Вопрос 2. Характеристика уровней общения.

1) Императивный (от лат. imperativus – «повелительный») уровень общения представляет собой, как правило, монологическоевзаимодействие, когда говорящий, обладая достаточными ресурсами (физической силой, статусом, властью, деньгами), открыто принуждает партнера к выполнению своей цели. В подобных случаях один из участников общения рассматривается не как субъект, а как объект, либо препятствующий, либо необходимый для решения определенных задач.

Императивный уровень может быть использован в общении руководителя с подчиненными, а также при проведении жестких переговоров.

Признаки императивного уровня:

· монологическая форма взаимодействия;

· стремление к подчинению партнера.

2) Манипулятивный (от лат. manipulus – «горсть, рука») уровень так же, как и императивный, предполагает неравенство в общении, т.е. это тоже «субъект-объектные» отношения. Однако коммуникант, использующий манипулятивные техники, как правило, не обладает достаточными ресурсами для того чтобы открыто принуждать партнера к выполнению своей цели, в связи с чем вынужден прибегать к обману. Основная цель манипулятивных коммуникаций – выигрыш, если не материальный, то психологический. Широко используется в создании рекламы, в процессе продажи услуг или продукции потребителям.

Признаки манипулятивного уровня:

· диалогическая форма взаимодействия;

· подчинение партнера своей цели;

· сокрытие истинной цели взаимодействия;

· иллюзия свободы выбора у жертвы манипуляции.

3) Формальный уровень общения используется в том случае, если взаимодействие нежелательно или безразлично одному из партнеров, однако формальный «сценарий» требует поддержания контакта. Например, светское общение, которое предполагает соблюдение норм этикета и ведение диалога независимо от субъективного отношения к личности партнера.

Признаки формального уровня:

· диалогическая форма взаимодействия;

· отсутствие интереса к личности партнера;

· отсутствие стремления к дальнейшему сотрудничеству.

4) Гуманистический уровень общения отличается от вышеперечисленных уровней тем, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как при формальном общении, не подчинение партнера своей цели, как при императивном и манипулятивном взаимодействии, а совместное изменение представлений обоих партнеров. К ситуациям гуманистического общения относятся дружеское, интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, где предполагается удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в сочувствии, понимании, сопереживании.

Признаки гуманистического уровня:

· диалогическая форма взаимодействия;

· безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

· деликатность;

· искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

· готовность к активному взаимодействию с партнером.

На базе гуманистического уровня формируются еще два уровня коммуникативного взаимодействия: игровой и деловой.

5) Игровой уровень общения является более сложным, чем гуманистический, так как предполагает более тонкую настройку на состояние партнера и на особенности его поведения. Конечно, наиболее полно он реализуется в межличностном общении, однако и в деловой сфере искусство «делового флирта» осуществляется именно на игровом уровне, позволяя установить и поддерживать более яркие, эмоционально окрашенные отношения. Данный уровень общения позволяет снять психическое напряжение, связанное со значительными физическими и психологическими нагрузками.

Признаки игрового уровня:

· диалогическая форма взаимодействия;

· безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

· деликатность;

· искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

· готовность к активному эмоциональному взаимодействию с партнером;

· искренний интерес к своеобразию партнера.

6) Деловой уровень общения – это взаимодействие, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Деловой уровень отличается от всех предыдущих уровней общения повышенной концентрацией партнеров на обсуждении конкретных проблем (производственных, финансовых, научных и др.). Поэтому эмоциональный фон делового общения связан не с интересом к индивидуальности партнера, а с вниманием к информации, которую он сообщает. Искренний интерес к обсуждаемой проблеме – отличительный признак делового уровня общения.

Признаки делового уровня:

· диалогическая форма взаимодействия;

· безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

· деликатность;

· искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

· готовность к активному взаимодействию с партнером;

· искренний интерес к обсуждаемой проблеме и информации, сообщаемой партнером.

7) Духовный уровень общения возможен между партнерами, которые стремятся к внутреннему совершенствованию, к постижению тайн мироздания, к расширению собственных личностных возможностей, к высотам духа. В основе духовного общения лежит доверие к личности собеседника – человека с богатым внутренним миром и большим жизненным опытом, восприятие его как носителя идеи, духовного начала. Духовное общение обогащает собеседников, выводит из суеты будней, способствует духовному саморазвитию.

Признаки духовного уровня:

· диалогическая форма взаимодействия;

· восприятие партнера как носителя духовных ценностей;

· глубокое почтение к личности партнера;

· стремление к глубокому познанию особенностей мировоззрения партнера и к духовному саморазвитию.

По существу, все уровни общения отражают представление о том, как строится общение, как воспринимается партнер: как субъект, т.е. как личность, как равный, имеющий право на свою точку зрения, на участие в выработке совместного решения и т.д., или как объект, лишенный этих прав и вынужденный действовать только в соответствии с отведенной ему ролью. Правда, в связи с этим справедливости ради следует отметить, что каждый из нас регулярно вынужден исполнять роль объекта (адресата) хотя бы потому, что огромное количество профессиональных, образовательных, воспитательных задач предполагает именно императивное (принудительное) общение. В качестве примера можно привести взаимоотношения руководителя с подчиненными через посредство организационно-распорядительной документации: приказы, распоряжения должны выполняться, правила соблюдаться.

В каких ситуациях делового общения предпочтительным является деловой уровень взаимодействия, вы узнаете из материала следующего занятия.

Основные выводы:

Эффективность общения во многом зависит от правильно выбранного способа взаимодействия. Готовясь к встрече с партнером, необходимо продумать адекватный уровень общения, соответствующий цели контакта и характеру ваших взаимоотношений. При этом следует помнить, что наиболее продуктивными являются те уровни общения, которые основаны на безоценочном восприятии личности собеседника и уважении к его точке зрения.

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется уровнем общения? По каким признакам выделяются уровни общения?

2. Подумайте, в чем сходство императивного, манипулятивного и формального уровней общения? Расскажите об этих уровнях общения.

3. Какой уровень общения называется гуманистическим? Расскажите о разновидностях гуманистического уровня общения.

4. Какое общение называют духовным? Назовите признаки духовного уровня общения.

Наши рекомендации