Интерпретация данных опыта и описание типов характера по Леон-гарду.
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению — демонстративный тип поведения.
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
3. Застревающий тип. Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных и навязчивых идей.
4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
98 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера______________
10.Эмотшный тип.Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубинойпереживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Задание 3. Направленность личности в спорте
Вводные замечания. Цель и научно-практическое значение предлагаемого в данном задании экспериментального изучения ценностных ориентации спортсменов-студентов состоит в определении направленности личности спортсмена, проявляющейся в структуре их ценностных ориентации. Как известно, ценностные ориентации личности представляют собой социально-психологический базис, на котором формируется характер, сознание и самосознание спортсмена. Изучение ценностных ориентации спортсменов входит в задачу спортивной психологии.
Методика исследования. Наиболее распространенной в настоящее время для решения вышеуказанной задачи является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, т. е. определяет основу характера и мировоззрения личности, синтез в субъективной сфере личности которых порождает мотивацию жизненной активности, определяет жизненную Я-концепцию и «философию жизни» человека как личности — члена и гражданина общества.
В тесте М. Рокича различаются два класса ценностей:
• терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
• инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели иценности-средства.
Методика работы. Каждая «ценность» напечатана на отдельной карточке, всего 2х 18, итого 36 карточек. Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом), на карточках, разложенных в алфавитном порядке. Находя нужную ему ценность, испытуемый присваивает каждой выбранной ценности ранговый номер, расклады-
_________________ Тема 2. Характерологические особенности личности 99
вает карточки с ценностями по порядку значимости в один ряд. Карточная форма подачи материала дает более надежные результаты, чем списочная. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем предъявляется набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию в отношении ранжирования представленных ценностей от первой (1) до последней (18)».
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности).
• Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).
• Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).
• Здоровье (физическое и психическое).
• Интересная работа.
• Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе ив искусстве).
• Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
• Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
• Наличие хороших и верных друзей.
• Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
• Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
• Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
100 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера
• Развитие себя (работа над собой, постоянное физические и духовное совершенствование).
• Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
• Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
• Счастливая семейная жизнь.
• Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
• Творчество (возможность творческой деятельности).
• Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности).
• Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.
• Воспитанность (хорошие манеры).
• Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).
• Жизнерадостность (чувство юмора).
• Исполнительность (дисциплинированность).
• Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
• Непримиримость к недостаткам в себе и других.
• Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
• Ответственность (чувство долга, умение держать слово).
• Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
• Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
• Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
• Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
• Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).
• Широта взглядов (умение понять чужую точку зрений, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
Тема 2. Характерологические особенности личности 101
• Честность (правдивость, искренность).
• Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
• Чуткость (заботливость).
Обработка данных и методика их анализа.Достоинством данной методики является ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и в обработке результатов, а также ее гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным же ее недостатком является влияние социальной желательности, влияние возможной неискренности испытуемых. Поэтому при использовании данной методики в изучении личности спортсменов и их тренеров особую роль в данном случае играет мотивация участия испытуемых в процедуре диагностики, ее добровольный характер, доброжелательная атмосфера тестирования и наличие доверительного контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется объявлять и применять в целях спортивного или педагогического отбора или для экспертизы на профпригодность. Анализ результатов ранжирования ценностей по тесту Рокича является по преимуществу качественным. Однако в исследовательских целях можно внести итоговые показатели ранжирования ценностей в протокол для сравнительного анализа данных по группе спортсменов с сопоставлением выявленной иерархии ценностной (направленность личности) спортсмена с показателями его характера, интеллектуального потенциала, вида спорта и уровня спортивной квалификации.
Для преодоления указанных недостатков данной методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации испытуемых возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы по итогам сравнительного исследования. Так, после основной серии испытаний можно попросить испытуемого снова проранжировать карточки, приняв позицию при ответе на следующие вопросы:
• «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
• «Как бы Вы расположили бы эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?»
• «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный, с вашей точки зрения, во всех отношениях?»
• «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
102 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера
• «Как разложил бы эти карточки ваш тренер?»
• «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад? (или: 5 или 10 лет спустя?)»
• «Как ранжировали бы эти карточки очень близкие Вам люди?» и др.
Психологическая интерпретация данных. Анализируя иерархию ценностей испытуемого, следует также обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, в списке терминальных ценностей могут быть выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации испытуемых.
Наряду с вышеуказанным можно предложить экспериментатору (преподавателю) разработать свой список терминальных и инструментальных ценностей применительно к сфере физической культуры и спорта, затем предъявить его испытуемым в форме карточек, что расширит и сделает более творческой процедуру психодиагностики ценностных ориентации спортсменов. Психолог, проводящий тестирование, должен сам попытаться уловить индивидуальную закономерность в получаемых от испытуемых данных. Если психологу не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформи-рованность у респондента системы его ценностей или его неискренность (ролевую игру, психологическую закрытость) либо профессиональную некомпетентность самого психолога. В связи с вышесказанным обследование данным тестом лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Завершение работы.Полученные индивидуальные данные, как правило, не обсуждаются публично, поскольку представляют своего рода «тайну личности». Поэтому в условиях групповой процедуры тестирования экспериментатор должен ограничиться лишь общими выводами об итогах эксперимента и поблагодарить всех его участников за искренность в ответах. Полезно завершить данное задание обсуждением следующих вопросов: 1) Что такое ценностные ориентации лич: ности спортсмена? 2) Каким образом можно классифицировать ценности как элементы мировоззренческой сферы личности? В чем выражается направленность личности спортсмена?
Тема 2. Характерологические особенности личности 103
Задание 4. Изучение агрессивности личности в спорте
Вводные замечания.Агрессивность' — свойство личности спортсменов, которое проявляется в тактике их нападающих действий в соревнованиях. Это свойство личности проявляется у людей в склонности часто и интенсивно переживать чувство гнева, враждебности, в стремлении причинять какому-либо лицу (лицам) или предмету (предметам) физический или моральный ущерб. Агрессивность может являться чертой характера и симптомом различных психических дисгармоний иакцентуаций личности. Многие психологи, работающие в области спорта, утверждают, что для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень контролируемой сознанием и волей агрессивности, что ставит агрессивность в ранг спортивно-важных качеств, требующих изучения и соответствующих методов спортивного воспитания. У мужчин в целом агрессивность выше, чем у женщин. Каждый вид спорта и правила соревнований в нем строятся с учетом проявления и социального контроля различных проявлений агрессивности спортсменов. Бокс или фехтование требуют от спортсменов более активной и разнообразной по двигательным формам проявлений агрессивности в соревнованиях, чем волейбол или спортивное плавание и т. п. Нижепредлагаются две методики измерения склонности спортсменов к проявлениям различных видов и компонентов агрессивности как спортивно-важного качества.
Опросник А. Басса и А. Дарки2
Инструкция. Прочитав или прослушав зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте в протоколе опыта одним из четырех возможных ответов: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».
1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
Сурков Е. Н. Агрессивность // Психология спорта в терминах, понятиях, междисцип-линарных связях. Словарь-справочник. — СПб.: СП6ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — С. 9.
Тест адаптирован А. К. Осницким. См.: Практическая диагностика. Методики и тесты. - Самара, 1999. - С. 174-180.
104 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера
5. Не всегда получаю то, что мне положено.
6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
15. Часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
18. В раздражении хлопаю дверьми.
19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Думаю, что многие люди не любят меня.
23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
Тема 2. Характерологические особенности личности 105
34. От злости иногда бываю мрачным.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Дерусь не реже и не чаще других.
56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся пбд руку вещь и ломал ее.
57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
59. Раньше думал, что большинство людей говорят правду, но теперь этому не верю.
■ 60. Ругаюсь только от злости.
61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
106 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера
63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Часто думаю, что живу неправильно.
68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.