Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Москва, 2013

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………….…….2

1. Виды жестокого обращения………………………………………………….5

1.1. Физическое насилие………………………………………………..….……5

1.2. Психическое (эмоциональное) насилие…………………………..…..….11

1.3. Сексуальное насилие……………………………………………….……...16

1.4. Пренебрежение основными нуждами ребенка…………..……………....27

2. Последствия жестокого обращения с детьми…………………..………....29

3.Методы и технологии социально-педагогической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения…………………………….………..36

4. Методы и технологии психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения………………………………..…..…59

4.1 Психологическая реабилитация детей, пострадавших от физического насилия………………………………………………………………………..….59

4.2. Психологическая реабилитация детей, пострадавших от психологического насилия……………….………………………..………….130

4.3. Психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия………………………………………………………..…….………….177

4.4. Психологическая реабилитация детей, пострадавших от пренебрежения нуждами ребенка………………………………………………………………191

Литература …………………………………………………………………….237

Специалисты закрытых образовательно-воспитательных учреждений и учреждений социального воспитания по роду своей профессиональной деятельности постоянно встречаются с проявлениями насилия в среде их воспитанников. В связи с этим представленные материалы могут оказать определённую конструктивную помощь профессиональным работникам указанных учреждений в решении острых воспитательно-управленческих задач.

В последнее время жестокость, агрессивность подрастающего поколения всё чаще становится объектом разнонаучных исследований. В многочисленных источниках массовой информации регулярно сообщается о жестоких историях из жизни воспитанников различных по типу образовательно-воспитательных учреждений – избиениях, убийствах, унижениях, насилии над животными.

В представленных материалах раскрывается сущность, даётся определение понятия «насилие», приводятся точки зрения разных исследователей на рассматриваемую проблему. Особую значимость имеет анализ различных видов насилия, распространённых в том числе и в среде воспитанников указанных учреждений. Для профессиональных работников этих учреждений знакомство с материалами позволит уточнить, углубить, конкретизировать их знания о сущности, проявлениях, признаках, последствиях всех видов насилия: физического, психологического (эмоционального), сексуального, пренебрежения нуждами детей.

Особый интерес должны представлять сведения о конкретных признаках осуществления насильственных действий по отношению к детям разных возрастов, а также – сведения о глубоких деструктивных последствиях, искажающих последующее развитие личности и её социализацию.

В материалах приводятся различные технологии и методы правовой, психологической, социально-педагогической реабилитации воспитанников, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.

Существенную помощь в работе с воспитанниками в целом и с воспитанниками – жертвами насилия специалистам рассматриваемых учреждений могут оказать приведённые в материалах программы занятий по повышению правовой грамотности и ответственности воспитанников, рекомендации, упражнения, тренинги, направленные на социально-психологическую реабилитацию воспитанников и оздоровление воспитательной среды их пребывания в учреждениях.

Физическое насилие

Проявления физического насилия чрезвычайно разнообразны: от убийства ребёнка или причинения ему тяжких увечий до лёгких телесных повреждений. Наиболее распространённые повреждения при физическом насилии – ушибы и ссадины, затем идут переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребёнку боли, ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты психологического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его последствий) в значительной мере зависит от возраста ребёнка. Родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем прибегать к более тяжёлым его формам. Поэтому незначительная травма, причинённая маленькому ребёнку, является фактором риска более тяжёлого насилия в будущем.

Неспособность родителей или одного из них защитить ребёнка от агрессии со стороны окружающих, а также оставление его без необходимого ухода или в ситуации, представляющей опасность для жизни ребёнка, может повлечь столь же негативные последствия, как и преднамеренное нанесение телесных повреждений. Такие умышленные или неосторожные действия родителей могут рассматриваться как пассивная форма физического насилия или как пренебрежение основными потребностями ребёнка. Таким образом,физическим насилием является умышленное причинение ребёнку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создаёт реальный риск возникновения таких нарушений.Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребёнок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Физическое насилие часто сочетается с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребёнка). По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок, перенесший физическое насилие, также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим в отношении детей, пострадавших от физического насилия, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения.

Повышенный риск стать жертвой физического насилия имеют дети-инвалиды, особенно воспитывающиеся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребёнка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребёнка.

Физическое насилие над детьми встречается во всех слоях общества. Однако значительно чаще оно имеет место в семьях с низкими доходами или находящимися в изоляции, а также в многодетных семьях. Распространению физического насилия над детьми способствуют различные социальные факторы. В качестве особо значимых Зиновьевой Н.О. и Михайловой Н.Ф. справедливо выделены:

- отсутствие в общественном сознании понимания безусловной недопустимости физических наказаний;

- постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;

- обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну затрудняет своевременно выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;

- отсутствие в Российской Федерации эффективной превентивной политики государства и необходимой сети специализированных учреждений для работы с неблагополучными семьями; при работе с такими семьями используется карательный подход (привлечение к уголовной или административной ответственности, лишение родительских прав), а меры реабилитационного и профилактического характера практически отсутствуют;

- недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие чётких критериев жестокого обращения с детьми;

- низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомлённость детей о своих правах;

- несовершенство действующего законодательства, декларативный характер норм о защите прав несовершеннолетних, отсутствие механизмов их реализации на практике.

Телесные повреждения, полученные детьми в результате физического насилия, не всегда имеют явный насильственный характер. Специалисты, работающие с детьми, не всегда имеют возможность осмотреть ребёнка с целью выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Заподозрить физическое насилие над ребёнком чаще позволяют имеющиеся у него особенности поведения. Характерные для физического насилия поведенческие нарушения зависят от возраста ребёнка. Так один из исследователей рассматриваемого явления, Сафонова Т.Я., выделяет следующие психологические и поведенческие нарушения, характерные для детей разного возраста, подвергшихся и/или подвергающихся физическому насилию.

Дети младшего раннего возраста (до 3-х лет):

- малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

- боязнь родителей или взрослых;

- постоянная настороженность;

- плаксивость, капризность;

- печальный внешний вид, редкое проявление радости;

- агрессивность.

Дети дошкольного возраста:

- пассивность, смирение с происходящим;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;

- псевдовзрослое поведение;

- агрессивность;

- жестокость по отношению к животным;

- лживость и воровство.

Дети младшего школьного возраста:

- стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

- нежелание возвращаться домой после школы;

- замкнутость, отсутствие друзей;

- плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;

- агрессивность;

- воровство;

- уходы из дома.

Подростки:

- бродяжничество;

- делинквентное поведение;

- употребление алкоголя или наркотиков;

- депрессия, суицидальные попытки.

Физическое насилие над детьми приводит к тяжёлым телесным повреждениям. В зависимости от опасности для жизни и здоровья ребёнка выделяют наиболее распространённые виды повреждений: поверхностные повреждения (ушибы, ссадины, царапины, а также неглубокие порезы, укусы, термические и химические ожоги); глубокие повреждения (гематомы, кровоизлияния в суставы, вывихи, порезы, нарушающие целостность кожи, локальные ожоги, II-III степени обширные поверхностные ожоги, сотрясение головного мозга); переломы крупных костей, повреждения внутренних органов; проникающие ранения грудной и брюшной полости, механическая асфиксия; внутричерепные кровоизлияния, повреждения головного и спинного мозга.

В большинстве случаев дети, пострадавшие от физического насилия, остаются в семье. Оставление ребёнка в семье предполагает проведение с ней активной социальной работы. Основными направлениями этой работы являются следующие:

- воздействие на причину, создающую напряжённую обстановку в семье;

- оказание семье необходимой материальной поддержки;

- повышение родительской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;

- психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;

- повышение педагогической компетентности родителей, обучение их ненасильственным приёмам воспитания и поддержания дисциплины;

- помещение ребёнка в детское учреждение или группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;

- оказание поддержки родителям (содействие в трудоустройстве, получении медицинской помощи);

- улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и отдельно проживающими прародителями.

Все перечисленные выше направления работы должны осуществляться во взаимосвязи, для чего необходим план работы семьей. Учитывая ограниченный спектр мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках одного ведомства (образования, социальной защиты, внутренних дел), план должен иметь межведомственный характер. Такой план может быть принят муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, включающей представителей всех заинтересованных в судьбе ребёнка и его семьи органов и учреждений.

Сексуальное насилие

Лишь сравнительно недавно было признано, что сексуальное насилие над детьми часто встречается в современном обществе. Важнейшим последствием этого стало развитие системы учреждений для оказания психологической помощи жертвам сексуальных преступлений и облегчение пострадавшим обращения за помощью.

В ряде зарубежных стран, например, США и Великобритании, сексуальное насилие над детьми рассматривается как одна из важнейших социальных проблем. Об этом свидетельствует то внимание, которое уделяется этой форме жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации, огромное число научных публикаций по данной проблеме, проведение многочисленных международных конференций, а также принятие специальных законов, направленных на защиту детей от сексуального насилия и сексуальной эксплуатации.

Постепенно меняется отношение к сексуальным посягательствам в отношении детей и в нашей стране. В настоящее время признаётся, что сексуальные преступления в отношении детей встречаются значительно чаще, чем было принято считать ранее. Однако на уровне конкретного факта, а не в масштабах социального явления, специалистам, работающим с детьми, сотрудникам правоохранительных органов бывает трудно поверить в то, что ребёнок был длительное время вовлечен в сексуальные отношения с собственным отцом, отчимом, другим родственником, со школьным учителем или воспитателем детского дома. Значительно проще объяснить признание ребёнка его склонностью к фантазированию, лживостью или другими обстоятельствами. Именно поэтому обращение в правоохранительные органы с заявлением о совершении сексуального преступления в отношении ребёнка, если потерпевшему не были нанесены телесные повреждения, нередко заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела после проведения формальной проверки. Это свидетельствует о том, что изменения отношения к сексуальному насилию над детьми в профессиональном сознании значительной части сотрудников правоохранительных органов ещё не произошло. Сложившееся положение отчасти связано с ограниченным числом публикаций в научной литературе о проявлениях и последствиях сексуального насилия над детьми. Авторами многих из этих публикаций являются судебные психиатры, для которых наиболее значимы вопросы оценки достоверности показаний потерпевшего, а не диагностики и идентификации сексуального насилия.

Очень часто сексуальные посягательства в отношении детей происходят без применения физической силы или угроз, то есть без применения насилия в традиционном для уголовного права понимании. Это связано с тем, что целью взрослого является вовлечение ребёнка в сексуальные отношения, а не причинение физических или душевных страданий, отреагирование отрицательных эмоций или демонстрация власти и контроля, как в случаях физического или психического насилия. В связи с этим более точным является термин «сексуальное злоупотребление», а не «сексуальное насилие». Однако понятие «сексуальное насилие» широко используется в литературе, поэтому нет необходимости заменять его понятием «сексуальное злоупотребление», следует лишь не забывать о том, что далеко не всегда сексуальные посягательства связаны с использованием силы или угроз.

Под сексуальным насилием следует понимать вовлечение ребёнка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путём злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребёнка.

В Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о числе сексуальных преступлений в отношении детей, а репрезентативные выборочные исследования не проводятся.

Косвенным показателем распространённости сексуального насилия могут быть приводимые в докладе «О положении детей в Российской Федерации» данные о заболеваемости детей венерическими болезнями, о числе беременностей и абортов у девушек.

В 2006 г. в Российской Федерации число абортов у девочек до 15 лет составило 1,1 тыс. (против 1,9 тыс. в 2002 г.), а у девушек 15-17 лет – 161,2 тыс. (против 200,7 тыс. в 2002 г.). Несмотря на происходящее в последние годы снижение числа абортов у девочек, каждый десятый аборт в России производится несовершеннолетней. В целом в Российской Федерации уровень подростковой беременности составляет 80 на 1 тыс. девушек в возрасте 15-19 лет, тогда как в странах Европы он в 3-7 раз ниже. В 2008 г. матерями, моложе 18 лет было рождено около 33 тыс. детей, что на 20 тыс. меньше, чем в 1995 г.

Ребёнок, не имеющий опыта сексуальных отношений, не будет вовлекать или принуждать к вступлению в подобные отношения своих сверстников. У детей дошкольного или младшего школьного возраста опыт сексуальных отношений может появиться только в результате сексуального насилия. Поэтому еще одним свидетельством значительной распространенности сексуальных посягательств в отношении детей можно считать увеличение числа случаев насильственных сексуальных контактов между детьми 7-10 лет. Подобные факты всё чаще становятся причиной обращения за психологической помощью родителей как пострадавших, так и «насильников».

Сексуальное насилие в отношении детей может быть однократным, повторяющимся несколько раз и длительным, происходящим в течение нескольких лет. Столь же многообразными могут быть и формы действий сексуального характера, в которые был вовлечен ребёнок. Отмеченные обстоятельства редко учитываются при изучении сексуального насилия в отношении детей. Интересны данные, полученные в Великобритании А. Бейкер и С. Дункан, которые установили, что в возрасте до 16 лет сексуальным посягательствам подверглись 11% опрошенных (12% женщин и 10% мужчин). 63% пострадавших подверглись насилию однократно и 37% - многократно (в 23% случаев насилие со стороны одного и того же лица повторялось несколько раз, а в 13% случаев повторное насилие совершалось разными лицами).

Можно отметить высокую распространенность (более 1/3) повторных сексуальных посягательств, которые приводят к развитию у детей выраженных психологических и поведенческих нарушений. В тех случаях, когда повторное насилие совершалось разными лицами, можно говорить о виктимизации ребёнка, возникновении у него особенностей поведения, существенно повышающих риск повторного насилия. Среди повторных сексуальных посягательств преобладали противоправные сексуальные контакты с одним и тем же лицом. Это обстоятельство отражает, во-первых, зависимость ребёнка от насильника, ограниченные возможности жертвы получить помощь и, во-вторых, стойкость нарушений сексуального влечения у педофилов. В 39% случаев жертва была знакома с насильником, а в 13% случаев насилие было совершено одним из членов семьи. В 51% случаев насилие не сопровождалось физическим контактом между взрослым и ребёнком (включало демонстрацию порнографических материалов, непристойные разговоры и шутки), телесный контакт без полового сношения имел место в 33% случаев, половое сношение отмечалось только в 5% случаев.

Таким образом, по результатам выборочных социологических исследований наиболее травматичные формы сексуального насилия встречаются значительно реже, чем развратные действия. Это противоречит данным уголовной статистики, согласно которым преобладают именно тяжёлые формы сексуальных посягательств в отношении детей. Отмеченное противоречие объясняется тем, что большинство нетяжёлых сексуальных преступлений против детей уголовной статистикой не фиксируются, поскольку родители потерпевших не обращаются в правоохранительные органы.

В основу классификаций частных форм сексуального злоупотребления могут быть положены разные признаки. Так, К. Хоббс и соавторы выделяют следующие формы сексуального злоупотребления в отношении детей.

Внутрисемейное насилие – сексуальные посягательства со стороны ближайших кровных родственников (родители, братья сестры); лиц, заменяющих родителей (усыновители опекуны, попечители); лиц, выполняющих функции родителей (муж или сожитель матери, жена или сожительница отца); близких родственников (дяди, тёти, прародители, двоюродные братья или сёстры), с которыми ребёнок вместе проживает или часто общается. Все эти взрослые авторитетны для ребёнка, он привязан к ним и находится в жёсткой зависимости от них.

Внесемейное насилие включает сексуальное злоупотребление со стороны взрослых, хорошо известных ребёнку, например: друзей семьи, соседей, дальних родственников или педагогов. Поскольку эти лица известны ребёнку, он доверяет им и не воспринимает их как возможный источник опасности.

Внесемейное сексуальное насилие может иметь групповой характер. Под групповым сексуальным насилием понимается создание педофилом устойчивой группы детей, часть из которых вовлекается в сексуальные отношения. При всём многообразии форм подобных групп (общественная организация, спортивная секция, кружок, студия и т.п.) основной целью их создания являются сексуальные контакты взрослого с детьми, поэтому все подобные группы имеют следующие общие черты:

- безусловный авторитет (власть) харизматического лидера группы;

- жёсткая иерархическая структура группы, которая связывает авторитет и власть любого члена группы с его близостью к лидеру;

- наличие секретов, известных только посвящённым, что приводит к отсутствию у большинства членов группы информации о характере отношений в круге избранных;

- жёсткая дисциплина, обязательность требований вышестоящего члена группы для нижестоящих;

- старшие подростки, утратившие привлекательность для лидера как сексуальные партнеры, имеют возможность вовлекать в сексуальные отношения младших членов группы;

- широкое использование ритуалов, убеждение членов группы в их избранности, что обусловливает закрытость группы от внешнего контроля;

- сохранению в тайне сексуальных контактов лидера с членами группы способствует не только авторитет лидера, но и давление со стороны подростков, входящих в его окружение; любое распространение информации о сексуальных отношениях между членами группы рассматривается как предательство и осуждается;

- подчёркнутая доброжелательность и любовь к детям, демонстрируемая лидером во время публичных выступлений и в средствах массовой информации;

- активное привлечение в группу детей из неблагополучных семей, у которых отсутствуют доверительные отношения с родителями и родители которых не интересуются жизнью своих детей;

- особые отношения, существующие в группе (жёсткий контроль, закрытость, превознесение лидера), выдаются за педагогические новации.

Уличное насилие – сексуальные посягательства со стороны незнакомых лиц или случайных знакомых. Эту форму насилия отличает внезапность нападения, использование физической силы или угроз для подавления сопротивления ребёнка.

Институциональное насилие включает сексуальные посягательства, являющиеся проявлениями дедовщины, когда сексуальное насилие используется для демонстрации власти и контроля, построения иерархических отношений в коллективе. Эта форма сексуальных посягательств характерна для закрытых детских коллективов.

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжёлые, сохраняющиеся длительное время психические и поведенческие нарушения. Последствия сексуального насилия усугубляются тем, что оно часто сочетается с физическим и психическим насилием, Психологические последствия сексуального насилия разделяют на ближайшие и отдалённые.

Ближайшие последствияперенесенного насилия проявляются эмоциональными (сниженное настроение, тревога), когнитивными (навязчивые воспоминания о случившемся), поведенческими (нанесение самоповреждений) и вегетативными (нарушение сна и аппетита) расстройствами. По механизму возникновения ближайшие психологические последствия сексуального насилия являются острой реакцией на психическую травму (стресс). К когнитивным нарушениям относятся нередко возникающие у детей, переживших сексуальное насилие, трудности сосредоточения, повышенная утомляемость, следствием которых у школьников становится снижение успеваемости.

Отдалённые последствия перенесённого в детстве сексуального насилия развиваются постепенно и могут сохраняться длительное время (в подростковом и в зрелом возрасте). Бриер и Рунтц предложили следующую классификацию отдалённых психологических последствий сексуального насилия:

- нарушения сексуального поведения;

- трудности при воспитании детей;

- психические расстройства;

- асоциальное поведение.

Наиболее разнообразны нарушения сексуального поведения, которые могут включать:

- сексуализированное поведение (расторможенность сексуального влечения, не свойственные возрасту сексуальные контакты с детьми и взрослыми);

- нарушения полового влечения по объекту (гомосексуализм, педофилия) или способу удовлетворения (садизм, мазохизм);

- неспособность к стабильным и длительным сексуальным отношениям (промискуитет или проституция);

- настороженное отношение к представителям противоположного пола, страх близких отношений, отвращение к сексуальным контактам, фригидность, аноргазмия.

Если сексуальное насилие продолжается длительное время, то у ребёнка формируется комплекс психологических и поведенческих нарушений, направленных на адаптацию к существованию в этих условиях. Указанный комплекс, являющийся с точки зрения современной психиатрии специфическим адаптационным расстройством, в англоязычной литературе называется синдромом аккомодации. Проявления синдрома аккомодации нельзя считать психической нормой, однако необходимо понимать, что это – естественная реакция ребёнка на существование в экстремальных условиях, реакция, которая позволяет ему минимизировать вред, связанный с сексуальным насилием. В той форме, в которой синдром аккомодации описан Summit, он возникает только в тех случаях, когда сексуальные контакты со взрослым происходят вопреки воле ребёнка и для достижения своих целей преступник использует принуждение, психические или физическое насилие. Если же взрослый, используя доверие и привязанность ребёнка, добивается того, что ребёнок получает сексуальное удовлетворение от совершаемых с ним действий, то типичного синдрома аккомодации не формируется, поскольку отсутствуют события, воспринимаемые ребёнком как психическая травма.

В развитии синдрома аккомодации можно выделить пять последовательных этапов: секретность, беспомощность, приспособление, раскрытие и восстановление. Если факт насилия не выявляется, то два последних этапа не развиваются. Наиболее яркие нарушения, входящие в синдром аккомодации, проявляются при внутрисемейном сексуальном насилии.

При отсутствии настороженности специалистов, работающих с детьми, необходимой для раннего выявления детей, подвергающихся сексуальному насилию, что характерно для Российской Федерации, причиной проведения целенаправленной проверки семьи правоохранительными органами или органами опеки и попечительства чаще всего служит признание ребёнка. При возникновении достаточных подозрений о возможности сексуального насилия психолог, работающий с ребёнком, может принять меры, направленные на побуждение ребёнка рассказать о случившемся. При этом следует понимать, что заставить ребёнка рассказать о значимых для него обстоятельствах вопреки его воле чрезвычайно сложно, а чрезмерное усердие психолога или родителей может заставить ребёнка признаться в том, чего никогда не было. Отметим, однако, что практика помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, свидетельствует о том, что дети крайне редко ложно обвиняют близких для них людей в сексуальном насилии.

Признание ребёнка – это процесс, в ходе которого у ребёнка формируется мотивация рассказать о перенесённом насилии специалисту или значимому взрослому. Признание происходит тогда, когда мотивация сообщить о произошедшем и изменить ситуацию оказывается сильнее мотивации сохранить происходящее в тайне, не менять ситуацию и избежать возможных негативных последствий раскрытия насилия. Чем меньше ребёнок понимает специфический характер совершавшихся с ним действий, чем в более обыденной обстановке они происходят, тем меньшую роль играет борьба мотивов.

Поведенческие признаки, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, зависят от возраста ребёнка.

Дошкольники:

- сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;

- открытая мастурбация, введение посторонних предметов себе во влагалище или в прямую кишку;

- нарушения сна и аппетита;

- отказ общаться или оставаться наедине с определённым взрослым;

- регресс в психическом развитии;

- немотивированная агрессия.

Младшие школьники:

- сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;

- немотивированная тревога или сниженное настроение;

- снижение успеваемости;

- отказ или нежелание возвращаться домой из школы;

- рисунки откровенно сексуального содержания.

Подростки:

- раннее начало половой жизни со сверстниками или подростками старшего возраста;

- сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;

- использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;

- злоупотребление психоактивными веществами, занятие проституцией.

В последние годы всё чаще встречаются сексуальные посягательства в отношении мальчиков-подростков со стороны сверстников или подростков старшего возраста в так называемых организованных коллективах (интернатные учреждения, летние лагеря). В этих случаях для принуждения потерпевшего к вступлению в сексуальные отношения используются физическая сила и угрозы. В большинстве случаев насилие носит повторяющийся характер: в летних лагерях – 1-3 эпизода, в интернатных учреждениях – от нескольких недель до 1-2 лет. Несмотря на очевидный сексуальный характер, подобные посягательства зачастую не направлены на удовлетворение сексуальной потребности насильников. Их целью является выстраивание иерархических отношений в группе, повышение социального статуса насильника путем «опускания» потерпевшего, что характерно для криминальной субкультуры. Возрастание числа подобных посягательств свидетельствует о всё более широком распространении в современном российском обществе криминальной субкультуры.

Диагностика

Диагностика физического насилия опирается на физические (синяки, следы порезов, укусов и т.п.) и поведенческие (страх перед родителя­ми; ноше­ние закрытой одежды, невразумительные или противоречивые объяснения причин происхождения повреждений и т.д.) показатели. При наличии трудностей в контакте, недоверия по отношению к взрослым в беседе с ребенком могут использоваться проективные рисунки и игры, описанные ниже.

Психологическая диагностика эмоционального состояния и индивидуальных особенностей ребенка может выявить признаки защитной агрессии в рисунках, тревоги, страха, депрессии (рисуночные методики, в частности, «Несуществующее животное»), проявление агрессии со стороны родителей или сверстников («Рисунок семьи», методика «Мой класс»), нарушение отношений с родителями (методика «Подростки о родителях»). Для выявления отдаленных последствий может использоваться опросник Басса-Дарки и опросник склонности к отклоняющемуся поведению, а также методики, позволяющие понять причины школьных трудностей (характеристика мотивации учения, школьной тревожности).

Литература

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005.

2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

4. Гиндин Г. И., Духова О. Б. Социально-психологическая помощь детям-жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.

5. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.

6. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001.

7. Дмитриева Т.Б. Профилактика дезадаптации детей-сирот с рези­дуальной церебрально-органической недостаточностью. — М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1998.

8. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.

9. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.

10. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007.

11. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М. : Эксмо, 2008.

12. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева.-М.: «Академия», 2002.

13. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. — М.: Весь Мир, 2003.

14. Сафонова Т.Я, Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М., 1993.

15. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.

16. Фурманов И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий// Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. Мн.,2001.

17. Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1996.

18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

19. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям: тренинговые программы – М., 2007.

20. Школьные службы примирения. Методы, исследования , процедуры. Сборник материалов. Составитель и отв. редактор Н.Л.Ханашвили. М.: Фонд «Новая Евразия», 2012.

21. Шостакович Б.В., Ушакова И.М., Потапов С.А. Половые преступления против детей и подростков: Психиатрический аспект. - Ростов н/Д.: Феникс, 1993.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Москва, 2013

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………….…….2

1. Виды жестокого обращения………………………………………………….5

1.1. Физическое насилие………………………………………………..….……5

1.2. Психическое (эмоциональное) насилие…………………………..…..….11

1.3. Сексуальное насилие……………………………………………….……...16

1.4. Пренебрежение основными нуждами ребенка…………..……………....27

2. Последствия жестокого обращения с детьми…………………..………....29

3.Методы и технологии социально-педагогической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения…………………………….………..36

4. Методы и технологии психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения………………………………..…..…59

4.1 Психологическая реабилитация детей, пострадавших от физического насилия………………………………………………………………………..….59

4.2. Психологическая реабилитация детей, пострадавших от психологического насилия……………….………………………..………….130

4.3. Психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия………………………………………………………..…….………….177

4.4. Психологическ

Наши рекомендации