В. Тактильные невербальные средства
Тактúльные невербальные средства – это средства, которые рассчитаны на осязание, т.е. различного рода прикосновения. |
К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, различного рода рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только дружеский, но и этикетный характер. К сожалению, тактильные средства в настоящее время недостаточно изучены, вероятно, из-за того, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся в основном ситуации персонального общения как общения на более значительной внутренней дистанции (официального и полуофициального) и ситуации публичной коммуникации.
Невербальные средства традиционно объединяются в группыпо различным основаниям.
1. Так, о степени готовности к общению свидетельствуют открытыеизакрытые невербальные средства:
· Открытыми называются такие коммуникативные проявления, которые показывают, что собеседник искренен, добродушно настроен, стремится говорить откровенно. Открытые коммуникативные проявления не создают ни физического, ни психологического барьера между партнерами. Искренняя улыбка, зрительный контакт – примеры открытой мимики; раскрытые руки ладонями вверх – пример открытого жеста; поднятая голова и опущенные плечи также означают открытость.
· Закрытыминазываются такие проявления, которые создают физический и психологический барьер между партнерами, например: скрещенные руки или ноги, нахмуренные брови, прищуренные глаза или взгляд в сторону. Барьер можно создать и с помощью предметов: очков, одежды, застегнутой на все пуговицы, галстука, свитера с высоким горлом, а также с помощью стола, стула, сумки, которые находятся между партнерами. Закрытые жесты сообщают о том, что контакт нарушен. Это может произойти потому, что один из собеседников заскучал, торопится или не согласен с другим. Могут быть и другие причины: неприязнь к партнеру, недоверие к нему, страх, неуверенность в себе, усталость, боль, ощущение холода или иного дискомфорта, а также желание «уйти в себя», то есть поразмышлять над темой разговора или погрузиться в воспоминания, временно отгородившись от всех. Как видите, за одними и теми же внешними признаками могут скрываться совершенно разные причины. Поэтому, чтобы не ошибиться в объяснении чужого поведения, необходимо учитывать весь комплекс невербальных средств и то, как они сменяют друг друга.
2. О степени искренности собеседника, откровенности, внутренней гармонии свидетельствуют включающие и исключающие невербальные средства:
· включающими являются невербальные проявления, которые несут одну и ту же информацию;
· исключающими– те, что противоречат друг другу и/или вербальным средствам.
Например, улыбка, открытые жесты, слегка расширенные зрачки и расслабленная поза согласуются друг с другом и означают удовольствие, чувство комфорта (включающие проявления). А суженные зрачки, прищуренные глаза, сцепленные пальцы в сочетании с улыбкой (исключающие проявления) свидетельствуют о неискренности человека.
3. Статусность партнеров подчеркивают авторитарныеи демократическиекоммуникативные проявления. Это невербальные средства, связанные с установлением статуса партнеров:
· авторитарныенаправлены на понижение статуса партнера (это разнообразные движения сверху вниз);
· демократические подчеркивают равенство партнеров (в основном, по горизонтали).
Авторитарными могут быть и взгляд, и поза в целом. Например, «поза льва», когда авторитарный человек стоит, опираясь на стол обеими руками, как будто нависая над ним и над собеседником. Авторитарным является такое рукопожатие, при котором один партнер накрывает ладонью ладонь другого. Демократическое рукопожатие – когда ладони партнеров в равном положении.
Итак, культура несловесной речи проявляется и в знании визуальных, акустических и тактильных средств (учете их особенностей), и в умении использовать их в своей речи, и в умении воспринимать и интерпретировать их в речи собеседника, и в умении взаимодействовать с партнером по общению с помощью невербальных средств.
Основные выводы:
Приступая к общению, следует найти ответы на следующие вопросы: Зачем (приступаю к общению)? С какой целью? В какой форме предпочтительно общение (устной или письменной)? Где и когда (в какой обстановке происходит общение)? Каково количество участников взаимодействия? Как (следует общаться в этих условиях)? Ответы на эти вопросы подскажут выбор оптимальных видов и форм общения.
Вопросы для самопроверки:
1. По каким параметрам выделяются виды общения? Что такое информативное общение? Неинформативное общение – это пустая трата времени или необходимость?
2. В чем преимущество письменной формы общения?
3. Какое общение называется прямым непосредственным? Прямым опосредованным? Косвенным?
4. Расскажите о разновидностях межличностного общения. Какое общение называют публичным? Массовым?
5. Что такое вербальные/невербальные средства? Какие вы знаете виды невербальных средств? Расскажите о визуальных невербальных средствах.
6. Расскажите об акустических и тактильных средствах. Назовите функции общения.
7. Какие невербальные средства называются открытыми/закрытыми, включающими/исключающими, авторитарными/демократическими?
Тема 3. Уровни общения
Вопросы темы:
1. Понятие уровня общения.
2. Характеристика уровней общения.
Успешно изучив материал темы, Вы будете:
Знать:
· основные уровни общения;
· отличие делового уровня общения от других способов взаимодействия с партнером.
Уметь:
· осуществлять выбор уровня общения в зависимости от целей и условий общения.
Основные понятия:
· уровни общения: императивный, манипулятивный, формальный, гуманистический, игровой, деловой, духовный.
Теоретический материал