Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров

Пояснения к теме.«Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведе­ния личности и в первую очередь в отношениях к людям, к делу, к са­мой себе»1. С позиций эмпирического подхода под характером лично­сти следует понимать ее «разнообразные черты, образующие типиче­ский ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике харак­тера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика»2. Спорт накладывает существенный отпечаток на формирование характера лич­ности в плане развития волевых качеств, терпимости к дискомфорту от переживания усталости, боли, тревоги. Упорные тренировки и уча­стие в соревнованиях вырабатывают у спортсменов определенные нрав­ственные привычки и поведенческие стереотипы здорового образа жиз­ни и строгого выполнения спортивного режима, что формирует со­знательный самоконтроль, совершенствует саморегуляцию состояний, определяет спортивную направленность личности. Вместе с тем спорт высших достижений, как особый вид профессиональной деятельно­сти, может вносить определенные дисгармонии в формирование и про­явление черт характера спортсменов, что обозначается в психологии термином «акцентуации характера». Изучение характерологических особенностей спортсменов представляет большой научно-практиче­ский и педагогический интерес ввиду мощного формирующего влия­ния спортивной деятельности на все свойства и состояния личности человека.

1 См.: Общая психология: Учеб. пос. — М.: Просвещение, 1981. — С. 344.

2 Волков П. В. Разнообразие человеческих миров // Основы и нюансы характероло­
гии. - М: АГРАФ, 2000. - С. 13.

_______________ Тема 2. Характерологические особенности личности 85

Задание 1. Типы человеческих характеров1

Вводные замечания.Цель и практическая значимость данной работы состоит в определении типов характера спортсменов, знание особен­ностей которого помогает взаимопониманию между людьми. Испы­туемым предлагается ознакомиться с 9 типами характера, черты кото­рого проявляются в их общении и в совместной деятельности с другими, в том числе в процессе занятий спортом: 1) гипертимный, 2) гипотим-ный, 3) циклоидный, 4) тревожно-мнительный, 5) демонстративный, 6) возбудимый, 7) неустойчивый, 8) застревающий, 9) замкнутый (са­модостаточный). Описание данных типов характера дано в работах К. Леонгарда (см. ниже), С. И. Подмазина, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Стимульный материал2

1. По характеру я оптимист.Настроение у меня всегда веселое. Воз­никают жизненные трудности — я не падаю духом, сохраняю жизне­радостность и уверенность в успехе. Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня ред­ко. Обычно они возникают из-за моей предприимчивости и активно­сти, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репу­тация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро сооб­ражаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискусси­ях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дружат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно всем помогаю, легко даю в долг деньги и так же легко сам залезаю в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний, больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, неожидан­ным и рискованным ситуациям. В общем, я мало кого могу поставить выше себя.

2. По характеру я пессимист.Настроение у меня почти всегда пони­женное. Мир я воспринимаю как сквозь темные очки; никак не могу

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Диагностика типов акцентуации характера // Прак­тические занятия по психологии: Учеб. пос. — М.: ФиС, 1989. — С. 41-44. 2Эйдемиллер Э. Г. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характе­рологическим портретам и его клиническая апробация // Патология нарушения по­ведения подростков. — Л.: НИИ им. Бехтерева, 1978. — С. 93-99.

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru 86 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

избавиться от ощущения, что вот-вот может случиться что-то плохое. Постоянно мне кажется, что я в чем-то виноват, что делаю что-то не так, как следует, что я хуже других. Поэтому обычно я сторонюсь лю­дей, избегаю компаний, друзей у меня мало. Однако в кругу близких друзей жизнь делается для меня более светлой. Я охотно обсуждаю с ними свои личные проблемы: обращаюсь к ним за помощью и сам все­гда помогаю им чем могу. Я считаю, что в жизни слишком много труд­ностей, бороться с которыми у меня не всегда хватает сил. Здоровье у меня тоже не очень хорошее. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Жизнь моя трудна и напряженна, иногда приходят в голову мысли о ее ошибочности и пустоте.

3. По характеруя динамичный человек.Основной особенностью мое­го характера является частая смена настроения. В одни периоды своей жизни я длительное время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. В этом состоянии у меня все ладится, легко переношу какие-либо не­приятности. Однако по непонятным для меня причинам настроение у меня вдруг начинает портиться на долгое время — на недели и даже месяцы. Я не нравлюсь себе, делаюсь мрачным, угрюмым и недоволь­ным, необщительным. Мне все становится безразличным, а иногда по­являются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и не­приятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощуще­нием разбитости. В этом состоянии у меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется просто ничего не делать, лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого на­строения происходят чаще всего весной или осенью.

4. По характеру я тревожный человеки хотел бы от этого избавить­ся. Основной особенностью моего характера является тревожность. Тревога, беспокойство — вот что наполняет мою жизнь. Я часто боюсь за себя самого, за свое будущее, которое меня ожидает, за свое физиче­ское и психическое здоровье, за участь своих родных и близких. По­стоянное чувство тревожности сочетается у меня с неуверенностью в своих способностях. Всякое новое дело, всякая инициатива является для меня источником мучений; соревнования, экзамены, отчеты и про­верки особенно тревожат и беспокоят меня. Самое тяжелое для меня — принять какое-то самостоятельное решение. Но даже решившись на что-либо и уже начав действовать, я продолжаю сомневаться, так ли я

____________ Тема 2. Характерологические особенности личности 87

поступаю, то ли и правильно ли делаю? Эти вечные сомнения, все­гдашний контроль самого себя делает мою работу замедленной и не­редко мучительной из-за чувства ответственности. Особенно усили­ваются мои сомнения, когда работа носит ответственный или сроч­ный характер. В отношениях с незнакомыми людьми чувствую себя скованно и неловко, бывает, очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание, стараюсь никого не обременять, не причинять лишних хлопот и неприятностей, люблю быть один, читать, смотреть телевизор, гулять с собакой. Но в делах я аккуратен, добросовестен и исполнителен. Всякое отступление от заведенного привычного поряд­ка тревожит и сердит меня. Наверное, из-за этого некоторые люди счи­тают меня педантом и формалистом. Даже во сне я не могу отклю­читься от тревожащих меня мыслей. Засыпая, я подвергаю анализу все, что было сделано за день, и это меня успокаивает. Я люблю, когда кто-то меня успокаивает и поддерживает, не умею обходиться без дру­жеского участия, поэтому ценю своих друзей.

5. По характеру я человек активный.Люблю компании, танцы, дис­котеки, коллективные мероприятия. Люблю, когда с меня берут при­мер, мне подражают, люблю вызывать удивление у других. Люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше все­го не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают меня. В компаниях люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях выполняются все мои мечты. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат, я достигаю успеха в глазах других, и в этом мне завидуют. К сожалению, мне не удалось найти настоящего постоянного друга, но я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работать люблю с интере­сом, с игрой, чтобы не было скучно, чтобы меня ценили и ставили дру­гим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой «особый вкус», чтобы мною любовались окружающие.

6. По характеру я человек серьезный.Люблю спорт и физический труд. Для меня нет других интересов, кроме интересов в работе и моих собственных. За добросовестность, тщательность и аккуратность в ра­боте меня хвалят и ставят в пример. От других я требую того же. Если не быть требовательным, не критиковать недостатки, то никто не бу­дет работать как надо. Когда я руковожу, то требую скрупулезного со-

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru 88 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

блюдения установленного порядка, не прощаю никаких отступлений от принятых правил. Убежден, что ни одного проступка работника нель­зя оставлять без наказания. Считаю своим долгом учить и давать со­веты, но совершенно не терплю повелительного, начальственного то­на, когда поучают меня, не зная моих способностей, не терплю также и пренебрежительного к себе отношения, замечаний и выговоров. Тер­петь не могу, когда меня перебивают, не дают досказать, торопят или возражают мне. Это приводит меня в состояние такого возбуждения, что мне во что бы то ни стало надо отреагировать, разрядиться. В та­кие моменты у меня возникает тревожное настроение и я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. Но такое настроение обычно про­должается у меня недолго, но именно в эти периоды у меня могут воз­никнуть неожиданные ссоры и конфликты. Вообще я не очень хорошо умею ладить с людьми, для этого я слишком требователен и принци­пиален, мне недостает гибкости, дипломатичности и хитрости, я привык действовать открыто, не кривя душой.

7. По характеру ячеловек компанейский. Очень скучаю, когда оста­
юсь один. Люблю всякие развлечения, встречи, вечеринки, танцы, дис­
котеки, знакомства, дружеское застолье. Всегда не прочь повеселить­
ся и развлечься. Работа и постоянные обязанности мне быстро надое­
дают, кажутся скучными и неинтересными. Вообще я быстро загора­
юсь новым делом, но почему-то и столь же быстро остываю, далеко не
всегда заканчивая начатое дело, особенно если меня никто не контро­
лирует и не заставляет доводить дело до конца. Мои домашние упре­
кают меня, что я работаю только «из-под палки», что я ленив, неакку­
ратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают, ведь я знаю
свои возможности. Меня тянет ко всему привлекательному и запрет­
ному, что толкает иногда на рискованные поступки. Сам я не могу удер­
жать себя от развлечений, удовольствий или пирушки в веселой ком­
пании. Бывало, когда немного выпью, становлюсь грубым, дерзким,
отчаянным. Потом раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но, по­
думав, понимаю, что моя вина не очень-то велика, ведь другие спрово­
цировали на это. Хотел бы иметь верного друга, который бы защищал
меня от бед. О своем будущем я думаю мало, особенно в те периоды,
когда мне хорошо и весело.

8. По характеру я человек деятельный и целеустремленный.Всегда
четко знаю, чего хочу и к чему следует стремиться. Если я ставлю пе­
ред собой какую-либо цель, то добиваюсь своего упорно, настойчиво,

________________ Тема 2. Характерологические особенности личности 89

методично. Я очень чувствителен к правде и несправедливости. Если замечаю где-либо недостатки и несправедливость, не могу оставаться равнодушным, использую все свои силы и различные способы для то­го, чтобы добиться справедливости: пишу в газеты и вышестоящие ор­ганизации, хожу на приемы к руководству, выступаю на собраниях и т. п. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав. Одна­ко люди не всегда понимают цель моей борьбы с несправедливостью. У меня много завистников, мешающих мне осуществить свои идеи. Круг моих знакомых составляют люди, которые разделяют мои взгля­ды и убеждения. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несо­гласия со мною. В общем-то, я доволен собой, чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен и деятелен. Наблюдение за другими людьми не позволяет мне считать себя ниже их, наоборот, я вижу и чувствую, что выше многих.

9. По характеру я малообщительный человек.Знакомых мало. Тан­цы и пирушки не люблю. В обществе людей чувствую себя одиноким, в компании не могу найти себе место и правильно себя вести. Мне бы­вает трудно понять близких, их радости и огорчения, а им, в свою оче­редь, бывает трудно понять меня. Не раз приходилось слышать в свой адрес, что от меня «веет скукой и холодом», что со мной трудно. Я дей­ствительно часто бываю замкнут, но иногда неизвестно почему могу раскрыться перед случайным человеком, почему-то понравившимся мне. Но так бывает со мной редко. Подчас некоторые мои поступки кажутся окружающим странными, неожиданными, вызывают у них удивление. У меня на все есть свои взгляды, и то, что не соответствует им, я отбрасываю. Я человек принципов, люблю настоять на своем, не люблю чужих советов. Пусть мой внутренний мир, мои идеи непонят­ны для окружающих, за?о я всегда остаюсь самим собой, не поддаюсь внушению других. Поэтому я чаще всего оказываюсь в одиночестве, но это меня мало трогает, я не люблю подстраиваться под других. Методика работы.Изготавливается 9 карточек (листов) с текстом опи­сания вышеприведенных типов характера, которые предъявляются ис­пытуемому, с тем чтобы он внимательно прочел их и определил, к ка­кому типу характера он больше всего тяготеет, а какой тип ему совер­шенно не подходит. Этим выявляется биполярный континуум харак­терологических черт испытуемого. Затем дается вторая инструкция.

Инструкция. «Вы ознакомились с девятью типами характера лично­сти. Просим вас оценить по 100-балльной системе степень сходства Каждого из 9 типов характера с вашим собственным. Одновременно

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru 90 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

оценка может быть дана и товарищами в соответствии с прилагаемым списком членов вашей группы. Совершайте свои оценки на основе об­щего суммарного впечатления от типа характера, а не от каких-либо отдельных его черт».

Обработка и анализ данных.После оценивания типы характера ран­жируются по величине итогового показателя по каждому испытуемо­му. Интерпретация особенностей личности испытуемого производит­ся в соответствии с теми типами характера, которые заняли два пер­вых места. Работа может выполняться как домашнее задание.

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru

Завершение работы.Сопоставляются результаты собственной оцен­ки с результатами оценки, данной другими испытуемыми.

Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций личности

Вводные замечания.Психологов в основном интересуют акцентуа­ции характера, ибо выявив их можно более обоснованно предсказы­вать поведение человека, судить о его способностях и возможностях в избранной деятельности. Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт за счет ослабления других черт, что де­лает личность уязвимой по отношению к определенным видам вну-

__________________ Тема 2. Характерологические особенности личности 91

шающих, психогенных и психотравмирующих воздействий'. Знание акцентуаций характера спортсмена может помочь психологически гра­мотному тренеру выбрать адекватные методы и средства воспитатель­ных воздействий и сделать психологическую подготовку данного спорт­смена к соревнованиям более продуктивной.

Методика исследования.Для выявления акцентуаций обычно исполь­зуют опросник К. Леонгарда2, который предназначен для определения типа характера испытуемого. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шка­ла характеризует личность с высокой жизненной активностью. Вто­рая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала гово­рит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая шкала вы­являет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративном поведении ис­пытуемого, восьмая — о неуравновешенности, импульсивность пове­дения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведени­ем опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в груп­пе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. В сфере спорта опросник помогает составить достаточно информативную ха­рактеристику психологического портрета личности не только спорт­смена, но и его тренера. Психологическая совместимость спортсмена и его тренера в значительной мере обусловлена сходством и подобием черт их характера, что является залогом успешного их взаимопонима­ния в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Инструкция. «Вам будут предложены утверждения, касающиеся ва­шего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номе­ром поставьте знак "+" ("да"), если не согласны — знак"-" ("нет"). Над ответами на вопросы долго не думайте, в этом тесте правильных и не­правильных ответов нет».

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981. 2

Подмазин С. И. Тесты для диагностики акцентуаций характера у подростков — Киев 1994. -С. 35-51.

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru 92 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера_______________

Текст опросника Леонгарда

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, теат­ре, в беседе и т. п.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успо­каиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сде­лано правильно.

5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники.

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безгранич -ного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компа­нии?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек.

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит.

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя ру­кой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощуще­ние возможной беды, неприятности?

21. У вас часто несколько подавленное настроение.

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

Тема 2. Характерологические особенности личности 93

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме?

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно-веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизы­вает вас?

33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровен­но, прямо и недвусмысленно.

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас не­приятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться.

39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи.

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того рас­строены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-ли­бо обидел?

47. Вы очень любите животных.

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или ра­бочее место в таком состоянии, чтобы там ничего не случилось?

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru 94 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близ­кими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской дея­тельности.

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемьгтфо-житого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали спи­сывать.

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти од­ному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квар­тире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько ча­сов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цени­те, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом.

Тема 2. Характерологические особенности личности 95

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы.

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художествен­ной самодеятельности.

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состоя­ние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно поставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса про­ходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегае­тесь того, что можете внезапно выпрыгнуть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих реше­ния?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более сво­бодно, приняв алкоголь.

87. В беседе вы скудны на слова.

88. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Обработка и анализ данных.При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каж­дой шкалы умножается на определенное число. Это указано в «клю­че» к методике. Акцентуированные личности не являются патологи­ческими, это вариант нормы, характеризующийся выделением в струк­туре характера личности ее наиболее ярких и доминирующих черт.

                       
    Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru
      Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru
 
  Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru
    Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru
      Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru
        Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru
 
 
 
 

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров - student2.ru

96 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Ключ к опроснику Леонгарда

1. Г-1 Гипертимых 3 (умножить значение шкалы на 3) (+): 1,11,23,33,45,55,67,77

2. Г-2 Возбудимыех 2;

(+) : 2, 15, 24,34,37, 56, 68, 78, 81 (-): 12,46,59

3. Г-3 Эмотивныех 3

(+): 3,13,35,47,57,69,79 (-):25

4. Г-4 Педантичныех 2

(+) : 4,14,17,26, 39,48, 58, 61, 70, 80, 83 (-):36

5. Г-5 Тревожныех 3

(+): 16, 27, 38,49, 60,71,82 (-):5

6. Г-6 Циклотимныех 3

(+) : 6,18, 28, 40,50, 62, 72, 84

__________________ Тема 2. Характерологические особенности личности 97

7. Г-7 Демонстративныех 2

(+) : 7,19, 22, 29,41, 44,63, 66, 73, 85, 88 (-):51

8. Г-8 Неуравновешенныех 3 (+): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,86

9. Г-9 Дистимныех 3 (+):9,21,43,75,87 (-) : 31, 53, 65

10. Г-10 Экзальтированныех 6

(+) : 10, 32, 54, 76

Наши рекомендации