Способы разрешения конфликтных ситуаций между детьми дошкольного возраста.

В настоящее время проблема регулирования поведения дошкольников в конфликтных ситуациях является одной из актуальных проблем. Этому вопросу были посвящены многие работы известных педагогов и психологов. Так, Д.Б.Эльконин считает, что предупреждение конфликтного поведения детей способствует следование положительным образцам поведения. По его мнению, образцы «взрослого» поведения и «взрослых» отношений играют существенную роль в формировании социальноморальной, интеллектуальной и внешнеповеденческой взрослости. Эти образцы берутся из окружающей ребенка действительности. Их подсказывают ребенку сверстники дети более старшего возраста или знакомые взрослых, а также собирательные образы людей определенных профессий или определенных нравственных качеств. Ученый считает, что копирование образцов поведения является одним из механизмов интериоризации детьми внешних социальных требований, в том числе требований морали.

Необходимость регулирования социального поведения детей рассматривалось также О.Г.Дробницким, согласно его утверждению нормативная регуляция поведения ребенка достигается благодаря постоянному «социальному контролю» за ним, наличию у него нормативного сознания в форме представлений о должном и ценном.

И.А.Байченко, И.И.Коваленко, Е.И.Щербаков касались проблемы. Они настаивают на том, что воспитатель в целях предотвращения разрешения конфликтов дошкольников должен учитывать их возрастные особенности и применять к ним такие приемы, которые помогают усвоению и осознанию ими правил поведения .обеспечивающих самостоятельное решение споров и конфликтных ситуаций.

По мнению А.В.Запорожца, М.И.Лисиной и А.П.Князевой эффективным средством налажизания контактов детей и, следовательно, предотвращения конфликтов в детской среде, является умение сговариваться на игровую и трудовую деятельность, уступать друг другу в случае необходимости, спокойно настаивать н своем и приходить к общему решению, а также приближение воспитателем деятельности дошкольников к нормативной структуре с одновременным введением моральных правил, обосновывающих и подкрепляющих их выполнение.

А.А.Рояк были выделены конфликты в операциях и мотивах. Она разработала 2 типа психолого-педагогических приемов: при несформированности операциональной основы и при искажениях мотивационной основы игровой деятельности.

А.А.Рояк ориентировалась на материалы, представленные в исследованиях А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской, З.И.Лиштван, В.Г.Нечаевой, Р. И. Ивановой.

Прежде всего, по мнению А.А.Рояк, нужно привлечь внимание детей к сюжетам игр, содержанию игровых действий и их последовательности путем специально организуемых наблюдений за деятельностью сверстников, владеющих соответствующими навыками и умениями. Далее нужно стремиться обогатить игровые замыслы детей, обучить их выполнению необходимых действий и их последовательности, устраивая совместные игры-занятия со взрослыми.

Чтобы научить детей сосредотачиваться на своей деятельности, использовать по назначению игровой материал, производить целенаправленные игровые действия, последовательно воплощать замысел сюжетной игры. Нужно от «подсказывания» замысла и прямого участия воспитателя в игре необходимо постепенно переходить к общему руководству и направлению игры.

Следующим звеном психолого-педагогической работы стало под ключение детей к совместной со сверстниками деятельности. Здесь, Рояк А.А. применяла приемы, способствующие изменению отклонения сверстников в положительную сторону. Здесь большую роль играет положительная оценка воспитателя.

Также Рояк А.А. считает, что процесс переориентации недоброжелательного отношения сверстников необходимо продолжать и на этапе совместной игры, т.к. одной лишь оценочной поддержки педагога еще недостаточно

Чтобы изменить внутреннее отношение сверстников.

Процесс изменения отношения сверстников, предшествующий совместной игре, Рояк А.А. рассматривался в качестве очень важного, самостоятельного, но лишь подготовительного периода к истинной переориентации. Он способствует повышению уверенности детей в себе, появлению более оживленного общения.

Следующим после переориентации сверстников методическим приемом является прием включения в совместные игры со сверстниками. Здесь, по мнению ученого, нужно создать условия, способствующие возникновению детей и сверстников игрового взаимодействия. Также необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которая заключается в проведении систематических совместных занятий с ребенком, основной целью которых является обогащение предметно-содержательной стороны его игровой деятельности. Также целесообразно использовать для локализации двигательного беспокойства у детей игры с интересными, развернутыми сюжетами.

Таким образом, комплексная работа по устранению дефицита у неблагополучных детей может способствовать восстановлению его направленности на сверстников и, следовательно, ликвидации вторичных дефектов конфликта.

Рассмотрим мотивационные конфликты. Конфликт в мотивах возникает из-за несовпадения ведущей потребности ребенка и его сверстников. Налаживание отношений, по мнению Рояк, возможно лишь после соответствующей коррекции мотивов детской деятельности. Она требует длительной систематической работы с ребенком.

Общение ребенка со сверстниками и его отношения с ними рождаются в деятельности и, следовательно, опосредованы ею, в качестве одного из возможных путей коррекции авторитарных установок является включение его в социально-полезную деятельность, что приносит ребенку не только новые ценные переживания, но и сознание собственного «роста».

Для коррекции социальной позиции авторитарного ведущего. Рояк был разработан прием «включения авторитарного ведущего и его партнеров по, реальным играм в проблемную ситуацию взаимных требований».

Указанные мероприятия следует сочетать с фиксацией внимания сверстников на успехах этих детей, так как поддержка группы - важное звено коррекционной работы.

Налаживание полноценных отношений со сверстниками у ребенка с несформированностыо потребности в совместной игре происходит следующим образом. Автор считает, что имеет смысл вначале создавать микрообъединения, включающие не более 1-2 партнеров которых объединяли бы общие увлечения. И лишь впоследствии постепенно и осторожно расширять круг общения таких детей.

Роль педагога, его участие, поддержка, эмоциональное тепло по отношению к такому, возможно недополучившему в раннем детстве «психических витаминов» ребенку, могут оказать существенное влияние на расширение его контактов со сверстниками.

Наши рекомендации