быть на этом рисунке?
— Розочкой.
— Что бы ты тогда делала?
— Я бы сделала так, чтобы мои родители вместе жили.
«Мягкая сказка»(используются мягкие тряпичные куклы)
Наташа распределяет роли. Меня назначает продавщицей. Сама она — девочка, которая потерялась и искала свою маму. Я в роли продавщицы должна связать и спрятать девочку в своем магазине. Потом Наташа принимает поочередно роли мамы и папы, которые ищут девочку. В конце концов они находят ее:
— Привет, пап!
— Привет. Зачем ты убежала?
— Я думала, что вы меня не Любите и думаете только о себе. Я «забираю» у Наташи обеих кукол и продолжаю:
— Доченька, я люблю тебя всегда. Даже если я буду далеко от тебя, то буду заботиться о тебе и любить.
— Ну, конечно, и я тебя люблю. Ведь ты же мой папа. Занятие подходит к концу. Я спрашиваю:
— Хочешь знать, что я думаю о тебе? Честно?
— Не знаю. Хочу.
— Ты как шарик, в котором внутри что-то спрятано. Внешне ты веселая, счастливая девочка. Ты такой хочешь казаться. А внутри тебя в этом полом шарике есть кусочек беспокойства. Так ли это?
— Да.
Звенит звонок. Занятие заканчивается. Наташа просит разрешения остаться еще на один урок, но ей надо уходить.
Вторая встреча
«Свободный рисунок»
— Буду рисовать солнце, природу. Потом поляну. Деревья, — объясняет Наташа.
— А сейчас что рисуешь?
— Это дуб. Старый. А рядом елка.
— Дуб дружит с елкой?
— Да.
— А елка какая?
— Хорошая. Разговаривает с дубом.
— А если он не захочет?
— Она тогда тоже не разговаривает. Но может понять, что дуб устал.
— А если он ее разлюбит?
— Нет, потому что он хороший.
— Я с тобой не согласна.
— У тебя было что-нибудь, что ты вдруг разлюбила?
— Да, была такая игрушка.
— Но ведь она осталась хорошей?
— Да, конечно.
— Значит, если кто-то разлюбит, он совсем необязательно станет плохим?
— Да.
— В какую часть рисунка ты хотела бы превратиться?
— В солнце.
— Составь рассказ от его имени.
— Я — солнце. Я смотрю за людьми. Когда люди плохо обращаются с другими, я перестаю светить, прикрываюсь. Я люблю, когда везде доброта, когда никто не ссорится.
«4 вопроса — 4 ответа»
Мой первый вопрос:
— Бывает ли, что ты злишься на маму?
— Да, когда я хочу смотреть телевизор, а она мне не разрешает.
— О чем ты мечтаешь? Рисует волшебницу:
— Хотела бы стать волшебницей. Выручать кого-нибудь.
— Бывает ли тебе когда-нибудь страшно?
— Ночью, когда просыпаешься. Кажется, что ведьма стоит. А под кроватью кто-то живет. Боюсь вставать даже. А иногда вскочу и к маме побегу.
Звенит звонок. Несмотря на то, что о страхах ей поговорить хочется, занятие заканчиваем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РАССКАЗ О РАБОТЕ С МАЛЬЧИКОМ, КОТОРЫЙ ИСПЫТЫВАЕТ СИЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ
Первая встреча
Мальчик пришел ко мне сам, что дети этого возраста делают не часто.
— Помогите мне, пожалуйста, — попросил он, — я прихожу в школу и около раздевалки начинаю плакать. Но я не сам плачу. Что-то заставляет меня. Я так хочу перестать плакать, но не могу сам справиться.
Колю я знаю довольно давно, так как веду групповые занятия в его классе. Он хорошо учится, умный, воспитанный мальчик из грузинской семьи. У него очень симпатичная младшая сестра. Иногда на перемене или на прогулке, если кто-нибудь из ребят тронет его, он вспыхивает и начинает драться, потом плачет и с трудом успокаивается.
Предлагаю ему разыграть сказку в «песочнице» — пластмассовом ящичке 30x40 см, заполненном влажным песком и кучей маленьких фигурок животных, машинок, солдатиков. С удовольствием включается в игру, показывает нападение фашистов на спокойный город: взрываются дома, погибают животные и люди. Коля увлеченно играет и не слышит звонка с урока. Уходит спокойный со словами: «А когда еще можно к вам прийти?»
Вторая встреча
Предлагаю опять песочницу. Теперь действующими лицами становятся разбойники.
Они поставили несколько плутоновых ламп (Коля поясняет, что плутоний — взрывчатое вещество). И люди начали задыхаться. Все умерли. Все превратились в покойников. А земля — в необитаемый остров. Тогда приехали отважные солдаты. Они подумали, что если перебить всех разбойников, то… Тут Коля отвлекается и спрашивает меня:
— А вы смотрели фильм о двух мальчиках, которые немного набезобразничали?
— Нет, — отвечаю я, — а тебе самому иногда хочется побезобразничать?
— Что вы, — протестует Коля, — никогда. Я же приличный мальчик. Впрочем, иногда хочется, но очень редко.
Коля опять включается в игру:
— Наши приехали… Разбойники начали нападать. Намазались песком, чтобы их не заметили (сам Коля постоянно стряхивает песок с рук, несмотря на мои уговоры, что руки мы помоем потом). Но наши посшибали несколько террористов. Остался один главный. Остальные сдохли. А потом все сразу выскочили и стрельнули в него. А он сразу же сдох. Конец.
Третья встреча
Предлагаю Коле поиграть в «кукольный домик», он так же легко включается в игру, придумывает:
— Однажды начался сильный ливень. Все страшно перепугались. Хотели забыть про страшное, но не получилось. Дочка пошла на кухню, но ураган вытащил ее через окно и выбросил прямо на крышу. Она потом вернулась через окно мокрая, перепуганная, а вторая дочка сказала ей, что она не верит, что это ураган ее намочил, а не она сама.
Потом Коля решил переиграть конец. Вернул первую дочку опять на крышу и сказал, что она там до сих пор лежит без сознания.
Играл он недолго и явно вышел на тему взаимоотношений с сестрой, потому читаю ему сказку о тигренке, который почувствовал себя одиноким из-за младшего братика, ушел из дому, а потом вернулся, т. е. сказка со счастливым концом. Коля внимательно слушает, а затем сообщает, что тоже уходил из дому, потому что было обидно из-за Даши (сестры). Рассказывает с подробностями о том, как все вечером легли спать, а он вышел из дому, бродил по лесу и т. п.
Коля очень взволнован, предлагаю поиграть в «песочницу». Коля, немного смущаясь, говорит, что у него опять будет про взрыв. Но игру не начинает, а рассказывает:
— Я один раз в школе прогулял все уроки. Вот учительница рассердилась!
— Скучно быть всегда приличным?
— Да. Надоедает. Но у меня бывало и такое. Как-то раз я два стекла разбил. Но меня не заметили. Я скрыл от мамы. А то она меня выдерет. Чуть что, сразу вешает на дверь ремень.
Я вижу, что он выдумывает. Конечно, он не прогуливал уроки, не разбивал стекло, и мама не вешала ремень. А Коля вдруг запевает:
«Чунга-чанга, в жопе динамит,
Чунга-чанга, он уже горит».
Я принимаю его песню, как и самого Колю, потому что его проблема называется «отсутствие возможности проявления гнева». Понимаю, что гнев накапливается до тех пор, пока мальчик может его контролировать, а потом выплескивается на всех и на все.
Как же быть, как помочь Коле? Думаю, что он поможет себе сам. А я постараюсь быть с ним рядом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Рис. 1. Девочка в классе
Рис. 2. Девочка и сверстники
Рис. 3. Интересный разговор
Рис. 4. Девочка и педагог
Рис. 5. Девочка и родители
Рис. 6. Мальчик в классе
Рис. 7. Мальчик и сверстники
Рис. 8. Интересный разговор
Рис. 9. Мальчик и педагог
Рис. 10. Мальчик и родители
Литература
Абульханова-Славская К.А. Проблема активности личности; методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности. — М, 1998.
Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1991.
Аллан Дж. Ландшафт детской души. — СПб.; Минск, 1997.
Андерсон Дж. Думай, пытайся, развивайся. — М., 1996.
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург, 1999.
Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. — Воронеж, 1995.
БаттервортДж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М., 2000.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. — М., 2002.
Бурлакова Н. С, Олешкевич В. И. Проективные методы: Теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
Вульфов Б. 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М., 1995.
Выготская И. Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л. П. Устранение заикания в игровых ситуациях. — М., 1993.
Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. — М., 2001.
Долыпо Ф. На стороне подростка. — СПб., 1997.
Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — М., 1998.
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII — начало XX в.). — М., 1997.
Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков. — Минск, 1999.
Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.
Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. — М., 1994. — Т. 2.
Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997.
Крейслер Л. Мать, дитя, клиницист. — М., 1994.
Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. — СПб., 2000.
Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.
Лоуэн А. Биоэнергетика. — СПб., 1998.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994.
Лэндрет Г. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. — М.; Воронеж, 2001.
Мэй Р. Смысл тревоги. — М., 2001.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М, 1997.
Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. — М., 2000.
Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 1993.
Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 1992.
Практикум по арттерапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб., 2000.
Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж, 2000.
Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1998.
Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова — СПб., 2000.
Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. — М., 2000.
Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
Рудестам Х. Групповая психотерапия. — М., 1990.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.
Салливен Г. С. Интерперсональная теория психиатрии. — СПб., 1999.
Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 1989.
Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. — М., 1986.
Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. — СПб., 1995.
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: Между травмой и надеждой. — М., 1995.
Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000.
Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб., 1999.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — Т. 1.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. 2.
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М., 2001.
Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М., 2001.
Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. — Ульяновск, 1995.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — М., 2001.
Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.
Шпитц Р.А., Коблинер В. Г. Первый год жизни: Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. — М., 2000.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.Лебединского — М., 1990.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
[1]См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
[2]См.: Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб., 1999.
[3]См.: Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психологического развития // Вопросы психологии. — 1996. - № 5.
[4]См.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная терапия. — Л., 1990.
[5]Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — С. 369. 12
[6]Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998. — С. 160.
[7]См.: Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000.
[8]См.: Крейслер Л. Мать, дитя, клиницист. — М., 1994.
[9]См.: Крейслер Л. Мать, дитя, клиницист. — М., 1994.
[10]См.: Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000. — С. 122.
[11]См.: Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М., 2001.
[12]См.: Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
[13]См.: Луньков А. В. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. — М., 1995.
[14]Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая тревожность и возрастная динамика. — М.; Воронеж, 2000. — С. 34.
[15]См.: Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. — М., 1981. 28
[16]См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — М., 1998. 30
[17]См.: Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII–XX в.). — М., 1999.
[18]См.: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург, 1999.
[19]Клейн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997. — С. 25.
[20]Мэй Р. Смысл тревоги. — М., 2001. — С. 189.
[21]См.: Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996.
[22]См.: Мэй Р. Смысл тревоги. — М., 2001. 36
[23]См.: Мэй Р. Смысл тревоги. — М., 2001.
[24]См.: Дрейкурс Р. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Ю.Паликовского. — М., 1991.
[25]Бремс К. Полное руководство по детской психиатрии. — М., 2002.
[26]Сидоренко Е.В. Опыты ориентационного тренинга. — СПб.,1995.
[27]См.: Фром Э. Бегство от свободы. — М., 1993. 62
[28]Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб., 1997. — С. 15.
[29]Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. — М., 1995. — С. 4. 70
[30]См.: Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
[31]Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994. — С. 49.
[32]Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000. — С. 118.
[33]Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997. — С. 103. 76
[34]Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000. — С. 117.
[35]См.: Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. — М., 2000. — С. 136. 78
[36]См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986.
[37]См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. 80
[38]См.: Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М, 1997.
[39]См.: Аллан Дж. Ландшафт детской души. — СПб.; Минск, 1997.
[40]См.: Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М., 1997.
[41]См.: Выготская И. Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л. П. Устранение заикания в игровых ситуациях. — М., 1993.
[42]См.: Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. — М., 1992.
[43]См.: Лоуэн А. Биоэнергетика. — СПб., 1998.