Институт психологии, социологии и социальных отношений
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра психологии развития и инноваций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
для студентов юридического факультета
Направление 030500 «Юриспруденция»,
степень «Магистр юриспруденции»
Курс 5 очной формы обучения (9 семестр)
Москва
Г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании
Кафедры психологии развития и инноваций
(Протокол № 1, от 29.08.2011 г.),
На заседании ученого совета Института психологии, социологии
И социальных отношений
(Протокол № 1, от 29.08 2011 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
Доцент кафедры психологии развития и инноваций,
Кандидат психологических наук,
доцент _____________________О.Н. Комарова
Заведующий кафедрой:
Профессор кафедры психологии развития и инноваций,
Доктор психологических наук,
профессор _____________________Б.Н. Рыжов
Рецензент:
Профессор, доктор психологических наук,
академик РАО, заведующая лабораторией
Научных основ детской практической психологии
психологического института РАО _______________И.В. Дубровина
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Часть I. Программа учебной дисциплины 4-9
Литература 10
Часть 2. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины 12-35
Часть I. ПРОГРАММА КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен
Образование в современном мире. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Сущность и соотношение понятий: познание, научение, обучение, учение, учебная деятельность. Проблема соотношения учения и развития. «Уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития» как методологические основы сущности обучения.
Процесс обучения и его психологические особенности. Обучение как субъект-субъектное взаимодействие. Общие и частные цели обучения. Сущность понятий «обучаемость» и «обученность». Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.
Модуль 2. Основные направления обучения в современном образовании
Психологическая сущность и организация проблемного обучения.
Сущность понятия «проблемная ситуация», «проблемный вопрос», «проблемное задание». Проблемная ситуация. Ее психологическая структура и организация. Способы создания и использования проблемных ситуаций в процессе обучения. Основные этапы организации проблемного обучения.
Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и основные системы программированного обучения в зависимости от характера шагов программы, от способов ввода ответа, от степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых. Общие признаки и организация программированного обучения. Возможности реализации программированного обучения в современном образовании в связи с компьютеризацией, информатизацией образования и использованием дистанционного обучения.
Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий.Основные методологические основы (общепсихологическая теория деятельности) и теоретические положения концепции. Этапы формирования умственных действий и понятий. Типы ориентировочной основы действия (ООД). Параметры, характеризующие действие. Возможности и ограничения использования метода формирования умственных действий и понятий в высшей школе.
Знаково-контекстное обучение (по А.А. Вербицкому).
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении. Сущность и различия рассудочно-эмпирического и научно-теоретического мышления, формируемых в обучении. Общие принципы построения учебных предметов в контексте концепции развивающего обучения. Перспективы и проблемы реализации данной концепции.
Модуль 5. Научное творчество и психологические закономерности
Модуль 7. Анализ профессиональной деятельности
Преподавателя вуза
Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее основные компоненты. Формы и функции педагогической деятельности, ее целостный характер. Профессионализм и мастерство в педагогической деятельности. Психолого-педагогические умения в структуре деятельности преподавателя. Понятие о стилях педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Пути перестройки, коррекции и совершенствования педагогической деятельности.
Литература
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
3. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М., 1989. - С. 144-177.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. - Т. 1, 2.
5. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3.
6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. - С. 3-19.
7. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978 (а).-С. 3-20.
8. Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
10. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
11. Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4.
12. Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика. - 1981. - № 1.
13. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии. М., 1969. - С. 73-144.
14. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 1990. № 10.
15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
16. Бибрих Р.Р., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобра-зования в учебной деятельности студентов младших курсов //
Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1987. - № 2. - С. 20-30.
17. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983.
18. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. Л.: Знание, 1987.
19. Бугаев Н.В. К вопросу об университетском преподавании. М., 1901.
20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
21. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 31-39.
22. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материалы III Международной научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 1996.
23. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
24. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.
25. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80 - 84.
26. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. М.: МГУ, 1965.
27. Гамаюнов К.К. Самостоятельная работа студентов. Методические рекомендации преподавателям. Л., 1988.
28. Гапонов П.М. Лекция в высшей школе. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977.
29. Головатный Н.Ф. Студент: путь к личности. - М., 1982.
30. Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация // Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970. - С. 91-94.
31. Горлов О.А. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактическая и тропическая медицина. 1995. № 2.
32. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
33. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
34. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
35. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1976.
36. Жуков В.М. Критерий оценки деятельности преподавателя вуза // Ветеринария. 1994, № 7.
37. 3имняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.
38. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. - С. 90 -102.
39. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.
40. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
41. Карпенко Л. А. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 71-75.
42. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969.
43. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3.
44. Кон И. Психология юношеского возраста. М., 1979.
45. Концептуальные вопросы развития высшего образования / Отв. ред. Б.Б. Коссов. М., 1991.
46. Корнилова Т.В. Психологические методы в практике высшей школы. М., 1993.
47. Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. №5.
48. Кузьминa H.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
49. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
51. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. - Т. 1, 2.
52. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
53. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., 1974.
54. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
55. Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.
56. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
57. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
58. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
59. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
60. Методы системного педагогического мышления / Под ред. Н. В. Кузьминой. М., 1980.
61. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
62. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
63. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. №11.
64. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975.
65. Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России. 1995. № 3.
66. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. № 3.
67. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
68. Пейсахов И. М. и др. Прикладная психология в высшей школе. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979.
69. Перкова О.И., Обозов Н.Н. О динамике межличностного отношения студентов в процессе обучения в вузе // Общение как проблема теоретического и прикладного исследования. Л., 1973.
70. Пидкасистый П. И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1999.
71. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977.
72. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. № 5.
73. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
73.Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
74. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.
75. Романов К.М. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского университета. 1993. № 3.
76. Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. Т. 19. 1994. № 3.
77. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
78. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
79. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
80. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
81. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
82. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.
83. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.
84. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. № 4.
85. Щедровицкий Т.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. Обучение и развитие. М., 1966.
86. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
87. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1984.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – очная
Лекции – 20 часов
Семинары – 16 часов
Самостоятельная работа – 36 часов
Зачет – 9 семестр
Всего – 72 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
№ | Наименование темы | Всего часов | Виды учебных занятий | Самост. работа | |
Лекции | Практич. | ||||
1. | Образование как социокультурный феномен | ||||
2. | Основные направления обучения в современном образовании | ||||
3. | Психологические особенности студенческого возраста | ||||
4. | Психология учебной деятельности студентов | ||||
5. | Научное творчество и психологические закономерности развития когнитивных процессов | ||||
6. | Педагог как субъект педагогической деятельности | ||||
7. | Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза | ||||
8. | Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе | ||||
Итого: |
ВСЕГО: 72 часа.
Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ
1. Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподавателя с аудиторией.
2. Психологические закономерности оптимизации учебного процесса.
3. Профессионализм вузовского преподавателя: факторы формирования и критерии измерения.
4. Проблемы разработки моделей выпускников вузов и профессиограмм специалистов.
5. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе высшей школы.
6. Психологические особенности студенческого возраста.
7. Психологический портрет современного юноши (девушки).
8. Кризис юности.
9. Психодиагностика в высшей школе.
10. Психологические компоненты деятельности студента, реализуемые в учебном процессе.
11. Психологические основы научного творчества студентов в вузе.
12. Развитие творческой деятельности студентов в процессе обучения.
13. Методы развития творческой личности в процессе обучения.
14. Развитие мышления как одна из основных задач обучения.
15. Организация проблемного обучения.
16. Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения.
17. Формирование личности студента в процессе обучения и воспитания.
18. Формирование жизненной перспективы студенческой молодежи.
19. Психологические задачи развития в молодости.
20. Психологический климат в студенческой группе как фактор учебной деятельности.
21. Психологические основы педагогического общения.
22. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения.
23. Условия продуктивного общения преподавателя и студентов.
24. Психологическая саморегуляция в педагогическом общении.
25. Приемы развития коммуникативной компетентности педагогов.
26. Девиантное поведение студентов. Проблемы профилактики.
27. Мотивация учения студентов: проблемы изучения.
28. Формирование мотивации учения.
29. Факторы, влияющие на эффективность процесса обучения.
30. Понятия контроля, оценки, отметки. Основные функции оценки и отметки.
31. Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха.
32. Психологические основы деятельности преподавателя высшей школы.
33. Рефлексия педагога в процессе преподавания.
34. Менталитет личности современного педагога.
35. Пути развития педагогических способностей педагога.
36. Личностные психологические характеристики преподавателя высшей школы.
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
«Психологические аспекты преподавательской деятельности в высшей школе»
1. Образование как социокультурный феномен.
2. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.
3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
4. Проблема соотношения учения и развития.
5. Процесс обучения и его психологические особенности.
6. Сущность понятий «обучаемость» и «обученность». Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.
7. Современные концепции психологии обучения. Психологическая сущность программированного обучения.
8. Современные концепции психологии обучения. Концепция П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
9. Современные концепции психологии обучения. Психологическая сущность и организация проблемного обучения.
10. Современные концепции психологии обучения. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.
11. Знаково-контекстное обучение (по А.А. Вербицкому).
12. Психологические основы индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.
13. Психологические особенности студенческого возраста
14. Феноменология кризиса юности.
15. Развитие личности студента в процессе обучения и воспитания.
16. Проявление, определение и учет ведущих тенденций личности, включенной в образовательный процесс.
17. Психологическая сущность учения. Учебная деятельность, ее психологическая структура.
18. Мотивационно-целевая основа учебной деятельности студентов.
19. Учебная активность студентов и факторы, ее определяющие.
20. Учебная успешность студентов.
21. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов.
22. Особенности усвоения знаний.
23. Самостоятельная работа студентов как высшая форма учебной деятельности.
24. Становление профессионального самосознания у студентов в процессе их обучения.
25. Динамика развития профессионально важных качеств личности в процессе обучения.
26. Научное творчество и психологические закономерности развития когнитивных процессов.
27. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.
28. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.
29. Субъектные свойства педагога.
30. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
31. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.
32. Профессиональное самосознание как фактор эффективности педагогической деятельности.
33. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее основные компоненты.
34. Психолого-педагогические умения в структуре деятельности преподавателя.
35. Стиль педагогической деятельности.
36. Профессиональное развитие и деформации личности педагога.
37. Понятие и сущность педагогического общения. Структура общения.
38. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
39. Учебно-педагогическое сотрудничество.
40. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Лекции
Лекция 1.Образование как социокультурный феномен.
1. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат.
2. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.
3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
4. Сущность и соотношение понятий: познание, научение, обучение, учение, учебная деятельность. Проблема соотношения учения и развития. «Уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития» как методологические основы сущности обучения.
5. Процесс обучения и его психологические особенности. Сущность понятий «обучаемость» и «обученность». Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Дайте трактовку понятия «образование».
2. В чем суть когнитивно-ориентированной парадигмы образования? Каковы его достоинства и ограничения?
3. Дайте характеристику компонентов образовательного процесса.
4. Каковы основные тенденции и принципы современного образования?
5. Как связаны между собой культура и образование?
6. Что означают личностный и деятельностный компоненты в личностно-деятельностном подходе?
7. В чем заключается разница между понятиями «научение», «учение» и «учебная деятельность»?
8. Что называется обучением и какие его психологические аспекты выделяются?
9. Какие взгляды на соотношение обучения и развития известны в современной науке?
10. Какие структурные элементы составляют обучение?
11. Что такое учение и каково его содержание? Чем учение отличается от научения?
12. Что такое обучаемость и какова ее структура?
13. Что значит высокая / низкая обучаемость?
14. По каким признакам можно судить о степени обучаемости студента?
Исследовательские и творческие задания:
Задание 1. Определите основания привнесения дополнительных психологических составляющих в образовательную среду.
Задание 2. Как отражаются тенденции гуманизации образования в Вашем образовательном учреждении?
Задание 3.Сформулируйте основные законы научения. Приведите примеры из сферы школьного обучения, иллюстрирующие каждый закон.
Задание 4. Сопоставьте “зону ближайшего развития” и “восприимчивость к помощи”. Что общего и различного вы здесь находите?
Задание 5. Перечислите компоненты обучаемости и приведите свои примеры обобщенности, гибкости, осознанности мышления и т.д., проявляющихся в учебной деятельности.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
3. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.,1991.
4. Гамезо М. В., Петрова Е.А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2003.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2000.
6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений.- В 2 кн.- Кн. 2.- Психология образования.- М., 1994.
7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1997.
8. Психология / Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2001.
10. Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. М., 1995.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996.
Лекция 2.Основные направления обучения в современном образовании: проблемное и программированное обучение.
1. Психологическая сущность программированного обучения.
2. Концепция П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
3. Психологическая сущность и организация проблемного обучения.
4. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
5. Знаково-контекстное обучение (по А.А. Вербицкому).
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В чем состоит основная идея планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий?
2. Назовите три основные части (составляющие) любого действия.
3. Перечислите основные (первичные) и производные (вторичные) качества или параметры действия.
4. Назовите этапы формирования умственных действий.
5. Какую функцию выполняет мотивационный этап формирования действия и почему он является первым?
6. Что такое ориентировочная основа умственного действия?
7. Назовите виды ориентировок в процессе формирования умственных действий.
8. В чем специфика применения метода планомерного формирования умственных действий и понятий в вузовском обучении?
9. Как изменяется роль учителя (преподавателя) при переходе от начального к среднему и высшему образованию?
10. Что такое проблемная ситуация? Назовите типы проблемных ситуаций.
11. Какие правила создания проблемных ситуаций вы знаете?
12. Каковы принципы программированного обучения?
13. Что называется шагом в программированном обучении?
14. Какие системы программирования вы знаете?
15. Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки программированного обучения?
16. Почему при программированном обучении важна обратная связь?
17. Чем отличаются традиционное и проблемное, программированное, алгоритмизированное обучение?
18. В чем суть контекстного обучения?
19. Что выступает содержанием учебной деятельности по В. В. Давыдову?
20. Что значит формула «восхождение от абстрактного к конкретному» и как она связана с общим законом развития?
21. Каковы общие принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и по В.В. Давыдову?
22. Чем различаются эмпирическое и теоретическое знания?
23. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением?
Исследовательские и творческие задания:
Задание 1. Заполните сравнительную таблицу основных концепций обучения:
Критерии сравнительного анализа | Программи-рованное обучение | Проблемное обучение | Теория содержа-тельного обобщения | Концепция развиваю-щего обучения | Теория поэтапного формирова-ния умственных действий |
Методологическая основа | |||||
Авторы концепции | |||||
Основные идеи | |||||
Сильные стороны данного подхода | |||||
Ограничения данного подхода |
Задание 2. Заполните таблицу “Типы ориентировочных основ действия
(по П.Я. Гальперину):
Типы ООД | Состав ООД | Степень обобщенности | Способ получения |
Задание 3. В чем специфика применения метода планомерного формирования умственных действий и понятий в вузовском обучении?
Задание 4. Сравните содержательное обобщение и обобщение, складывающееся при традиционном обучении. Приведите известные вам примеры ошибочных обобщений.
Задание 5. Перечислите недостатки традиционного обучения. Как преодолевается каждый из них при обучении по системе Л.В. Занкова? Какие принципы построения обучения и методические средства здесь используются?
Задание 6. Рассмотрите виды проблемного обучения: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы. Попробуйте привести пример одного из них, “приложив” соответствующий метод к любому учебному материалу, который вы изучаете сейчас.
Задание 7. Как вы представляете себе мотивацию, возникающую у обучающегося при использовании элементов программированного обучения?
Задание 8. Разработайте фрагмент занятия по одной из изученных теорий обучения.
Задание 9. Раскройте сущность следующих тенденций развития современного отечественного образования (по А.А. Вербицкому):
1. преемственность;
2. индустриализация обучения, то есть его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация;
3. переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения;
4. переход от принципа управляемости к активным методам в обучении;
5. управление учебной деятельностью через организацию сотрудничества;
6. коммуникативная направленность обучения;
приоритет стратегий учащихся перед стратегиями учителя.
Задание 10. Исходя из схемы А.А. Вербицкого, проанализируйте структуру учебно-профессиональной деятельности. В каких звеньях она совпадает с академической учебной деятельностью, в каких – с профессиональной?
Задание 11. Сравните учебную деятельность академического типа в вузе с учебной деятельностью в средней школе. В чем вы видите сходство и различия?
Задание 12. Исходя из собственного студенческого опыта, опишите деловую игру как квазипрофессиональную деятельность.
Литература:
1. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1980.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
4. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1991.
5. Гамезо М. В., Петрова Е.А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2003.
6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
8. Занков Л. В. Обучение и развитие.- М., 1975.- С. 390-405
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2000.
10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
11. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М., 1981 (Индивидуализация и дифференциация обучения: 162-171).
12. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.
13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.
16. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений.- В 2 кн.- Кн. 2.- Психология образования. М., 1994.
17. Отечественные теории учения: Хрестоматия. Редакторы: составители Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. М., 1996.
18. Программированное обучение за рубежом / Под ред. И.И. Тихонова. М., 1968.
19. Психология / Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт, 2005
20. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
21. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980.
22. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2001.
24. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
25. Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. М., 1995.
26. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 1998.
В процессе обучения
Вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.
2. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности.
3. Развитие творческого мышления в процессе обучения.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Почему специфика деятельностного и личностного подходов особенно ярко проявляется при изучении творчества?
2. Перечислите объективные и субъективные критерии творческого мышления; раскройте их смысл.
3. Какие методы используют психологи для изучения творческого мышления?
4. Приведите какой-нибудь пример задания (субтеста) из теста Торренса.
5. Что такое беглость, гибкость и оригинальность мышления и можно ли их оценить с помощью теста Торренса?
6. Существует ли жесткая связь между уровнем развития интеллекта и креативности?
7. Расскажите об интуитивном и логическом в решении творческих задач.
8. Назовите некоторые ситуативные и личностные факторы, отрицательно влияющие на творческое мышление.
9. Соответствует ли вашим собственным наблюдениям утверждение, что творческие люди часто инфантильны?
10. Какие способы стимуляции творческой активности представляются вам заслуживающими внимания?
11. Какая характеристика творческой личности считается основной и обязательно присутствующей у всех творческих людей?
12. В какой мере вы ощущаете себя способным(ой) к творческой работе в присутствии других людей?
13. Какие из рекомендаций по развитию творческого мышления в обучении представляются вам наиболее трудными для реализации?
Исследовательские и творческие задания:
Задание 1. Переживали ли вы в яркой форме ту фазу творческого мышления, которая называется инсайтом или озарением?
Задание 2. Перечислите основные черты творческой личности.
Задание 3. Составьте рекомендации по развитию творческого мышления студентов.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
4. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.
5. Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления// Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80 - 84.
6. Данилова В. Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 160-169.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. – 1994. - № 4.
9. Ильясов И. И. Сис