Создание мандалы с помощью мозаики


Эта техника рекомендуется для работы с детьми, которым трудно дается самовыражение с помощью художественного материала, которые предпочитают точность и лаконичность в работе, «экономны» в выражении чувств.

Мозаичные элементы можно изготовить самостоятельно (из картона, дерева) или купить в магазине подходящую плоскостную мозаику с различными геометрическими формами, различных цветов. Когда дети вырастают, часто остаются некомплекты детских мозаик, которые могут быть также использованы в данной работе.

Подобные мандалы легко разобрать и построить заново. Над мозаичными элементами как над художественным материалом ребенок обладает большим контролем, чем над текучими красками. Возможность контролировать процесс повысит у ребенка уверенность в себе и в своих силах.

Создание мандалы в зеркальной плоскости


Работа в этой технике расширит творческие возможности и обогатит новыми впечатлениями начинающих создателей мандал. Возникающие в процессе работы эффекты будут подобны эффекту калейдоскопа. Для этого понадобится конструкция из зеркал такого вида как показано на фото 1. При желании ее можно изготовить самостоятельно.

Создание мандалы с помощью мозаики - student2.ru


Для работы также понадобятся различные небольшие предметы, вызывающие эмоциональный отклик у ребенка и выбранные им самим. Это могут быть декоративные цветные стеклышки, ракушки, кристаллы, веточки, пуговицы, камешки, различный бросовый материал и мелкий природный материал. Ребенок или взрослый могут собрать его самостоятельно, следуя индивидуальному эстетическому восприятию. Рассматривая свои творения, можно обсудить ассоциации и впечатления, которые вызывают мандалы у своих создателей.

Создание мандалы с помощью трафаретов


Данная техника подходит для работы с детьми дошкольного возраста, детьми, имеющими особенности психофизического развития, или с детьми и взрослыми, желающими просто развить фантазию и воображение.

Работа с трафаретами (фото 2) обеспечит создающим мандалу определенный контроль над художественными материалами и приспособлениями, что благотворно скажется на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных и позволит развить у них саморегуляцию.

Создание мандалы с помощью мозаики - student2.ru

Изготовить трафареты можно из фанеры или соответствующего твердого плоского материала (фото 3).

Создание мандалы с помощью мозаики - student2.ru

Получившиеся рисунки посредством трафаретов можно разрисовать, выбирая предпочитаемые цвета, структурируя их, тем самым приводя в порядок собственные мысли и чувства на символическом уровне.

Упражнение «Куски пирога»


Упражнение предназначено для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Цель: развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

Материалы: большой лист бумаги в виде круга, который может быть разрезан на сектора по количеству рисующих; разнообразные художественные материалы: «волшебные краски», гуашь, пастель, акварель, карандаши.

ХОД РАБОТЫ

Каждому участнику процесса создания групповой мандалы выдается один сектор круга для дальнейшего создания на нем рисунка. Каждый рисует то, что хочет, не договариваясь с другими об общей теме. Из разрисованных секторов, если они были разрезаны, выкладывается круг и демонстрируется группе. Участники могут высказаться по поводу своих чувств и впечатлений, возникших в процессе работы.

Психотерапевтические возможности метода: сам символ круга, используемый в работе, играет объединяющую и поддерживающую роль для группы, а его деление на сектора обеспечивает незыблемость границ для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволяет ощутить безопасность при работе или выступает ограничителем пространства для слишком активных ребят, стремящихся постоянно нарушать личностное пространство других. О сплоченности и слаженности группы можно будет судить по таким параметрам, как похожий выбор колористики отдельных секторов, схожесть в теме нарисованного, гармоничный подбор в раскладе секторов круга. Не вписывающиеся в общую гармонию сектора круга могут свидетельствовать о противопоставлении их авторами себя группе, об ощущении себя аутсайдерами в группе, а тематика рисунков и комментарии их авторов подскажут причины сложившейся ситуации и, возможно, пути выхода из нее.

Медитации на песке


Цель: развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция; накопление кинестетического опыта; эмоциональная гармонизация и релаксация.

Необходимые материалы: поднос с песком; различные формочки, лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена и др.).

Данные игры могут быть интересны как один из вариантов работы в рамках песочной терапии. Применимы для работы как с ребенком, так и с взрослым. Как и любые другие игры с песком, эти игры также обладают психопрофилактической ценностью. Созданные на песке и из песка, мандалы могут получиться рельефными, чему способствует свойство влажного песка. Создающий мандалу на песке рисует в песочном подносе круг и затем украшает его различными предметами. Из влажного песка можно вылепить различные элементы круга, а затем приступить к их декорированию.

Естественно, работа над созданием песочной мандалы будет лучше протекать под соответствующую музыку. Если у специалиста имеется возможность организовать рабочее пространство одновременно для нескольких участников, то можно провести групповой сеанс создания мандал.

Создающим мандалы можно рассказать о тибетских монахах, об их ритуале создания мандал из различного песка, что придаст всей работе колорит некой священной общности.

Наши рекомендации