Тематика семинаров. Социальная психология 2 курс
Тематика семинаров. Социальная психология 2 курс
Семинар 1. Тема 1 Социальная психология как наука: предмет,
основные направления и методы исследования
Содержание по лекции
1. Предмет социальной психологии и основные направления исследования.
2. Феномены, изучаемые социальной психологией.
3. Методы исследования.
Вопросы к семинару: 1. Понятие о предмете социальной психологии 2. Место социальной психологии в системе наук 3. Задачи социальной психологии.4. Какие основные проблемы изучает социальная психология?5. История становления и развития социально-психологических идей.6. Основные этапы и периоды возникновения и развития социально–психологического знания?7. Назовите основные направления описательного этапа социально–психологических идей. Истоки социально-психологических идей в античной философии8. Назовите основные социально–психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания.9. Назовите основные направления 1–го периода 3-го этапа развития социально – психологического знания. 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).11. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология?12. Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?Терминологический словарь:социальная психология, механизмы социально-психологических явлений, социально-психологическое интервью, эксперимент, тест, контент-анализ, каузометрия, социометрия
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Опираясь на статью Г. М. Андреевой «Социальная психология», раскройте содержание дискуссии по вопросу о предмете социальной психологии.
2. Что является, по мнению Г. М. Андреевой и других представителей московской социально-психологической школы, предметом социальной психологии?
3. Какие феномены изучает социальная психология, и какие вопросы в связи с выделенными феноменами рассматривает?
4. Охарактеризуйте методы сбора социально-психологических данных.
5. Опишите развивающие возможности активного социально-психологического обучения.
Литература:1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009.2. Майерс Д. Социальная психология СПб., 1998.3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.5. Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком., 1999 6. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.СПб., 2000.7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 19958. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.,19849. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.Семинар 2. Тема 2. Социально-психологическая характеристика
взаимодействия и общения людей
Содержание лекции
1. Понятие взаимодействия. Взаимодействия субъект-объектного типа.
2. Характеристика общения как особого типа взаимодействия.
3. Функции общения.
4. Значение общения для психического развития ребенка.
Вопросы к семинару для обсуждения:1. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.2. Роль взаимодействия в системе общения.3. Основные стили, типы, формы и методы взаимодействия.4. Основные ситуации, стратегии, механизмы взаимодействия5. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.6. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении7. Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?8. Взаимодействие и общение9. Социально-деятельностная природа общения, в чем она проявляется. 10. Общение и деятельность.11. Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. 12. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.13. Основные точки зрения на сущность общения.14. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?15. Назовите основные типы, виды и функции общения.16. Место и природа межличностных отношений. 17. Основные стороны общения и их взаимосвязь 18. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какие два типа взаимодействия выделяют отечественные психологи?
2. Охарактеризуйте взаимодействия субъект-объектного типа (выделите то общее, что объединяет ритуальные, императивные, манипулятивные взаимодействия, и опишите специфику каждого вида взаимодействия).
3. Каковы особенности общения?
4. Каковы функции общения?
5. Обоснуйте необходимость общения для развития ребенка.
Терминологический словарь. Основные категории:интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.Литература: - Обязательная:1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.4. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром. – М., 1992.5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.СловариСодержание лекции
1. Структура общения. Характеристики коммуникации.
2. Виды коммуникативных барьеров.
3. Средства коммуникации.
4. Условия эффективной коммуникации в деловом общении.
Вопросы к семинару для обсуждения:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.2. Особенности вербальной и невербальной информации.3. Причины плохой коммуникации. Коммуникативные барьеры 4. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.5. Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе6. Средства коммуникативного процесса7. Роль вербальных и невербальных средств в коммуникативном процессе8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса9. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какова структура общения?
2. Какими характеристиками обладает человеческая коммуникация?
3. Раскройте сущность понятий “коммуникатор”, “реципиент”, “коммуникативный барьер”.
4. Какие классификации коммуникативных барьеров разработаны отечественными социальными психологами?
5. Приведите свои примеры фонетических, семантических, стилистических и логических барьеров в общении.
6. Оцените свои коммуникативные умения: умеете ли Вы правильно давать и принимать обратную связь.
7. Посредством каких знаковых систем осуществляется обмен информацией в общении? Чем они различаются?
8. В чем заключается специфика делового общения?
9. Опишите условия, способствующие эффективной коммуникации в деловом общении.
Литература:Майерс Социальная психологияШевандрин Социальная психология в образовании3. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.9. Ребус, Б. М. Психологические основы делового общения: учеб. пособие / Б. М. Ребус. – Изд. 2-е, доп. – М. [и др.], 2002.
Содержание лекции
1. Понятие групповых норм.
2. Варианты отношения субъектов к групповым нормам. Нормативное влияние большинства и меньшинства.
Вопросы для обсуждения: Цель: расширить и углубить знания по социально-психологическим проблемам малых групп и межличностных отношений в них. Осуществить контроль за степенью усвоения знаний1. Понятие малой группы в социальной психологии.2. Классификация малых групп.3. Развитие групповой жизни в совместной деятельности. 4. Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания.5. Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.6. Сущность социальной детерминированности индивидуалистического и коллективистского характера межгрупповых отношений7. Модель развития группы в межличностной и деловой сферах8. Сущность социально – психологической концепции коллектива9. Основные признаки коллектива10. Модель развития группы А.В.ПетровскогоВопросы и задания для самопроверки:
1. Что понимается в социальной психологии под групповыми нормами?
2. Раскройте основные характеристики групповых норм.
3. Какое поведение принято называть конформным?
4. Какие факторы влияют на конформное поведение?
5. Что отличает позицию нонконформизма от позиции негативизма?
6. Что дает основания Г. М. Андреевой называть негативизм “конформностью наизнанку”?
7. В чем заключается процесс влияния меньшинства на групповые процессы?
8. Что характеризует субъекта, стоящего на позиции коллективизма в группе?
Терминологический словарь : психоаналитические теории развития малых групп, индивидуализм, коллективизм, модель развития группы, типология групп, межгрупповые отношения, групповая сплоченность, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений. стереотип социальный, внутригрупповой фаворитизм, межгрупповая перцепция, предубеждениеЛитература:1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект - Пресс, 1998. -Главы 11, 12, 13, 14.2. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.5. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 2001.
6. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб., 2000.
Содержание
1. Традиционные подходы в понимании лидерства (теория черт, ситуационная теория).
2. Системная теория лидерства.
3. Механизм выдвижения лидера (концепция ценностного обмена Р. Кричевского).
4. Лидерство и руководство.
5. Стили лидерства.
6. Процесс принятия групповых решений.
7. Проблема эффективности групповой деятельности.
Вопросы к семинару для обсуждения: Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала 1. Психоаналитический подход к проблеме лидерства2. Персонологический подход к проблеме лидерства (теория ориентации на великих людей, теория черт личности лидера)3. Ситуативный подход к проблеме лидерства (теория лидерства как функции группы, теория ситуативного лидерства, теория взаимосвязанных факторов)4. Классификация лидеров5. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.6. Регуляция социального поведения личности.Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте суть теории черт и ситуационной теории происхождения лидерства.
2. Что сближает феномены лидерства и руководства
3. Каковы различия между лидером и руководителем
4. Кратко охарактеризуйте разные стили лидерства (руководства).
5. Назовите плюсы и минусы процесса группового принятия решений.
6. С какой целью и каким образом проводится групповое интервью?
7. Как правильно провести “мозговой штурм”?
8. Опишите этапы групповой дискуссии.
9. Что является, с точки зрения Г. М. Андреевой, показателями эффективности групповой деятельности?
Терминологический словарь:лидерство, виды лидерства, лидер, виды социальных отношений в группе, руководство, групповое интервью, «мозговой штурм»,Литература
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. – М., 1998. Главы 15, 16, 17, 18.
2. Битянова, М. Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / М. Р. Битянова. – М., 2001. – (Серия «Кафедра психологии»);Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 2001.
Содержание лекции
1. Понятие большой социальной группы.
2. Сопоставительная характеристика больших устойчивых и больших стихийных групп.
3. Психологические особенности этнических групп.
4. Типы стихийных групп.
5. Особенности взаимодействия людей и специфика поведения индивида в больших стихийных группах.
6. Краткая характеристика социальных движений.
Вопросы к семинару для обсуждения:1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.2. Большие социальные группы, виды и особенности их функционирования.3.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах4. Способы воздействия в стихийных группах5. Причины присоединения к социальным движениям6.Общие черты социальных движенийВопросы и задания для самопроверки:
1. Чем большие группы отличаются от малых групп?
2. Чем обусловлена значимость социально-психологического анализа больших групп?
3. Что отличает большие устойчивые группы от стихийных групп?
4. Что понимается в этнопсихологии под нацией?
5. Какие две сферы (части) выделяют в структуре психологии нации?
6. Что понимается под национальным характером, национальным темпераментом, этническими чувствами?
7. В чем опасность этнических стереотипов?
8. Сопоставьте между собой типы стихийных групп (выделите общее и различия).
9. Охарактеризуйте психическое заражение, внушение и подражание как механизмы воздействия людей друг на друга в стихийных группах.
10. Каковы особенности поведения индивида в стихийных группах?
11. Что понимается под социальными движениями?
12. Какими общими характеристиками обладают социальные движения разных уровней?
Терминологический словарь:группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп,социально – психологические механизмы действия социальных движений, гипноз, психическое заражение, внушение, идентификация, идентификация внутригрупповая, импринтинг, конформность, подражание, общественное мнение, массовое настроение, слухи, традиции, толпа. Виды толпы: экспрессивная, конвенциональная, действующая, стяжательная, агрессивная.Тематика семинаров. Социальная психология 2 курс
Семинар 1. Тема 1 Социальная психология как наука: предмет,
основные направления и методы исследования
Содержание по лекции
1. Предмет социальной психологии и основные направления исследования.
2. Феномены, изучаемые социальной психологией.
3. Методы исследования.
Вопросы к семинару: 1. Понятие о предмете социальной психологии 2. Место социальной психологии в системе наук 3. Задачи социальной психологии.4. Какие основные проблемы изучает социальная психология?5. История становления и развития социально-психологических идей.6. Основные этапы и периоды возникновения и развития социально–психологического знания?7. Назовите основные направления описательного этапа социально–психологических идей. Истоки социально-психологических идей в античной философии8. Назовите основные социально–психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания.9. Назовите основные направления 1–го периода 3-го этапа развития социально – психологического знания. 10. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).11. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология?12. Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?Терминологический словарь:социальная психология, механизмы социально-психологических явлений, социально-психологическое интервью, эксперимент, тест, контент-анализ, каузометрия, социометрия
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Опираясь на статью Г. М. Андреевой «Социальная психология», раскройте содержание дискуссии по вопросу о предмете социальной психологии.
2. Что является, по мнению Г. М. Андреевой и других представителей московской социально-психологической школы, предметом социальной психологии?
3. Какие феномены изучает социальная психология, и какие вопросы в связи с выделенными феноменами рассматривает?
4. Охарактеризуйте методы сбора социально-психологических данных.
5. Опишите развивающие возможности активного социально-психологического обучения.
Литература:1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009.2. Майерс Д. Социальная психология СПб., 1998.3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.5. Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком., 1999 6. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.СПб., 2000.7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 19958. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.,19849. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.Семинар 2. Тема 2. Социально-психологическая характеристика
взаимодействия и общения людей
Содержание лекции
1. Понятие взаимодействия. Взаимодействия субъект-объектного типа.
2. Характеристика общения как особого типа взаимодействия.
3. Функции общения.
4. Значение общения для психического развития ребенка.
Вопросы к семинару для обсуждения:1. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.2. Роль взаимодействия в системе общения.3. Основные стили, типы, формы и методы взаимодействия.4. Основные ситуации, стратегии, механизмы взаимодействия5. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.6. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении7. Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?8. Взаимодействие и общение9. Социально-деятельностная природа общения, в чем она проявляется. 10. Общение и деятельность.11. Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. 12. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.13. Основные точки зрения на сущность общения.14. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?15. Назовите основные типы, виды и функции общения.16. Место и природа межличностных отношений. 17. Основные стороны общения и их взаимосвязь 18. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.Вопросы и задания для самопроверки:
1. Какие два типа взаимодействия выделяют отечественные психологи?
2. Охарактеризуйте взаимодействия субъект-объектного типа (выделите то общее, что объединяет ритуальные, императивные, манипулятивные взаимодействия, и опишите специфику каждого вида взаимодействия).
3. Каковы особенности общения?
4. Каковы функции общения?
5. Обоснуйте необходимость общения для развития ребенка.
Терминологический словарь. Основные категории:интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.Литература: - Обязательная:1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.4. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром. – М., 1992.5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.Словари