Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставит цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представления о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представления о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ (ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ) С УЧТОМ ФГОС ДОО
ПО МЕТОДИКЕ Ю.А.АФОНЬКИНОЙ
(мониторинговые индикаторы, критерии оценки,
Уровни сформированности ключевых компетенций)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Целевой ориентир | Уровни сформированности и критерии оценивания |
1.Использование вербальных и невербальных средств общения | Высокий. Устанавливает продуктивные контакты как со знакомыми взрослыми и сверстниками, так и с незнакомыми. Вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, задает вопросы, побуждает партнера к совместной деятельности. Дифференцировано использует вербальные и невербальные средства в разных жизненных ситуациях. Обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой, нормы этикета не нарушает.(3 балла). Средний. Устанавливает продуктивные контакты со знакомыми взрослыми и сверстниками с помощью речевых и неречевых средств общения, затрудняется в общении с незнакомыми людьми. Недостаточно четко дифференцирует вербальные и невербальные средства в соответствии с разными ситуациями общения. Речь, мимика, пантомимика достаточно выразительны. Нормы этикета нарушает редко. (2балла). Низкий. Не всегда удается выбрать адекватные средства общения в соответствии с ситуацией и особенностями партнеров. Наиболее успешно общается в привычной обстановке Речь, мимика, пантомимика недостаточно выразительные.В диалоге, главным образом, реализует желание высказаться.(1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
2.Конструктивные способы взаимодействия со взрослыми | Высокий. Наряду с внеситуативно-познавательной формой общения начинает проявлять внеситуативно-личностную форму: становится все более актуальной потребность в понимании, ищет компромиссы со взрослым, все больше интересуется проблемами социального характера, выполняет правила, задаваемые взрослым в общении, использует развернутую речь (3 балла). Средний. Внеситуативно-познавательная форма общения: взрослого рассматривает как источник знаний, использует в общении развернутую речь, пытается объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого(2балла). Низкий.Использует преимущественно ситуативно-деловую форму общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность с совместной деятельности, настаивает на своем варианте поведения. Использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, обильно использует предметные средства: жесты, позы, действия. Постоянно нуждается в непосредственно-эмоциональных, в том числе, тактильных, контактах. Как ведущие использует экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновение. Речь неразвернутая, фрагментарная.(1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
3.Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками | Высокий. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Доброжелательный, неконфликтный, умеет самостоятельно решать конфликтные ситуации, прибегая к помощи взрослого только в исключительных случаях. Проявляет уважение к собеседнику, обосновывает свое согласие или несогласие с действиями партнера, умеет договариваться, понимает и учитывает в общении интересы и особенности других детей.(3 балла). Средний. Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Чаще доброжелателен, неконфликтен. Пытается самостоятельно решать конфликтные ситуации, но часто прибегает к помощи взрослых, не всегда проявляет внимание к собеседнику. Испытывает потребность в общих со сверстниками действиях, сильны конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения(2балла). Низкий.Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: испытывает потребность в эмоциональных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят в основном из-за игрушек. Нередко проявляет агрессивные вспышки или безразличие к содержанию и характеру общения, не пытается самостоятельно решать конфликтные ситуации, прибегая к помощи взрослого или используя неконструктивные способы; не умеет продуктивно договариваться(1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели задания(0 баллов). |
4.Самооценка. Уровень тревожности | Высокий. Положительная самооценка, достаточно устойчивая, уровень притязаний повышается при успехе, немного снижается при неудаче. Может быть немного завышена, мотивируется реальными достижениями или оценками взрослых (3 балла). Средний. Положительная, но недостаточно устойчивая, иногда меняется в зависимости от внешних обстоятельств. Может приписывать себе несуществующие достижения и положительные качества. Испытывает трудности при мотивировании самооценки (2балла). Низкий.Неадекватная (завышенная или заниженная) или негативная, может меняться в зависимости от обстоятельств. Самооценку не мотивирует, или мотивирует ситуативно (1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания. (0 баллов) |
5.Способность к волевому усилию. | Высокий. Волевое усилие проявляет часто, длительно противостоит отвлечениям, даже при выполнении не очень интересной деятельности. Соподчинение мотивов возникает часто, протекает осознанно, чаще побеждает общественный мотив, находит компромиссы (3 балла). Средний. Волевое усилие проявляется часто. Может противостоять отвлечениям в интересной деятельности или в присутствии взрослого. Соподчинение мотивов возникает часто, но общественные мотивы не всегда побеждают личные (2балла). Низкий. Волевое усилие проявляет иногда, оно кратковременно, часто отвлекается. Соподчинение мотивов возникает редко, протекает бурно, с аффективными реакциями, часто нарушается в процессе деятельности, личные мотивы доминируют (1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
6.Отклик на эмоции других людей | Высокий. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний и отражает их в развернутой речи. Сопереживает и стремится содействовать, пытается понять причины эмоциональных состояний, стремится радовать других, быть полезным (3 балла). Средний. Реагирует на эмоциональные состояния других людей, кратко отражает их в речи. Не замечает нюансы переживаний, сопереживает и стремится содействовать, но нередко без учета интересов другого в реальной ситуации, не пытается самостоятельно понять причины эмоциональных состояний других людей (2балла). Низкий.Реагирует на эмоциональные состояния других людей, но недостаточно четко дифференцирует эти состояния, затрудняется в их точном речевом выражении. Как правило, выделяет базовые эмоции: радость, страх, гнев; сопереживание поверхностное, оказывает формальное содействие по побуждению взрослого. Не понимает причин эмоциональных переживаний других людей(1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
7.Проявление эмоциональной отзывчивости | Высокий.Постоянно учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует поддержку сверстников или взрослых в случае необходимости(3 балла). Средний. Может учитывать в деятельности и общении эмоции других людей, может инициировать поддержку сверстников или взрослых в случае необходимости, если это не противоречит их интересам (2балла). Низкий.Редко ориентируется в деятельности и общении на эмоции других людей, не инициирует поддержку сверстников или взрослых в случае необходимости.На предложение взрослого оказать помощьчаще отказывается или действует формально(1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
Суммарный уровень | Высокий уровень: 19-21баллов. Средний уровень: 14-18 баллов Низкий уровень: 7-12 баллов Очень низкий уровень: 0-6 баллов |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интегративное умение | Уровни сформированности интегративных умений и критерии оценивания |
1.Свойства внимания | Высокий. (3 балла).Сознательно управляет своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.Выполняет задание, не отвлекаясь около 15 минут, находит 5-6 отличий между предметами, удерживает в поле зрения 8-10 предметов, выполняет самостоятельно, быстро и правильно задание по предложенному образцу, копирует в точности узор или движение. Средний. (2балла).Велика доля непроизвольного внимания.Недостаточно внимателен к деталям, отвлекается на сильные внешние раздражители Низкий. (1 балл).Слабая концентрация внимания, неусидчивость и постоянная отвлекаемость, неумение довести начатое дело до конца. Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; не понимает цели предложенного задания. (0 баллов) |
2.Свойства восприятия | Высокий. (3 балла). Средний. (2балла). Низкий. (1 балл). |
3.Мыслительные операции в соответствии с возрастом. | Высокий. (3 балла) Решает мыслительные задачи, используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Владеет классификацией предметов по отличительным признакам. Определяет последовательность событий, складывает разрезную картинку из 9-10 частей, находит и объясняет несоответствия на рисунках. Выбирает среди предложенных четырех предметов лишний, поясняя свой выбор; находит и объясняет различия и сходство между предметами и явлениями. Средний. (2балла). Низкий. (1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания. (0 баллов) |
4.Умение работать по правилу и по образцу | Высокий. Стремится следовать образцу, обращается к нему в процессе выполнения задания, задает взрослому уточняющие вопросы. Результат в целом соответствует образцу или предложенному правилу (3 балла). Средний. Старается следовать образцу, но этап обследования образца выражен недостаточно. Результат не в полной мере соответствует образцу или предложенному правилу (2балла). Низкий. К образцу обращается редко, не обследует его, вопросов взрослому практически не задает. Результат соответствует образцу только в общих деталях. (1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания. (0 баллов) |
5. Процессы памяти | Высокий. (3 балла). Произвольнозапоминает 8-10 картинок, слов и пр., рассказывает по памяти литературные произведения, стихи. Содержание картины, повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений Средний. (2балла). Низкий. (1 балл). |
6.Общая осведомленность | Высокий. Ребенок доказывает правильность обобщения, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. (3 балла). Средний. Ребенок вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого (2балла). Низкий.Существенные родовые особенности предметов ребенок вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки.(1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
7.Мотивация к занятиям | Высокий. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, с желанием выполняет поручения взрослого (3 балла). Средний. Испытывает удовлетворение в процессе познания, организованного на занятиях, но инициативу проявляет редко (2балла). Низкий. Не проявляет интереса или проявляет неустойчивый интерес к занятиям (1 балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания. (0 баллов) |
8.Самоконтроль в учебной деятельности и поведении, сформированность тонкой моторики | Высокий. Проявляет самоконтроль в ходе выполнения задания, иногда использует элементы предвосхищающего и пооперационного самоконтроля, замечает и с помощью взрослого устраняет ошибки, опирается на прошлый опыт. Тонкая моторика позволяет воспроизвести графический образец точно и быстро (3 балла). Средний. Самоконтроль проявляет при напоминании взрослого и с его помощью. Опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать. Самостоятельно не может корректировать свою деятельность. Тонкая моторика не позволяет точно воспроизвести графический образец, поэтому результат не в полной мере соответствует образцу , но близок к нему(2балла). Низкий.Самоконтроль проявляется редко,только всовместной со взрослым деятельности. Сам свой опыт не анализирует и не использует. Развитие тонкой моторики не позволяет воспроизвести образец (1балл). Низший. Не идетна контакт; не следует инструкции; Не понимает цели предложенного задания.(0 баллов) |
Суммарный уровень | Высокий уровень: 17-24 балла. Средний уровень: 9- 16 баллов Низкий уровень: 6- 8 баллов Очень низкий уровень: 0-5 баллов |