Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков 12-15 лет
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количеству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, видеодвойка.
Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.
Необходимые материалы: большой лист ватмана или бумаги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.
ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штрафные санкции для нарушителей.
Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.
Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:
1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.
2. Нельзя унижать и оскорблять.
3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.
4. Обращаться друг к другу только по имени.
5. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.
6. Указания тренеров не обсуждаются.
7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.
Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания.
Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе.
Заметки для ведущего: Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, я сам так решил».
УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»
Цель: Осуществление эмоционального разогрева.
Содержание: Ведущий предлагает участникам представиться как актеру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.
Заметки для ведущего: В группе обычно есть стеснительные ребята, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно оказать помощь в представлении себя, — например, ведущий может в паре с подростком представить его.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ»
Цель: Развитие умения заявлять о себе.
Содержание: Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное — он о себе заявляет.
Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей.
УПРАЖНЕНИЕ «СКОЛЬКО ТЫ ВЕСИШЬ?»
Цель: Обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.
Содержание: Участникам предлагается походить по комнате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответствующее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гулять. После этого обсуждается внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью — он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, все тело налито свинцом. Радость, влюбленность, счастье дают ощущение полета, невесомости. Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятий могут говорить о своем самочувствии в килограммах или тоннах.
Заметки для ведущего: Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.
УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ»
Цель: Развитие ответственности за других членов группы.
Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается еще часть газет, «остров» становится совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк — рассаживаются на стульях.
В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.
Заметки для ведущего: В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему «спасательный круг» — подстелить кусок газеты. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасали, а специально выбросили с острова этого участника. Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, они поступили бы также? Этот вопрос должен «повиснуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребята окажутся наедине с этим вопросом.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКА»
Цель: Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положительные качества.
Содержание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.
Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.
Заметки для ведущего: Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, что если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники по кругу высказываются о том, как они себя чувствовали на занятии, что понравилось, что нет. Можно предложить определить свой «вес».
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: формирование адекватной самооценки.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «КАЛЕЙДОСКОП»
Цель: Эмоциональный разогрев, создание предпосылок к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.
Содержание: Ведущий просит каждого участника представить себя какой-либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники должны их выразить той частью тела, которую выбрали.
После выполнения задания участники делятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывается, что человек в основном показывает свои эмоции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диалоге мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выполнить это задание либо это оказалось забавным, и это нормально.
Заметки для ведущего: У ребят могут возникнуть трудности в выражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а почему, они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий. Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно необычным способом, это выглядит смешно. Нужно не останавливать смех, а смеяться вместе с ними.
УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...»
Цель: Формирование навыков самораскрытия.
Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.
Заметки для ведущего: Следует напомнить ребятам о правилах: должны быть выбраны только те предметы, которые не шокируют остальных. Застенчивым и в этом упражнении может потребоваться помощь.
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ СОСЕД СЛЕВА»
Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.
Содержание: Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений.
Заметки для ведущего: Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.
УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»
Цель: Формирование навыков адекватной самооценки.
Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой — слабые. Желающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяснить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сделать, можно найти всегда.
Заметки для ведущего: Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ведущий должен помочь им.
УПРАЖНЕНИЕ «ХРОМАЯ ОБЕЗЬЯНА»
Цель: Снижение эмоционального напряжения.
Содержание: Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. Затем ведущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут, и засекает время. Засмеявшиеся выходят в середину круга. В конце концов все участники оказываются там и вместе весело смеются.
Заметки для ведущего: В группе могут оказаться «провокаторы». Поэтому следует предупредить ребят, что изображать хромую обезьяну не нужно, важно просто не думать о ней.
РЕФЛЕКСИЯ
Получение обратной связи. В группе обсуждается занятие, что понравилось, что нет. Сколько «весит» каждый участник.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.
Необходимые материалы и оборудование: видеодвойка, мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идет в гости».
УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «РАЗОЖМИ КУЛАК»
Цель: Эмоциональный разогрев.
Содержание: Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется.
Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.
Можно рассказать притчу: «Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: "Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее". Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».
Ведущий задает вопрос: «Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?»
Заметки для ведущего: Следует предупредить ребят, что не нужно ломать пальцы партнера, разжимать кулак надо, не причиняя боли.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»
Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.
Содержание: Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.
Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.
Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.
Ослик Иа — не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.
Заметки ведущему:
Может оказаться, что ребята не читали сказку и не видели мультфильм про Винни-Пуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнением продемонстрировать им фрагменты мультфильма «Винни-Пух идет в гости» и «День рождения Иа».
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОБЛЕМЫ ГЕРОЕВ»
Цель: Развитие навыка справляться с проблемами поведения.
Содержание: Участникам предлагается подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. С участниками обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.
Заметки для ведущего: Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться разрешать ситуации.
УПРАЖНЕНИЕ «УШИ - НОС»
Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.
Содержание: Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.
Участники разбиваются на пары, один будет Пятачком, второй — Кроликом. Кролик кричит и обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Его задача — не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.
После выполнения задания следует обсуждение: какие чувства испытывали партнеры в ролях? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?
Заметки для ведущего: Ребята разбиваются на пары по собственному желанию, если кто-то оказался без пары, его партнером становится ведущий. Если никто не хочет вставать в пару с изгоем, его партнером также должен быть ведущий.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Содержание: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.
Заметки для ведущего: Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.
РЕФЛЕКСИЯ
Получение обратной связи. Обсуждается занятие и «измеряется вес».
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях.
УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ЭТО Я»
Цель: Эмоциональный разогрев.
Содержание: Один участник выходит на середину. Его задача — одним жестом передать свой характер или какую-то черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место.
Заметки для ведущего: Водящие выходят по желанию, не нужно в этом упражнении «принуждать» ребят. Если вначале желающих не находится, ведущий показывает пример сам.
УПРАЖНЕНИЕ «ДА - НЕТ»
Цель: Осознание ощущений, возникающих в момент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения.
Содержание: Участники разбиваются на пары, один произносит слово «да», другой — «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача — убедить партнера.
Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнера, не крича при этом и не изменяя позы? Какая была поза, помогла ли она? Как ее воспринимал ваш партнер? Как вы думаете, захочет ли этот человек вновь встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? В чем это проявляется? А можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения?
Заметки для ведущего: Лучше, если участники распределятся на пары с соседом. Партнером «лишнего» участника должен стать ведущий.
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ "НЕТ"»
Цель: Формирование навыков достойного отказа.
Содержание: Вызываются добровольцы: один будет требовать что-то им задуманное, а второй попытается ему отказать. Если необходима поддержка, то можно позвать на помощь других участников. На разыгрывание сценки дается 5 минут.
Затем следует обсуждение. Когда было легче добиться своего, отказывая или требуя? Помогли ли достичь цели помощники? Нужно ли в реальной жизни, отстаивая свою позицию, привлекать кого-то на помощь?
Заметки для ведущего: Надо предупредить добровольцев, что должны выбираться такие ситуации, в которых трудно отказать. Можно оказать помощь в выборе ситуации.
УПРАЖНЕНИЕ «НОЖ И МАСЛО»
Цель: Развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.
Содержание: Участники встают в два ряда друг против друга, поднимают правую руку и ритмично одновременно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый по очереди должен пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя, а стоящий в начале — проходит через шеренгу. Далее обсуждается, как было легче избежать удара — продумав свой путь или бросившись бежать не думая? Подростков необходимо вывести на осознание необходимости планирования действий в сложных ситуациях.
Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, нужно просто поднимать и опускать руку. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй, выводится из шеренги.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Обсуждается занятие.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель: актуализация знаний, приобретенных на занятиях
Необходимые материалы: бумага, ручки.
УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «АТОМЫ»
Цель: Эмоциональный разогрев.
Содержание: Участники с закрытыми глазами передвигаются по комнате и, сталкиваясь, пытаются разрешить конфликт.
Заметки для ведущего: Необходимо предупредить ребят, что специально толкаться запрещается.
УПРАЖНЕНИЕ «СИТУАЦИЯ В АВТОБУСЕ»
Цель: Развитие умения анализировать ситуации.
Содержание: Участникам предлагается вспомнить ситуацию конфликта любого человека с кондуктором автобуса и проанализировать ее.
Заметки для ведущего: Ребятам проще анализировать ситуации, когда они являются не ее участниками, а лишь наблюдателями.
УПРАЖНЕНИЕ «АНТИВРЕМЯ»
Цель: Обучение способам избегания конфликтных ситуаций.
Содержание: Участникам предлагается вспомнить неприятную ситуацию и рассказать о ней. Затем нужно подробно обсудить эту ситуацию, восстанавливая ход событий от конца до начала, и найти ответы на вопросы: где находится узел конфликта? Как можно было его избежать? Далее ситуация разыгрывается по другому сценарию с исправлениями.
Нужно спросить у подростков: если бы они заранее планировали свое поведение, изменилось ли что-либо в их жизни? Избегание конфликтов — это не проявление слабости, а поступок умного, зрелого человека.
Метки для ведущего:
Если занятия ведутся классным руководителем, то очень хорошо разобрать ситуацию конфликта в классе.
УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
Цель: Формирование умения принимать оценку себя со стороны.
Содержание: Участникам дается вводная ситуация: на необитаемый остров забрасывается группа из, трех человек, задача — выжить. А выжить можно только рядом с людьми, которые умеют что-то делать, обладают замечательными личными качествами. Каждый из участников должен выбрать себе двух напарников и объяснить свой выбор. Одни и те же ребята могут выбираться несколько раз. В заключение ведущий говорит, что ему хотелось бы взять на остров с собой всех ребят, потому что они все необыкновенные и обладают огромным количеством прекрасных человеческих качеств.
Заметки для ведущего: В группе могут оказаться ребята, которых не выбрал никто, в этом случае на «необитаемый остров» с ними отправляется ведущий, объясняя свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН»
Цель: Закрепление полученных навыков, осознание их ценности.
Содержание: Ведущий объявляет, что первый блок занятий подошел к концу. На занятиях участники приобрели определенные навыки, опыт. Им предлагается собрать для себя «чемодан» того, что они приобрели на занятиях и что хотели бы реализовать в жизни. Все предложения записываются на бумаге, зачитываются и передаются ведущему.
Заметки для ведущего: Записки ребят используют для оценки результативности блока занятий.
ПРОЩАНИЕ
Цель: Актуализация знаний, приобретенных на занятиях.
Содержание: Ведущий прощается с группой, высказывая пожелание, чтобы все, что они приобрели на занятиях, пригодилось им в жизни.
Программа практических занятий с элементами тренинга
для подростков и юношей «Мой защищенный мир» [27]
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.
Выбор детей подросткового и юношеского возраста как основного контингента в данной программе не случаен. В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т.д.
В юности окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, формированием нравственного сознания, устойчивого мировоззрения. В межличностных отношениях нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Неблагоприятные общественные и микросоциальные условия могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному переживанию юности.
Таким образом, программа «Я могу сказать «нет», включающая в себя укрепление структур «Я – взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а так же способствующая стабилизации адекватной самооценки, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков и юношей умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; направлена на активизацию, увеличение ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанных с эмоциональным насилием.
Цель: обучение стратегиям совладающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте.
Программу может проводить психолог, педагог или социальный работник, имеющий опыт проведения тренинговых программ, работающий с подростками, знающий особенности подросткового возраста.
Условия реализации программы:
1. Программа рассчитана на подростков 14-16 лет.
2. Оптимальное число участников группы 12-15 человек.
3. Общий объем программы – 16 часов. Программа тренинга рассчитана на 4 дня работы по 4 часа в день. Возможно увеличение общего количества часов до 24.
4. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).
Рекомендации по использованию программы:
Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, бланки анкет, бланки опросника К. Томаса, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.
Эффективность программы оценивается путем:
анализа тренером анкет подростков о программе; откликов родителей, педагогов, социальных работников об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.
Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:
ВВЕДЕНИЕ
1. Знакомство.
Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.
3. Ситуации насилия.
Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.
4. Анализ индивидуально перенесенных ситуаций насилия.
Определение индивидуальных способов поведения внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.
5. Профилактика насилия в социальной группе
Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности
ЗАВЕРШЕНИЕ
8. Личностная обратная связь.
Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка.
9. Итоги тренинга.
Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.