Психологическая реабилитация детей, пострадавших от психологического (эмоционального) насилия
Хотя психологическое и эмоциональное насилие многими авторами рассматриваются как самостоятельные виды насилия, в данном разделе целесообразно их объединить, так как основные направления реабилитации практически совпадают. В отличие от ранее рассмотренных видов насилия, они в ряде случаев могут не приводить к острым эмоциональным расстройствам, но их последствия являются глубокими и стойкими, искажающими психическое и, особенно, личностное развитие ребенка.
Психологическое насилие всегда сопровождает физическое и сексуальное насилие, но и само по себе приводит к тяжелым последствиям. Обычными последствиями психологического насилия являются, прежде всего, нарушение самоконцепции ребенка, заниженная или неустойчивая самооценка. При значительной продолжительности психологическое насилие может воздействовать на все сферы жизни ребенка, вызывать стойкие эмоциональные и поведенческие нарушения и в целом значительно снизить качество жизни.
У ребенка, подвергающегося систематическому психологическому насилию, развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» повторять эту модель в своей взрослой жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты.
— Искажение образа «Я», обвинение самих себя за происходящее; снижение чувства собственной ценности и значимости.
— Чувство страха и беспомощности как доминирующие чувства, мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный.
— Открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного «Я», неспособность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения.
— Депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности).
— Обязательное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей.
— Подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержение себя и других).
В дошкольном и младшем школьном возрасте последствия эмоционального насилия могут проявляться задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста ребенка; формировании таких личностных особенностей как импульсивность, взрывчатость, враждебности, агрессивности; формировании вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос). В подростковом возрасте эмоциональное насилие может спровоцировать попытки совершения самоубийства. Подросток теряет смысл, цели в жизни.
Помимо семьи, ребенок чаще всего сталкивается с психологическим насилием со стороны учителей и сверстников в школе. Особенно тяжело ребенок переживает неправильное обращение в начальной школе.
Диагностика
Наиболее сложными для диагностики являются ситуации, когда ребенок подвергается исключительно эмоциональному (психологическому) насилию.
Выявление факта насилия опирается на объективную информацию о семейной или школьной ситуации, особенностях отношений в семье, в классе (с учителем), типе семейного воспитания.
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка должна дать достаточно полную картину его актуального эмоционального состояния и психического развития (познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы), а также межличностных отношений. Для этого может быть использован весь арсенал психодиагностических методик, адекватный возрасту ребенка.
В случае насилия в семье необходимо диагностировать особенности семейных отношений, типа семейного воспитания с использований соответствующих методик (опросник Варги-Столина, Эйдемиллера и др.). Если насилие имеет место в школе, требуется выявление отношения ребенка к школе, учителю, одноклассникам. Диагностика семейных отношений производится и в этом случае, поскольку необходимо иметь информацию о ресурсах семьи.
Коррекция последствий насилия
Реакцией на тяжелую психотравмирующую ситуацию, связанную с психологическим насилием, могут быть выраженные эмоциональные расстройства (депрессия, острая тревога, страх), вплоть до суицида. В этом случае необходимо оказание экстренной помощи в виде кризисной интервенции, технология которой была описана выше. Основные подходы к терапии суицидального поведения рассмотрены в разделе о тяжелых последствиях насилия.
При отсутствии выраженных острых реакций на психологическую травму психологическая помощь сфокусирована на анализе происходящего и последствий подобного отношения к ребенку, помощи родителям в осознании и разрешении их собственных проблем, изменении взаимодействия между членами семьи. Кроме этого, важной задачей консультирования является изменение представлений ребенка о себе, повышение его уверенности.
Такая работа может проводиться в форме психологического консультирования или психотерапии, а также в форме тренингов. Ниже приводятся программы групповой работы с детьми и их родителями.