Схема контролируемого наблюдения за поведением тренера
Класс I. Реактивное поведение
1. Желаемые действия:
1) положительное подкрепление;
2) отсутствие подкрепления.
2. Реакции на поведение спортсменов:
1) на ошибки спортсменов;
2) на невыполнение действия спортсменами;
3) успокоение и одобрение после ошибки;
4) исправление, коррекция;
5) наказание, неодобрение;
6) исправление с неодобрением;
7) игнорирование ошибки;
8) поддержание порядка.
Р. Смит, Ф. Смолл, Э. Хант, 1976. Цит. по: Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980. - С. 155-157.
170 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте
Класс II. Спонтанное поведение
3. Связанное со спортивной деятельностью:
1) общие технические указания и замечания;
2) общая поддержка и одобрение;
3) организация деятельности.
4. Не связанное со спортивной деятельностью:
1) посторонние разговоры.
Как видно из вышеприведенной схемы, реактивное поведение тренера ориентировано на успешные или неуспешные действия спортсменов (ошибки), а также на нарушения дисциплины или порядка в команде. Спонтанное поведение может быть как связано, так и не связано непосредственно со спортивной (игровой) деятельностью участников команды.
Чтобы воспользоваться данной схемой в научно-практической работе или в исследованиях, приведем краткую сводку основных поведенческих маркеров и категорий визуально наблюдаемого поведения тренера.
1. Реактивное поведение.
1) Реакции на желаемые действия и успешную деятельность:
а) положительное подкрепление или похвала (К) со стороны тре
нера по адресу одного или нескольких спортсменов в рече
вой или неречевой форме — положительная оценка дейст
вий, похлопывание по плечу после успешных действий;
б) отсутствие подкрепления (NR) после успешного действия —
тренер никак не реагирует на гол, выигрыш подачи и т. д.;
2) Реакции на ошибки или невыполнение требуемого действия:
а) успокоение и одобрение спортсмена после допущенной им
ошибки (ЕМ);
б) исправление ошибки (TIM) — объяснение или показ спорт
смену, допустившему ошибку, как исправиться и выполнить
движение или действие правильно. Здесь речь идет о кон
кретных указаниях и замечаниях, ориентирующих участни
ка на последующую деятельность;
в) наказание (Р) — негативная реакция со стороны тренера на
нежелательное действие или ошибку спортсмена. Может быть
в речевой или неречевой форме, как R + Р (язвительные за
мечания, пренебрежительные жесты и т. д.);
| |
Тема 1. Методы наблюдения в процессе занятий спортом 171 г) исправление с наказанием и неодобрением (TIM + Р). Иногда TIM и Р наблюдаются в одной реплике или замечании тренера. Например: «Сколько раз я должен тебе говорить, что мяч нужно ловить двумя руками?» Всякий раз, когда тренер делает конкретное замечание в раздраженном или повышенном тоне, это отмечается как коррекция с наказанием (TIM + P);
д) игнорирование ошибок (IM). Отсутствие положительной или отрицательной реакции на ошибки спортсмена. Эта категория (IM) отмечается, когда тренер не реагирует на ошибки какой-либо из реакций, рассмотренных выше (ЕМ, TIM, P пли TIM+P). 3) Реакции на нарушения дисциплины и отвлечения:
а) поддержание порядка (КС). Любые замечания, направленные на поддержание порядка и дисциплины. Обычно это реакции тренера на спортсменов, нарушающих дисциплину или отвлекающихся на занятиях, мешающих другим.
2. Спонтанное поведение.
1) Поведение тренера, связанное непосредственно со спортивной деятельностью:
а) общие технико-тактические указания и замечания (TIG). Как
| |
и указания из категории TIM, эти обращения тренера нацелены на то, чтобы способствовать овладению техникой движений или решению какой-то тактической задачи. В отличие от реактивной категории TIM, речь здесь идет о замечаниях, не связанных с какой-то непосредственной ошибкой и не являющихся реакцией на непосредственную ситуацию, а инициируемых самим тренером (указания в перерывах о расстановках, зонах защиты или нападения, установки на игру и др.);
б) общая поддержка и ободрение (EG), которые не следуют сразу
за ошибкой. Это также не реакция на какие-то действия, уже
I |
совершенные спортсменами, а побуждение к выполнению
задачи в будущем; в) организация деятельности (О) — все замечания и указания, касающиеся очередности выполнения деятельности, предполагаемых замен, характера работы, распределения функций и т. д. Таким образом, речь идет об организационных указаниях, которые не направлены на то, чтобы сразу изменить
172 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте
деятельность спортсменов. Поэтому сообщение о замене относится к категории О, а указание игроку, вышедшему на замену, взять на себя опеку определенного нападающего из команды противника является технической инструкцией. 2) Спонтанное поведение, непосредственно не связанное со спортивной деятельностью:
а) обращения общего характера и посторонние разговоры (ОС) — шутки, обсуждение вопросов, не связанных с тренировками или соревнованиями (беседы тренера о домашних и учебных делах спортсменов и др.).
К недостаткам метода наблюдения относятся:
а) его трудоемкость и продолжительность;
б) трудность предсказания определенных событий (например, кон
фликта или агрессивного поведения зрителей);
в) невозможность наблюдения какого-то события или явления из-за
его чрезмерной продолжительности;
г) недоступность некоторых ситуаций для постороннего наблюдателя;
д) серьезную проблему представляет также обеспечение необходимой
надежности наблюдений. Для этого, как правило, тщательно под
готавливают наблюдателей, чтобы в их записях не было сущест
венных расхождений. При наблюдениях, кроме того, фиксируется
лишь внешнее поведение спортсменов1.
Завершение работы.Преподаватель предлагает студентам обсудить следующие вопросы: 1) Чем отличается внешнее наблюдение от внутреннего? 2) Каковы преимущества и недостатки методов наблюдения, применяемых в спортивной практике? Студентам дается задание на педагогическую практику с применением методов наблюдений за спортсменами.
Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов
Пояснения к теме.В спорте обнаруживаются несколько различных типа мотивов занятий спортом — в тренировках и соревнованиях. Изучение мотивов спортивной деятельности помогает педагогически пра-
Для решения этой проблемы Е. С. Кузьмин, например, рекомендует изучать индивидуальное и групповое поведение в значимых ситуациях совместной деятельности.
вильно построить процесс обучения и воспитания юных спортсменов. Очень важен учет мотивов и в подготовке спортсменов к соревновательной борьбе, например мотивы достижения успеха ради победы над соперниками и мотивы избегания неудачи ради той же цели. Цель у всех участников спортивных соревнований может быть одна — улучшение спортивного результата, победа над собой, над соперниками, а мотивы и следующие за ними действия соревнующихся спортсменов могут быть у участников соревнований разными. Различные типы мотивов тесно переплетены в сознании спортсменов, образуют единую систему внутренних побуждающих к деятельности духовных сил, называемых в психологии «мотивацией». Таким образом, под мотивацией следует понимать такое побудительное состояние личности спортсмена, которое формируется как система мотивов в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом деятельности, служащее основой для сознательной постановки и осуществления ее целей1.
Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации у спортсмена2
Вводные замечания. Различие в мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи в психологию впервые ввел американский психолог А. Аткинсон. Наблюдая за поведением участников спортивных состязаний, можно воочию убедиться в действии этих двух типов мотивации — достижения успеха и избегания неудачи, на примерах тактико-технических действий спортсменов, которые применяют то атакующие, то защитные приемы борьбы с соперниками ради победы в соревнованиях. В единоборствах, например, принято классифицировать участников соревнований по стилю их соревновательной деятельности на: 1) спортсменов атакующего стиля; 2) спортсменов защитного стиля; 3) спортсменов смешанного стиля. В футболе и в хоккее, например, игроки делятся на нападающих, защитников, полузащитников, а вратарь команды, по сути своей игровой роли, руководствуется мотиваций избегания неудачи — главное, не пропустить мяч в свои ворота.
Сурков Е. Н. Мотивация. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник / Под ред. В. У. Агеевца. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - С. 175.
Задание подготовлено на основе методики Н. Б. Стамбуловой «Мотивы поведения» (см.: Практические занятия по психологии: Учеб. пос. для ИФК. — М.: ФиС, 1989. — С. 45-49).
174 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте