Работа психолога в начальных, средних и старших классах школы.
8.1. Профессиональная деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении (ОУ) имеет свою специфику и связана, прежде всего, с теми особенностями развития, которые отличают средний и поздний онтогенез детского возраста.
Ключевыми подходами становятся:
· антропологический (возрастной) подход к планированию и организации деятельности;
· участие в создании психологически безопасной и здоровьесберегающей среды развития в ОУ;
· своевременная диагностика, выявление и предупреждение нарушений развития, трудностей в обучении или поведении детей и подростков;
· адаптация к обучению на каждой ступени школьного образования;
· содействие педагогам и родителям в формировании ведущего вида деятельности у детей и подростков;
· анализ социальной ситуации развития учащихся в условиях инновационного развития ОУ.
8.2. Задачи педагога-психолога в ОУ:
· обеспечение психологического сопровождения развития детей и подростков на каждой ступени обучения по следующим направлениям:
1)в начальной школе (1-4 класс):
· подготовка к обучению;
· адаптация к школе;
· развитие познавательной мотивации;
· развитие учебной мотивации;
· развитие самоорганизации;
· развитие творческих способностей;
2)в основной школе (5-8 класс):
· помощь в социализации;
· профилактика неврозов;
· профилактика неконструктивного общения;
· помощь в личностном самоопределении;
· помощь в предпрофильной подготовке;
· профилактика девиантного поведения;
· профилактика аддиктивного поведения (в том числе наркозависимости и табакокурения);
3)в старшей школе (9–11 класс):
· профильная ориентация;
· помощь в профессиональном самоопределении;
· поддержка в решении экзистенциальных проблем;
· развитие временной перспективы;
· помощь в осознании «Я-концепции»;
· профилактика девиантного поведения;
· профилактика аддиктивного поведения (в том числе наркозависимости и табакокурения).
· разработка и реализация совместно с педагогами и родителями коррекционных, развивающих и реабилитационных программ с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков и выбранной ОУ технологической модели воспитания;решение проблем кризисных периодов развития детей и подростков;
· диагностирование интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, затрудняющих нормальное протекание образовательного процесса, осуществление их психокоррекции;
· выявление психологических причин нарушений межличностных отношений школьников;
· определение психологической готовности детей к обучению в школе, осуществление профилактических мер по предупреждению школьной дезадаптации;
· консультирование администрации ОУ, педагогов, родителей по психологическим проблемам развития, воспитания и обучения детей;
· способствование созданию благоприятного психологического климата в школе, семье, близком окружении ребенка;
· участие в проведении мониторинговых исследований и проектов по запросам органов управления образования и ППМС-центров;
· совместный с медицинскими работниками и учителями-логопедами анализ данных по состоянию здоровья школьников, планирование совместных медико-психологических мероприятий и исследований;
· совместный с социальными педагогами анализ данных по причинам дивиантного поведения детей и подростков.
38.Организация и особенности работы психологической службы в вузе Основной цельюдеятельности Службы является содействие личностному росту, профессиональному становлению и самосовершенствованию студентов и преподавателей.
Задачидеятельности Службы:
- приобщение к психологическим знаниям и формирование психологической культуры;
- профилактика нарушений психологического здоровья субъектов образовательного процесса;
- психологическая помощь в разрешении личностных проблем, в формировании адекватных форм поведения в разных жизненных, учебных и профессиональных ситуациях; содействие позитивному разрешению конфликтов в педагогических коллективах и студенческих группах.
Основными направлениямидеятельности Службы являются:
- психологическое просвещение: содействие повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса, приобщение к психологическим знаниям;
- психологическая профилактика: содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов; своевременное выявление особенностей личности, способствующих появлению определенных сложностей или отклонений в личностном и профессиональном становлении студента;
- психологическая диагностика: изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в развитии и социальной адаптации, трудностей в обучении;
- развивающая и коррекционная работа: содействие развитию личности студентов, формирование необходимых психологических умений и навыков, коррекция нарушений психологического здоровья;
- психологическое консультирование: оказание помощи студентам и преподавателям в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Информационно-просветительская деятельность направлена на формирование у студентов и преподавателей потребности в психологических знаниях; создание условий для полноценного личностного и профессионального развития. Информационно-просветительская деятельность ориентирована на повышение психологической культуры преподавательского состава, студентов и сотрудников; обеспечение информацией социально-психологического характера (лекции, семинары, профилактические акции; разработка и распространение печатной продукции). психолог личностный конфликтный поведение
Профилактическая работапозволяет своевременно предупреждать возможные нарушения в личностном и профессиональном становлении студентов на каждом этапе обучения в вузе.
Психологическое сопровождение периода адаптации первокурсников к обучению в вузе предполагает:
- помощь деканатам и кураторам академических групп в организации адаптационного периода студентов-первокурсников;
- выявление студентов с низким уровнем адаптации к условиям обучения в вузе и разработку рекомендаций кураторам по индивидуальной работе с ними;
- предоставление стендовой психологической информации первокурсникам по эффективному общению, организации самостоятельной учебной работы, а также по психологически грамотному планированию учебного и внеучебного времени. Профилактика социальной дезадаптации, наркомании и разного рода зависимостей среди студентов включает:
- мониторинг степени злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде;
- информационно-просветительская работа со студентами;
- методическая и консультативная помощь кураторам в организации профилактических мероприятий в студенческих группах. Диагностическая деятельностьпредполагает изучение (по запросу администрации, преподавателей и студентов) причин возникновения проблем в студенческой среде, выявление факторов и групп риска по социально-психологическим признакам, диагностику индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
Развивающая и коррекционная работанаправлена на формирование необходимых социальных умений и навыков (навыков эффективного общения, устойчивости к негативному воздействию социальной среды, здоровьесберегающих навыков), способности к самовоспитанию и саморазвитию, оказание помощи (по запросу) в преодолении нарушений личностного развития и профессионального становления.
Консультативная деятельностьпредполагает психологическое консультирование студентов, преподавателей и сотрудников вуза по проблемам межличностного общения, развития личности, обучения и воспитания, семейных отношений, воспитания детей и других трудных жизненных ситуаций
На каждом этапе обучения в вузе имеются свои особенности. Так, на первом курсе формируется студенческий коллектив, вырабатываются рациональные способы организации умственной деятельности и оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Первокурсникам необходимо адаптироваться к этим новым условиям вузовской жизни, однако не у всех это получается успешно. Период адаптации связан с ломкой имеющихся стереотипов, может сопровождаться нервными срывами, стрессами, приводить к низкой успеваемости, трудностям в общении. От того, как студент, особенно живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет зависеть успешность его учебы. Помощь психолога позволит сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Другое направление ориентировано на работу со студентами: выявление студентов с низким уровнем адаптации к условиям обучения в вузе после завершения адаптационного периода и разработка рекомендаций кураторам по индивидуальной работе с ними; предоставление стендовой психологической информации первокурсникам по эффективному общению, организации самостоятельной учебной работы, а также психологически грамотному планированию учебного и внеучебного времени и др.
Второй и третий курсы обучения - период напряженной учебной деятельности студентов, начало специализации. Студенты нередко задумываются о правильности выбора вуза, специальности, профессии. В это время молодежь ориентирована на поиск спутника жизни, что может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на успеваемость, общественную активность студентов.
Работа психологической службы на данном этапе может осуществляться как психологическое сопровождение становления личностной и профессиональной компетентности студентов. Чтобы этот процесс был эффективным, важна целенаправленная работа с профессорско-преподавательским составом по реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Формами работы в этом направлении могут быть: определение факторов, направлений, условий реализации личностно-ориентированного подхода; работа с кураторами для активной реализации личностного подхода к студентам, развитию и укреплению принципов «педагогики сотрудничества» и диалога преподавателей со студентами на всех этапах обучения; консультирование преподавателей в целях выработки эффективного стиля педагогического взаимодействия со студентами. Не менее важна на этом этапе организация консультативной психологической помощи студентам, которая направлена на оказание содействия в личностном становлении и самоопределении, в построении межличностных отношений.
На четвертом и пятом курсах происходит первое знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, формирование установки на будущую деятельность. На этом этапе работы деятельность психологической службы может быть ориентирована на развитие профессиональной компетентности, активной жизненной позиции, субъектных качеств личности, позволяющих самостоятельно планировать и строить свою дальнейшую личную жизнь и профессиональную деятельность. Таким образом, психологическая помощь и поддержка необходимы студентам на протяжении всего периода обучения в вузе, от ее эффективности зависит успешность обучения и прохождение студентами каждого этапа.
Важным этапом адаптации первокурсников в вузе является подготовка к зачетно-экзаменационной сессии, сдача экзаменов и осознание значимости этого процесса для дальнейшего обучения в высшей школе.
Данная подготовка включает в себя несколько аспектов:
* физиологический аспект(мобилизация организма для направления энергии на повторение и системное усвоение учебного материала) включает управление питанием и режимом дня;
* интеллектуальный аспект (активизация имеющихся представлений, знаний и умений по учебному предмету, их пополнение) реализуется через приемы повторения и актуализации информации в памяти;
* операционально-технический аспект(усвоение и применение учебных навыков, умственных операций) раскрывается через умения продуктивно планировать, организовывать и объективно оценивать собственную учебно-познавательную деятельность в период подготовки и сдачи экзаменов, зачётов.
Взаимосвязь и взаимодополнение перечисленных аспектов обеспечивают продуктивность подготовки к сессии и успешность сдачи экзаменом, зачётов.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т. д.
39Перспективы развития психологической службы в образовании
Перспективы развития психологической службы связаны с более глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс обучения и воспитания, с интеграцией подразделений психологической службы в систему и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в систему образования, которое будет сопровождаться прояснением и установлением четких деловых отношений между практическими психологами и другими участниками образовательного процесса, кооперацией и специализацией в работе самих практических психологов.
ерспективы развития:
1)разрабатывалась законодательная база для психологической службы
2)сложилась система подготовительных и переподготовительных психологов
3)школьная психологическая служба обеспечивается необходимым инструментарием и теоретической разработкой.
4)активно разрабатываются вопросы профессионального и личностного роста психолога.
-переориентация с диагностического на развивающий стиль службы,
-создание профессиональных сообществ (РПО– Российское пед-е общество 1994г.)
- расширение состава участников психологической помощи.
-развитие 2-х типов организации психологической службы
1 психолог штатный (Россия)
2 психолог работающий из центра (запад).
40.Основные направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении
Основные направления работы психолога.
Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:
· просветительская работа;
· профилактическая работа;
· диагностическая работа;
· консультативная работа.
· коррекционно-развивающая работа;
Просветительская работа психолога в школе.
В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
· ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
· популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
· формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
· знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
· достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов.
Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.