Как показатель психического развития

Флоренс Лаура Гудинаф – яркая фигура в мировой психологии. Она родилась в 1886 Г.

в Америке. В своей работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» Гудинаф

обосновала гипотезу о том, что выполнение ребёнком рисунка отражает степень

овладения им ключевыми понятиями и свидетельствует об уровне развития интеллекта.

Наибольшую известность Ф.Гудинаф принёс тест «Нарисуй человека». Он позволяет
довольно точно оценить уровень умственного развития независимо от уровня знаний и
навыков рисования. Тест «Нарисуй человека» по частоте использования является
вторым после «Чернильных пятен» Г.Роршаха. Ученик Гудинаф – Д. Харрис обновил

тестовые нормы 1963 года. С этого времени он очень популярен и известен как тест

Гудинаф – Харриса.

Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования.

Этим тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне
развития ребёнка. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме
представление ребёнка о предмете или ситуации. Основное внимание уделяется точности

и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно

детальность изображения является основным показателем уровня умственного развития.

Среди многочисленных методов оценки интеллекта тест «Нарисуй человека» занимает

особое место. Данный тест очень удобен для практической работы. Достаточно иметь

лист бумаги и карандаш, а это всегда под рукой и недорого стоит.

Существует 2 группы характеристик рисунка:

1. Оценка формального аспекта: (размер, расположение рисунка, штриховка)

2.Структурный аспект: (структура туловища, части тела, дополнительные детали)

Размер рисунка говорит о значимости рисующего в жизни (так ребёнок сам себя воспринимает, так чувствует, это его эмоциональная значимость). Крупный рисунок,

весь лист заполнен изображением – много значу. Маленькая фигура – мало значу.

Если изображение маленькое и внизу листа,- это низкий уровень притязаний при низкой реализации ( я ничего не хочу и ничего не получаю, мне мало надо ), низкая самооценка.

Если маленькое изображение в верхней части листа- это высокий уровень притязаний

при низкой степени реализации (хочу много, но мало получается у меня)

Штриховка. Сильный нажим – высокая тревожность. Обводка символизирует страх.

Линия контура телапредставляет «границу» между окружающим миром и ребёнком.

Усиленная линияотдельных частей – это конфликтная зона, и если линии нет, то тоже

конфликтная зона.

Структурный аспект. Человеческое тело – это не только организм. У него есть части

тела, которые имеют свой символический смысл. Выражения: «руки опустились»,

«волосы дыбом», «голова пошла кругом», « потерял голову ».

Значительные, видимые нарушения пропорций правой и левой стороны – это

отсутствие личного равновесия. Искажения по правой стороне рисунка человека -

проблемы взаимоотношений с социальным миром, проблемы общения.

Искажения по левой стороне тела – проблемы отношений с близкими людьми в сфере

эмоциональных привязанностей.

1. Об отрицательном эмоциональном фоне, снижении настроения говорит то, что:

--- рисунок начинается с изображения ног и ступней

--- фигура человека очень маленькая

--- в рисунке присутствуют облака

--- у нарисованного человека покатые плечи

--- в рисунке преобладают тёмные, грязные тона

--- размещение рисунка в левой части листа

2. О положительном эмоциональном фонесвидетельствует:

---выбор ярких насыщенных тонов

--- минимальная штриховка рисунка

--- размещение рисунка в правой части листа

3. Об эмоциональной напряжённости, тревожностимогут говорить:

---штриховка отдельных частей тела

--- штриховка, выходящая за пределы контура фигуры

--- стирания и поправки нарисованных элементов

--- предпочтение красных тонов в рисунке

4. Показатели эмоциональной неустойчивости ребёнка:

--- выполнение изображения короткими штрихами

--- штриховка, выходящая за контуры фигуры

--- изменчивый нажим карандаша

--- отсутствие изображения шеи

5. О высокой самооценке свидетельствуют:

--- крупный пропорциональный рисунок

--- сильный ровный уверенный нажим

--- длинные (в норме) ступни ног, крупные плечи

6. На уровень низкой самооценкиуказывают:

--- расположение рисунка в нижней части листа

--- несоразмерно маленькое туловище на рисунке

--- отсутствие изображения ног

--- частые стирания, слабый нажим

7. Показатели противоречивой самооценки:

---расположение человека в верхней части листа

-- изображение маленькой фигуры

--- отказ от выполнения задания, штриховка ног, увеличенный размер обуви.

ТЕСТ « РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Материал: лист белой бумаги стандартного формата А-4 и простой карандаш

Инструкция: « Как можно лучше нарисуй человека (мужчину, дяденьку) »

Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему дают новый лист и

предлагают нарисовать новый рисунок.

Оценка результатов:

Рисунок оценивается по 73 пунктам. За выполнение каждого пункта – даётся 1 балл.

За несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии анализа рисунка разработаны создателями теста. Качество обработки

тестового материала возрастает с опытом.

На основе лишь данного теста делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

Необходимо более детальное изучение интеллектуальной сферы ребёнка.

Значения коэффициента интеллектуальной нормы( JQ) колеблются от 70 до 100%.

70% J Q -это минимальное значение нормы интеллекта.

В 3 года 100% JQ соответствует 7 баллов, 70% - 1балл

В 4года 100% JQсоответствует 10 баллов, 70%- 3 балла

В 5лет 100% JQсоответствует 16 баллов, 70%- 6 баллов

В 6 лет 100% JQсоответствует 18 баллов, 70% - 7 баллов

В 7 лет 100% JQсоответствует 22 балла, 70% - 9 баллов

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА:

Голова.Голова на рисунке расценивается как сфера интеллекта, воображения, а

также волевого управления телесными побуждениями. Ребёнок считает голову очень

важной частью тела. Он чувствует, что ум взрослые связывают с головой, поэтому

наделение фигуры маленькой головой свидетельствует о переживании своей

интеллектуальной неадекватности.

Голова: Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо

отформы. Не засчитываются черты лица без контура головы – 1 балл.

1. Если голова большая, ребёнок считает и воспринимает себя умным.

2 . Если голова « квадрат», то ребёнок: или не умеет рисовать круг, или часто болит

голова, или воспринимает себя роботом.

3. Голова, в профиль, а тело в анфас – это свидетельство тревожности, порождённой

социальным окружением, потребность в общении.

4. Нечёткое изображение – показатель робости, застенчивости, нерешительности.

5. Несколько линий вокруг головы – боюсь, что я неумный и меня осуждают за это.

6. Не прорисовано лицо – есть проблемы в общении, уход в себя / безликий /, я не

личность, я внутри себя, я их не понимаю.

7. Пропорции головы: площадь головы = не более 0,5 и не менее 0,1 площади туловища 1б.

8. Пропорции лица: длина головы больше её ширины. Лицо овальной формы – 1 балл.

9. Голова изображается в последнюю очередь - это подозрение на то, что у ребёнка

межличностный конфликт.

10. Если голова представлена в профиль, а тело анфас, это свидетельствует о тревожности

порождённой социальным окружением, и потребности в общении.

Волосы: Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос – 1 балл.

1. Лысый человек – инфантильность

2. Если волосы вверх – агрессия в адрес кого-то наверху / родители, воспитатель/.

3. Если волосы чёлкой – необщительность, уход в себя.

4. Волосы красивые - это признак женственности, принадлежность к женскому полу.

Нос:Любой способ изображения носа – засчитывается 1 очко.

1. Нет носа – нос не болит, нет проблем с носом.

2. Нос – мужественность, мужская сила.

3. Стереотипный нос – если у всех носы одинаковые, значит, так научили рисовать.

4. Дополнительное очко, если нос нарисован двумерным /длина носа больше ширины /

Рот: символ агрессивности, он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться.

Любой способ изображения рта – засчитывается 1 очко.

1. Даётся дополнительное очко, если чётко изображены 2 губы.

2. Яркие губы у мальчиков – это демонстративность, у девочек – женственность.

3. Особый признак агрессивности: открытый рот, чётко нарисованные зубы.

4. Рот заштрихован – агрессия усиливается со стороны этого человека.

5. Рот чёрточкой или точкой нарисован – замкнутость этого человека.

6. Если рот дугой – доброжелательность, / весёлый - грустный /.

7. Рот как у клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

8. Персонаж безо рта – не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Глаза:Любой способ изображения признаётся удовлетворительным /контур/ - 1 балл.

Засчитывается, если на рисунке есть хотя бы 1 глаз или чёрточка / у малышей /.

1. Нарисованы брови, ресницы, или то и другое одновременно – 1 балл.

2 Зрачок: любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура.

3. Пропорции: Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали.

4. Детали глаза: Взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят», зрачки посередине глаза – 1 балл.

Профиль: засчитывается любая треугольная форма, зрачок в передней части глаза,

а не в центре. Оценка должна быть строгой.

5.Глаза изображены «точечками или чёрточками» – внутренний « запрет на плач»,

выражение потребности в зависимости.

6.Большие, широко раскрытые глаза с заштрихованной серединкой – тревожность,

страх, беспокойство, потребность в защите.

Подбородок:Подчёркнутый подбородок – потребность в доминировании.

Слишком крупный подбородок – стремление компенсировать слабость, нерешительность.

Подбородок: его форма выделена линией или всем контуром лица – 1балл.

Румянец:страх быть пристыженным, испытать стыд / кроме, ели ребёнок рисует

деда Мороза, матрёшку /.

Уши: это «орган» восприятия критики и любого мнения других людей о себе.

1. Любое изображение ушей – даётся 1 балл.

2. Отсутствие ушей или маленькие уши - «заткнул уши», стремление не принимать

никакой критики, заглушить её, не желает, чтобы о нём говорили.

3. Нет ушей и открытый рот - только и делает, что командует. Никого не слышит.

4. Большие уши – ребёнок подвержен влиянию, прислушивается, что о нём говорят.

5. Уши крупные или слишком выделенные – возможны слуховые галлюцинации.

Встречаются у детей чувствительных к критике, а также озабоченных послушанием.

Лицо:глаза, уши, рот и нос. Это рецепторы внешних стимулов – сенсорный контакт

с действительностью. Тщательно выделенное, проработанное лицо – свидетельствует

об озабоченности отношениями с другими или своим внешним видом.

Шея:Это орган, символизирующий связь между головой и телом, связь между сферой

рационального контроля /головы / и сферой эмоционального контроля / телом /.

Ответственность за соединение разума с чувствами. Шея – это способность

к самоконтролю. Шея появляется в детских рисунках не сразу.

Есть шея – есть контроль, нет шеи – нет контроля.

1. Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов и желание их контролировать.

2. Длинная тонкая шея – свидетельство торможения, регрессии, конфликт разума

и чувств, разрешается самоустранением от мира собственных эмоций.

3. Толстая короткая шея – уступки своим желаниям и слабостям, импульсивность.

4. Засчитывается любое изображение данной части тела – 1 балл.

Прямое соединение головы и туловища не засчитывается.

5. Шея должна иметь два измерения: длину и ширину, и плавно переходить в линию

головы или туловища. Шея в виде одной линии или столбика не засчитывается -1балл.

Плечии их размер – признак физической силы и потребности во власти.

1. Чрезмерно крупные плечи - отражают ощущение большой силы.

2. Мелкие плечи – наоборот отражают ощущение своей малой значимости, ничтожности,

причём не только в физическом плане.

3. Угловатые плечи – отражают чрезмерную осторожность, повышенную тревожность.

4. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние,

отчаяние, иногда – чувство вины.

5. Большие плечи – признак мужественности, маленькие – женственности -1 балл.

/модные, кокетливые платья, рукава «фонарики» /

6.Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, не должны быть свисающими.

Туловище: это сосредоточение жизненных сил.

1. Ненормально маленькое туловище – симптом униженности.

2. Угловатое или квадратное туловище – свидетельствует о мужественности.

3. Слишком крупное – наличие неудовлетворённых, осознаваемых потребностей.

4. Любое чёткое изображение туловища в одном или двух измерениях -1 балл

Или любая фигура между головой и ногами засчитывается как туловище.

Или единая фигура головы и туловища, в верхней части которой есть черты лица.

5. Пропорциональность туловища: длина превышает ширину -1 очко.

Если длина туловища и его ширина одинаковы – оценка ноль баллов.

6. Если человек изображён до пояса, без ног, то это обозначает: верхняя часть –

интеллект, нижняя часть /ноги / - физические проявления. Если у ребёнка есть сексуальные проблемы или острые клинические проблемы, например, тяжёлая физическая болезнь, он может нарисовать даже одну голову, без туловища и ног.

Руки:появляются на рисунке ребёнка достаточно рано в виде палочек или «сосисок».

Основная функция руки: установление контакта с близким человеком, желание

прицепиться к телу матери, хватательный рефлекс.

Вторая функция руки: взаимодействие с миром предметов и воздействие, влияние

на этот окружающий мир, манипуляции, действия с предметами.

Руки длинные и мускулистые – ребёнок ощущает потребность в физической силе.

Слишком длинные руки – свидетельствуют об амбициях, подобных стремлениях.

Очень короткие руки – ограниченность стремлений, ощущение неадекватности.

Руки, изображённые близко к телу, свидетельствуют о напряжении.

Руки за спиной или в карманах – неуверенность в себе, чувство вины – 1 балл.

Неясно очерченные руки – неуверенность в себе, в деятельности, в общении. – 1балл.

1. Широкий размах рук – интенсивное стремление к действию.

Если пальцы при этом сжаты в кулаки – это означает открытый протест.

2. Любой способ изображения двух рук, за исключением рисунка в профиль- 1 балл.

3. Очко засчитывается, если руки заняты работой или руки подняты – 1 балл.

4. Обе руки присоединены к туловищу в любой точке или к шее 1 балл.

5. Если присутствуют плечи, то руки должны присоединяться точно на плечи -1 балл.

6. Пропорции рук: Длина рук равна длине туловища или до середины бедра – 1 балл.

7. Засчитывается любая попытка постепенного сужения рук - 1 балл.

8. Если обе руки показаны в двух измерениях, засчитывается 1 очко.

9. Свободное движение рук в плечах и локтях -1 очко / в карманах и в бок не зачёт /.

Локоть: в середине руки или рукава не плавный, а резкий изгиб -1 балл.

Кисть:Появление кисти руки – это ощущение самостоятельности. Ребёнок чувствует,

что он способен влиять на окружающую среду /кисть в виде варежки /.

1. Любое изображение кисти, не считая пальцев - засчитывается 1 очко.

Пальцы: 1. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти – 1 очко.

2. Показано правильное количество пальцев на обеих руках + ещё 1 очко.

3. Пальцы правильной формы и длина пальцев превышает их ширину +ещё 1 очко.

Пальцы « виноградины или «палочки » не засчитываются в этом пункте.

4. Противопоставление большого пальца от остальных – 1 балл.

Очко засчитывается если большой палец явно короче всех остальных, либо точка

его прикрепления к кисти находится ближе к запястью, чем у других пальцев.

5. Если пальцев больше 5, то ребёнок чувствует себя более оснащённым, сильным.

Если на левой руке, то в сфере семейных отношений. Если на правой руке, то

в мире за пределами семьи – школа, сад, двор и друзья.

Если пальцев меньше чем 5, то чувствует себя более слабым, чем окружающие.

Ноги:символизируют опору в реальной жизни и свободу передвижения в пространстве,

а также свободу вообще.

Непропорционально длинные ноги – сильное стремление к независимости.

Чем больше площадь опоры у ног, тем твёрже ощущение надёжности.

Если рисунок начат с ног, это свидетельствует о боязливости.

Бегущий человек – стремление убежать, уклониться, скрыться.

Легко и размеренно шагающий человек – уравновешенность характера.

Любой способ изображения ног. Правильное число ног – 1 балл.

Одна нога, с двумя ступнями – очко засчитывается.

Ноги могут присоединяться к любой точки туловища – засчитывается ещё 1 очко.

Точное изображение бёдер и промежности /внутренняя линия ног / - 1 балл.

Коленный сустав:должен иметь место резкий изгиб в середине ноги или брюк -1б.

Ступни: Засчитывается изображение ступни любым способом – 1 очко.

Пропорции ступни: Ступни должны быть показаны в двух измерениях. Длина

ступни должна превышать её высоту до подъёма – 1 балл.

1. Любой способ изображения пятки - засчитывается 1 очко.

2. Пропорции ног: Длина ног не должна быть меньше туловища по высоте – 1 балл.

3. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.

4. Ноги должны быть в двух измерениях, даже если ступни - линии – 1 очко.

Одежда:Любые признаки изображения одежды – даже за что- либо одно / пуговицы,

шляпа, карман, манжеты, воротник / - засчитывается 1 очко.

1. Наличие 2 закрашенных элементов одежды, скрывающих тело + 1 очко.

2. Нарисовано 4 и более предметов одежды с деталями - дополнительно + 1 очко.

3. Человек полностью одет или костюм безупречно нарисован – дополнительное 1 очко.

Рисование линий:1. Линии точные, твёрдые, уверенные и без изгибов – 1 балл.

5. Точность соединения линий без наложений и промежутков между ними – 1 балл.

6. За умелое владение карандашом в рисовании « поощрительный» - 1 балл.

7. Качество линий головы / круг, эллипс / без стираний и попыток + 1 балл.

8. Качество линий туловища сложной формы / не примитивной / дополнительно 1 балл.

9. Качество линий рук и ног без нарушения формы, двумерные – дополнительно 1 балл.

10. Качество линий в рисовании черт лица: «человеческое», симметричность + 1 очко.

11. «Эскизная» техника, линии изображены короткими штрихами – дети с 11 лет + 1 очко.

12. Особая прорисовка деталей /складки, морщинки, фалды, причёска / + 1 балл.

13. Свобода движений в коленях и бёдрах - дополнительное 1 очко.

Критериианализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста.

Возможны субъективные интерпретации. Ещё раз подчёркиваю, что на основе лишь

одного данного теста недопустимо делать выводы об умственной отсталости детей.

Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта

тестирования и обсчёта результатов.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование – это один

из видов аналитико-синтетического мышления. Дети, как правило, рисуют не предмет,

а обобщённое знание о нём. Рисование способствует развитию важнейших функций: зрительного восприятия, моторной координации, речи и мышления.

Рисование связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить знания о мире.

Стадии детского рисунка

Самой ранней стадией развития детского рисунка в 2 года – является стадия штрихов.

Движения неловкие, карандаш не слушается, главное – след на бумаге, «каракули».

На 3-4 году следует стадия бесформенных изображений.Ребёнок стремится выразить

на бумаге какой-то образ, но определить смысл нарисованного без помощи самого

«художника» взрослому очень сложно.

На 4-5 году ребёнок вступает встадию схематического изображения. 1. Рисунки

представляют собой контур предметов, 2 - не соблюдается пропорциональность и

3- характерная особенность детского рисунка – его прозрачность /деньги в кармане /.

Следующая стадия – стадия правильных изображений. Рисунки утрачивают

«детскость», имеют различную степень совершенства, но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей, а не имеет в своей основе какую-

либо общую закономерность, как на стадии «схематического рисунка».

Отражение в рисунке особенностей личности и межличностных отношений.

Считается, что изображая человека, ребёнок неосознанно идентифицируется с ним и

наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы

его собственных свойств.

Природа становления изобразительной деятельности наглядно прослеживается

при нормальном психическом развитии ребёнка. При этом со всей очевидностью

выступает диагностическая ценность графического рисунка как показателя уровня

интеллектуального развития. Рисунок в совокупности с другими методиками можно

использовать как средство диагностики задержки и отклонений умственного развития.

Развитие изобразительной деятельности у детей с тяжёлой интеллектуальной

недостаточностью имеют свои особенности:

--- Стадия каракулей, черкание по бумаге в большинстве случаев невозможно, к этому

нет ни потребности, ни физических возможностей. Ребёнок берётся за карандаш

лишь при внешнем побуждении, подражает и быстро бросает это занятие.

--- Они не в состоянии сразу повторить простые движения, нарисовать линию.

--- Сложное изображение, требующее нескольких движений, им вообще недоступно.

--- Ребёнок производит заученные, неосознанные движения, не понимая, что рисует.

У детей с более лёгкими отклонениями в развитии тоже отмечаются

существенные отличия в изобразительной деятельности:

--- Многие предметы круглой формы они изображают в виде простой окружности.

--- Характерные особенности предметов опускают.

--- Усвоив определённые графические шаблоны, они следуют им неизменно.

--- Нередко обнаруживается тенденция разрушения графического образа.

--- В ряде случаев они не в состоянии удерживать в памяти изобразительную функцию.

--- Ребёнок долго остаётся привязанным к стереотипному изображению предмета.

--- Изобразительная деятельность умственно отсталых детей не возникает и не

развивается без специального обучения, тогда как у нормальных детей она и

возникает, и развивается спонтанно.

Считается, что изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется

с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как

индикаторы его собственных черт и свойств личности.

Наши рекомендации