Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения

Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях, но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса, создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. При таком взаимодействии психологу отводится консультативная функция.

Психолог призван помочь руководителям в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, в диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров, в разрешении производственных конфликтов.

Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий, работу с детьми "группы риска", развивающие мероприятия.

Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее приемлемого расписания уроков, учитывающего возрастные особенности учащихся.
Таким образом, работа с родителями, педагогами и администрацией учебного заведения значительно способствует оптимизации контактов с учащимися, что является приоритетной задачей в работе психолога.

50.Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системе образования

С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

· психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;

· психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;

· он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;

· психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.

. Во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональными такие требования:

· формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

· диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительные личности;

· сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представления о динамике развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодествии обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психологических особенностей детского коллектива и неформальных групп. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам хотел что-то изменить в себе, научился каким-то способом самопознания, самовоспитания и самообразования.

В работе с детьми особую роль играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семенного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с данной категорией требует эмпатии по отношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профессиональные качества должны сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом психолога.

Наши рекомендации