Семинар 6. Психология педагогического общения
Вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Специфика педагогического общения.
2. Виды и функции педагогического общения.
3. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические трудности общения и их преодоление.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Дайте определение педагогического общения и охарактеризуйте его закономерности.
2. Перечислите основные функции педагогического общения.
3. Попробуйте привести пример "общения ради общения", т.е. когда общение не выполняет какой-либо прагматической функции и не "обслуживает" какую-либо деятельность.
4. В чем проявляется творчество в педагогическом общении?
5. Каковы слагаемые педагогического мастерства в общении?
6. Как могут соотноситься ролевые и межличностные отношения между преподавателем и студентами?
7. Назовите два основных типа установок преподавателей по отношению к студентам. В чем они проявляются?
8. Что можно назвать микроклиматом, или психологической атмосферой общения?
9. Назовите типы коммуникативного воздействия. К каким взаимоотношениям со студентами они приводят?
10. Как можно определить коммуникативную культуру педагога?
11. На основании каких внутренних и внешний показателей преподаватель может судить об эффективности его взаимодействия с группой?
Исследовательские и творческие задания:
Задание 1.Какие из приведенных рекомендаций по построению эффективного общения показались вам значимыми или в чем-то новыми?
Задание 2. К какому стилю педагогического общения ближе всего ваш индивидуальный стиль? Попытайтесь выделить те аспекты вашего индивидуального стиля педагогического общения, которые нуждаются в улучшении.
Задание 3. Приведите пример, когда качество вашей учебной деятельности зависело от преподавателя?
Задание 4.Подготовьте рекомендации по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций.
Задание 5. Выявите типичные ошибки преподавателей, возникающие в общении со студентами. Проанализируйте их, а затем составьте ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок.
Задание 6. Вспомните учителей, у которых вы учились в школе. Приведите примеры эмпатического понимания и конгруэнтности.
Задание 7. Дайте психологическую характеристику вариантов разрешения конфликтов.
Задание 8. Предложите свое определение оптимального педагогического общения.
Задание 9. Какими профессиональными коммуникативными умениями Вы уже обладаете, а развитие каких представляет трудность? Какие виды деятельности и методы профессионального обучения могут способствовать их развитию?
Задание 10. Потренируйтесь в педагогической самопрезентации, умении производить на аудиторию благоприятное впечатление, обращая внимание на внешнее самооформление, использование вербальных и невербальных средств.
Оцените себя со стороны:
1. Понаблюдайте за собой: насколько соответствуют Ваши мимика и жесты переживаемым эмоциональным состояниям? Помогают ли они окружающим лучше понимать Вас?
2. Соответствует ли Ваша экспрессия принятым культурным эталонам?
3. Насколько органично слиты Ваша вербальная и невербальная выразительность?
4. Сформулируйте конкретные задачи по совершенствованию своих экспрессивных умений.
5. От каких изъянов своей внешней экспрессии Вы решили избавиться:
А) статичности;
Б) скованности;
В) некрасивых мимических и пантомимических движений;
Г) манерности;
Д) неоправданности, неуместности мимики и жестов;
Е) жестикуляционных излишеств.
Задание 11. Потренируйтесь в эмпатийном слушании преподавателей и своих сокурсников.
Задание 12. Приведите варианты педагогически целесообразных речевых реакций, выражающих похвалу и критику в адрес студента.
Задание 13. Сформулируйте основные педагогические правила, которые важно соблюдать, чтобы диалог с учащимися был продуктивным.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
3. Гамезо М. В., Петрова Е.А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- М., 2003.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2000.
6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
7. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996.
10. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993.
12. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.,1994.
13. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
14. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983.
15. Психология / Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005.
16. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб,, 1999.
17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1990.
18. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания.- Казань, 1991.