Изучение практического запроса
Изучение обращения педагогов, родителей или самих детей. Во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределённый характер. Для наполнения конкретным содержанием проблемы или сомнения необходимо провести специальную беседу для сбора первичной информации.
Если запроса не существует, то психолог сам выбрать конкретного ребёнка или группу детей, если особенности поведения, общения, обучения привлекут его внимание, обеспокоят и возникнет необходимость выяснить их причины и провести следующую коррекцию.
Проведение психодиагностического исследования и определение цели психокоррекционной (развивающей) работы
Запрос, предъявляемый практикой, необходимо перевести в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребёнке. Сбор информации осуществляется при наблюдении за ребёнком во время уроков и на переменах, бесед с учителями, родителями, чтения психолого-педагогической карты ребёнка, в котором фиксируется все результаты психологических обследований, случаи обращений и результаты диагностической, развивающей или коррекционной работы. Очень важно иметь данные об истории развития ребёнка.
Проблема становиться ясной, когда появляются гипотезы о причинах нарушения в обучении, воспитании и развитии. При необходимости исходные гипотезы могут быть заменены новыми.
На основании прицельного психологического обследования ребёнка или группы детей и психологического заключения об особенностях его развития можно определить цели, задачи и тактику проведения коррекционной программы.
Проведение психодиагностического исследования до и после коррекционной работы.
Коррекционная (развивающая) работа
Разработка коррекционной программы.
Содержание коррекционной программы включает в себя:
• Теоретическое обоснование, которое содержит общую характеристику особенностей данного возрастного периода (социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и новообразований возраста). Необходимо выделить общий круг проблем данной возрастной категории школьников и их специфические проявления в данном учебном заведении. Важно выделить принципы построения коррекционных программ, которые определяют отбор методик и техник коррекционной работы.
• Цели и задачи коррекционной программы.
• Содержание форм и методов коррекционной работы (деловые игры, диспуты, беседы, тренинги и т.д.) на каждый день занятий по схеме: цель занятия, его длительность, название, техника выполнения, время выполнения. Программа должна содержать 15-20 занятий общей продолжительностью полтора - два часа каждое.
• Количественный и качественный анализ начального и конечного диагностических срезов. Это один из наиболее сложных этапов работы. В данной ситуации необходимо не комплексное проведение диагностики, а экспресс-исследование. Этот этап позволяет определить эффективность коррекционной работы и дать оценку результатов с точки зрения планируемых целей. Важно выбрать такие диагностические методы, которые бы наглядно доказали эффективность проводимой работы.
• Педагогическая часть программы, в которой, планируется работа с учителями и родителями (формы их участия в коррекционной работе, рекомендации).
• Список используемой литературы, выполненной по форме.
Организация условий осуществления коррекционной программы
Подбор детей в группу коррекции. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с методистами, педагогами, администрацией. Консультирование родителей.
Начало реализации коррекционной программы
Проведение начального диагностического среза. Обработка результатов, доработка
коррекционной программы с учётом полученных данных. Отработка графика занятий.
Реализация коррекционной программы
Проведение коррекционных занятий с детьми по графику в соответствии с намеченной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение собраний родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции по запросу. Внесение необходимых корректив в программу работы.
Оценка эффективности коррекции
Проведение конечного среза диагностики. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических заключений по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. В случае необходимости - разработка программы индивидуального курирования ребенка. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.
1.5. Сроки сдачи документации по практике и требования к ее оформлению
Сроки сдачи документации
1. Документация сдается групповому руководителю практики в первый день учебной сессии.
2. За несвоевременную сдачу документации в указанные сроки оценка снижается автоматически.
Требования к оформлению
1. Отчетная документация оформляется в соответствии с требованиями программы; аккуратно пастой одного цвета.
2. Психологические характеристики респондентов оформляются в журнале практики.
3. Сдаются все протоколы исследования.
4. Вся отчетная документация сдается в отдельной папке.
5.Отдельно прилагается, оформленная в соответствии с требованиями, коррекционная (развивающая) программа.
Примечание!
Студенты, не прошедшие практику без уважительных причин или не выполнившие требования программы, или получившие отрицательную оценку, отчисляются из университета за академическую задолженность, в порядке, установленном Уставом университета.
II. Отчетная документация
Журнал отчетной документации по практике, в котором заполняются все представленные разделы
Студент-практикант обязан иметь журнал всегда при себе во время работы на практике и по первому требованию предъявлять его руководителю практики для просмотра и внесения оценок.
Психологические характеристики на группу респондентов, участвующих в коррекционной (развивающей) работе
Студент-практикант составляет подробную характеристику на каждого респондента, до и после проведения коррекционной (развивающей) работы (с приложением всех протоколов исследования).
Психокоррекционная (развивающая) программа
Необходимо представить полное и подробное описание программы (пояснительная записка, цели и задачи программы, формы и методы работы, организация психокоррекционной группы, частота и продолжительность занятий, сроки проведения, описание каждого занятия и упражнений.
Дневник
В процессе прохождения практики, студент заполняет дневник, в котором должна быть отражена вся работа студента-практиканта. Дневник ведется ежедневно, аккуратно, четко заполняются все разделы. В конце каждой недели ставиться оценка психологом организации места прохождения практики.
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Дата | Вид работы | Анализ проделанной работы |
Индивидуальный план работы студента-практиканта
Каждый студент под руководством руководителя практики и психолога организации составляет индивидуальный план работы на период практики
№ п.п. | Дата проведения | Форма и содержание работы | Сроки | Выполнение |
Подпись психолога и руководителя практики _________________________________________
Методическая работа
Оценка ………………… Подпись психолога
Психодиагностическая работа