Б. Акустические невербальные средства
Акустические невербальные средства – это средства, которые воспринимаются на слух. |
К акустическим невербальным средствам относится, главным образом, интонация и ее слагаемые: громкость голоса, темп речи, тембр голоса, а также звуки, сопутствующие речи: «э-э-э», «хм-м», покашливание и др. Акустические невербальные средства иногда называют паралингвистическими (от греч. para – «возле, при, вне» + лат. lingua – «язык»).
Интонация– это ритмико-мелодическая сторона речи, которая позволяет нам распознавать предложения разных типов (повествовательные, вопросительные и восклицательные) и служит для выражения чувств говорящего (сравнитевыражения «насмешливая интонация», «угрожающая интонация»). Интонация проявляется, главным образом, повышением или понижением тона, и мы легко узнаем это движение тона как нормативное в предложениях разных типов. Но если общий уровень тона начинает сдвигаться вверх или вниз, «нарушая» привычные интонационные модели, говорящий тем самым проявляет свое отношение к содержанию высказывания или к собеседнику.
Произнесите следующие предложения, придерживаясь наших рекомендаций:
«Он такой вялый, грустный, ленивый» – предложение произносится в среднем (нейтральном) регистре тона, характерном для большинства фраз.
«Он такой хоро-о-ошенький, пу-у-ухленький, курно-о-осенький» – предложение произносится в верхнем регистре ласково, восторженно-одобрительно.
«Он такой грубый, грязный, хмурый» – предложение произносится в нижнем регистре с оттенком неприязни.
Следует помнить, что интонация от волнения становится более монотонной – речь становится невыразительной. Это происходит по двум причинам: от чрезмерного напряжения мышц грудной клетки и от неуверенности в том, что партнер (или группа партнеров) положительно отреагирует на оратора и его информацию. В первом случае напряжение можно снять глубоким равномерным дыханием. Вторая же причина нейтрализуется тщательным продумыванием сути проблемы, ее практической значимости и весомости собственных аргументов. Потренируйтесь заранее на предмет того, как вы зададите вопрос, как прозвучит ваше восклицание или утверждение. Если вы готовитесь к публичному выступлению, можно записать фрагменты речи на магнитофон и отработать интонацию, а также слагаемые интонации: громкость голоса и темп речи.
Темп речи – скорость произнесения слов, слогов в высказывании за определенный интервал времени. Темп речи считается нормальным, если он составляет не более 125 слов в минуту. От волнения скорость речи увеличивается. Но если при этом у человека хорошая артикуляция, то незначительное ускорение не помешает восприятию. Однако следует помнить, что существует немало людей, которых раздражает слишком быстрая речь. Чтобы избежать подобной проблемы, можно преднамеренно замедлять свою речь, делая паузы между фразами и словами. Особенно важно соблюдать это правило, если вы выступаете перед аудиторией и пользуетесь микрофоном, – рекомендуем замедлить речь в 2–3 раза (в зависимости от индивидуальных особенностей речи). Кроме того, паузы между словами – это замечательное средство, активизирующее внимание и усиливающее выразительность речи. Если перед словом удлинить паузу, то оно воспринимается как более значимое. Придает вес сказанному и пауза, выдержанная по окончании фразы.
Тембр– характерная окраска голоса. Она связана с наличием у каждого произносимого звука, помимо основного тона, дополнительных обертонов. Слушающие воспринимают тембр голоса как специфическую окраску, позволяющую различать голоса, поскольку тембр обладает чертами индивидуальной неповторимости. Приятный, красивый тембр голоса позволяет найти контакт с аудиторией, завораживает слушателей. Недостатками тембра являются разного рода шумовые призвуки: осиплость, охриплость.
Дикция– степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков. Дикция не включается обычно в невербальные акустические средства, но она имеет прямое отношение к культуре общения. Отчетливость произношения – это отражение внутренней дисциплины, потребности в ясном представлении другим себя и своего мнения, а также свидетельство настроенности на партнера, заботы о том, чтобы партнеру не пришлось прилагать усилия, вслушиваясь в вашу речь.