Основные направления работы психолога с одаренными детьми.

Основные направления работы психолога с одаренными детьми.

Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом, так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим ребенком, независимо от организационной формы их обучения, должны быть следующие:

- одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;

- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;

- одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошистами при традиционном обучении.

Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

  • психологическая диагностика;
  • психологическая профилактика;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое здоровье;
  • психологическое сопровождение одаренных детей.

Психологическая диагностика.

Одна из задач психолога - осуществлять психологическую диагностику одаренных детей.

Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть ребенку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения и существует психодиагностика.

Психологическая диагностика - это углублённое изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики – оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение снаименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом.

Психологическая диагностика решает следующие задачи:

  • составление психологического портрета одаренного ребенка;
  • выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми;
  • разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.

Формы организации диагностической работы психологом могут быть комплексныеили фронтальные, углублённые и оперативные.

Задачи психодиагностики в работе с одаренными детьми могут решаться различными способами.

Первый способ – это наблюдение за одаренным ребенком в процессе оказания ему психологической помощи. Второй способ – наблюдение за ним в процессе жизненных ситуаций, при этом могут изучаться его мотивы и реакции. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о индивидуальности одаренного ребенка.

Благодаря диагностике психологи научилась определять три категории одаренных детей: первая категория одаренных детей – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; вторая группа одаренных детей – дети, достигшие успехов, в каких-либо областях деятельности; к третьей категории одаренных детей можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе – это академическая одаренность.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и исследования.

Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Психологическое здоровье.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной «Я-концепции» как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В качестве главных критериев психологического здоровья одаренных детей, над которыми должен работать психолог, можно назвать следующие:

  • формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;
  • развитие высокого уровня рефлексии;
  • желание улучшать качество основных видов деятельности;
  • успешное прохождение возрастных кризисов.

Понятно, что представленный образ психологически здорового одаренного ребенка следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья, что собственно должен определять психолог, и над чем работать.

Основные направления работы психолога с одаренными детьми.

Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом, так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим ребенком, независимо от организационной формы их обучения, должны быть следующие:

- одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;

- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;

- одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошистами при традиционном обучении.

Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

  • психологическая диагностика;
  • психологическая профилактика;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое здоровье;
  • психологическое сопровождение одаренных детей.

Наши рекомендации