Основные направления работы психолога с одаренными детьми.
Основные направления работы психолога с одаренными детьми.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом, так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим ребенком, независимо от организационной формы их обучения, должны быть следующие:
- одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;
- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;
- одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошистами при традиционном обучении.
Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
- психологическая диагностика;
- психологическая профилактика;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение;
- психологическое здоровье;
- психологическое сопровождение одаренных детей.
Психологическая диагностика.
Одна из задач психолога - осуществлять психологическую диагностику одаренных детей.
Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть ребенку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения и существует психодиагностика.
Психологическая диагностика - это углублённое изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики – оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение снаименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом.
Психологическая диагностика решает следующие задачи:
- составление психологического портрета одаренного ребенка;
- выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми;
- разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.
Формы организации диагностической работы психологом могут быть комплексныеили фронтальные, углублённые и оперативные.
Задачи психодиагностики в работе с одаренными детьми могут решаться различными способами.
Первый способ – это наблюдение за одаренным ребенком в процессе оказания ему психологической помощи. Второй способ – наблюдение за ним в процессе жизненных ситуаций, при этом могут изучаться его мотивы и реакции. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о индивидуальности одаренного ребенка.
Благодаря диагностике психологи научилась определять три категории одаренных детей: первая категория одаренных детей – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; вторая группа одаренных детей – дети, достигшие успехов, в каких-либо областях деятельности; к третьей категории одаренных детей можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе – это академическая одаренность.
Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и исследования.
Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Психологическое здоровье.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной «Я-концепции» как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
В качестве главных критериев психологического здоровья одаренных детей, над которыми должен работать психолог, можно назвать следующие:
- формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;
- развитие высокого уровня рефлексии;
- желание улучшать качество основных видов деятельности;
- успешное прохождение возрастных кризисов.
Понятно, что представленный образ психологически здорового одаренного ребенка следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья, что собственно должен определять психолог, и над чем работать.
Основные направления работы психолога с одаренными детьми.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом, так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим ребенком, независимо от организационной формы их обучения, должны быть следующие:
- одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;
- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;
- одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошистами при традиционном обучении.
Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
- психологическая диагностика;
- психологическая профилактика;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение;
- психологическое здоровье;
- психологическое сопровождение одаренных детей.