Занятие 9. Избранные проблемы психологии общения

1. Общение как социально-психологический феномен. Мышление и речь.

2. Речь в профессиональной деятельности психолога. Личность в речи (по В.Н. Дружинину).

3. Структура, общая характеристика сторон общения (по Г.М. Андреевой).

4. Общение как основа межличностных отношений.

5.Понятие о коммуникативной компетентности личности

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред.В.С. Магуна. – М., 1998.

3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2007.

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям: общие

Во время аудиторных занятий преподаватель указывает студентам на источники и литературу, с которыми необходимо работать при подготовке к семинарскому занятию, включая конкретные статьи в журналах, вышедшие текущем году, месяце, соответствующие проблематике дисциплины и конкретному занятию. Таким образом, в течение семестра студент знакомится и работает не только с литературой по списку УМК, но и с той, которая указывается преподавателем непосредственно на учебных занятиях. Работа с этими источниками считается обязательной и учитывается в системе рейтинговых баллов.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Список литературы

Обязательной:

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2007.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2007.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов, 2009.

Дополнительной:

9. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред.В.С. Магуна. – М., 1998.

10. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2006.

12. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-ух тт. – М.,1999.

13. Демиденко Н.Н. Материалы для текущей и итоговой проверки знаний студентов по психологии: Учеб. пособие для непсихологических специальностей вуза. Тверь: Тверской государственный университет, 2006.

14. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М., 2002.

15. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – М., 2006.

16. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

17. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2005.

18. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1995.

19. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн., Кн. 1. – М., 1996.

20. Психологический словарь Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996.

21. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2006.

22. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2008.

23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1998.

24. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.

Информационное обеспечение дисциплины:

http://www.biblioclub.ru/

http://elibrary.ru/

https://dlib.eastview. com/

Методические рекомендации по самостоятельной работе

- по использованию материалов УМК:

1. Посмотрите в материалах рабочей программы, какие темы выносятся на самостоятельное изучение.

2. Найдите каждую тему в содержании учебной программы. Посмотрите перечень вопросов, подлежащих изучению и осмыслению в каждой теме. Обратите внимание на основные понятия темы, при подготовке определения понятий сверяйте с психологическим словарем.

3. Попробуйте связать изученные ранее темы с той, которая изучается Вами самостоятельно. Определите место этой темы в курсе.

4. Обратитесь к вопросам для самопроверки и размышлений по курсу и найдите те, которые связаны с изучаемой Вами темой. Проверьте себя, отвечая на эти вопросы.

- по работе с учебной и научной литературой:

1. При самостоятельном изучении темы студент должен обратиться к указанному в содержании учебной программы списку литературы.

2. Изучение темы нужно начинать с основной учебной литературы.

3. При работе с учебником необходимо делать записи, ориентируясь на материалы рабочей программы в части содержания каждой темы. Желательно зафиксировать то, что Вы не совсем поняли, в чем не до конца разобрались в виде проблемы, вопроса, чтобы обсудить это в группе или в индивидуальной консультации с преподавателем.

4. Работа с научной литературой позволит более глубоко проникнуть в содержание темы, увидеть возможный ракурс рассмотрения отдельных сторон проблемы в рамках изучаемой темы.

5. Возможно, Вы обратитесь к литературе, которая не указана в рабочей программе, но имеется в рекомендованных учебниках, монографиях, научных статьях. Знакомство с нею полезно. Если Вы уверены, что прочитанное определенно позволяет раскрыть содержание изучаемой самостоятельно темы, поделитесь своими соображениями в группе.

6. При работе с научной литературой необходимо делать записи основных положений теории, фактов, понятий с тем, чтобы сохранить логику автора (-ов) исследования (-ий) с целью более точной подачи материала или постановки проблемы обсуждения. Эти материалы нужно использовать и при подготовке к контрольным работам, зачету или экзамену.

- по подготовке к практическим занятиям, контрольным работам,

зачету, экзамену:

1. Познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение.

2. Сориентируйтесь в имеющемся у Вас материале по теме.

3. Изучайте рекомендованную для подготовки к занятию литературу с учетом вопросов, выносимых на обсуждение.

4. Если практическое занятие связано с представлением материалов психодиагностики, то при ее осуществлении необходимо работать с в соответствии с заданиями, предложенными преподавателем к каждому практическому занятию.

5. Поскольку на практических занятиях при представлении результатов психодиагностики речь всегда идет о конкретных психологических феноменах, то желательно вспомнить, в чем суть этих явлений, обратившись к соответствующим темам других разделов психологической науки. Важно понимать, зачем Вы осуществляете психодиагностику, поэтому получив определенные результаты по методикам, определите значение исследования в плане прикладного значения дисциплины в целом и конкретной темы в частности.

6. При подготовке к контрольной работе повторите основное содержание выносимой (-ых) на проверку тем (-ы). Особое внимание обратите на категории и понятия, сущность рассматриваемых феноменов, смысл законов и закономерностей, раскрывающихся в теме (-ах), а также на персоналии, их теории и концепции.

7. При подготовке к итоговой аттестации необходимо быть уверенным в умении раскрыть содержание большинства понятий, в которых представлена учебная дисциплина. Для проверки уровня подготовленности необходимо поработать с психологическим словарем.

8. Существенную помощь в подготовке к зачету могут оказать сделанные Вами рабочие записи при изучении обязательной и дополнительной литературы по темам курса.

9.При подготовке к итоговой аттестации у студента имеется возможность задать интересующие его вопросы в отношении процедуры, содержания сложных для студента вопросов по курсу в процессе изучения дисциплины или на консультации.

- банк контрольных вопросов и заданий по учебной дисциплине:

Вопросы для самопроверки и размышлений по курсу имеются в методических материалах.

Задания по учебной дисциплине включены в семинарские и практические занятия и представлены в методических материалах по курсу.

- типовые тесты:

Определенную помощь может оказать учебное пособие Демиденко Н.Н. Материалы для текущей и итоговой проверки знаний студентов по психологии: Учеб. пособие для непсихологических специальностей вуза. Тверь: Тверской государственный университет, 2006 (см. Список литературы).

Работа с тестами позволит проверить уровень подготовленности по дисциплине и выявить вопросы, которые требуют дополнительного обращения к учебной литературе, рекомендованной в качестве основной по дисциплине.

Образцы типовых заданий теста:

Тема 2. Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития

1. Признание психологии самостоятельной наукой было связано:

А) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

Б) с развитием метода наблюдения

В) с развитием экономики

Г) с выходом в свет трактата Аристотеля «О душе»

2. Психология как наука о сознании возникла:

А) в XV веке

Б) в XVI веке

В) в XVII веке

Г) в XVIII веке

3. Верно ли, что в настоящее время предмет психологии уточняется

А) верно

Б) неверно

Тема 3. Актуальные методологические проблемы психологии.

1. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

А) философской методологии

Б) общенаучной методологии

В) специально-научной методологии

Г) методик и техник исследования

2. Философской основой гуманистической психологии является:

А) позитивизм

Б) экзистенциализм

В) прагматизм

Г) рационализм

Образцы учебных задач по дисциплине (для текущей и итоговой аттестации)

1. В медицинской практике иногда считают, что если человек рассказывает о своих болезненных ощущениях, то перед врачом раскрываются его субъективные переживания (субъективные данные), а если исследуют соматическое состояние пациента, то раскрывается объективная картина его болезни (объективные данные).

В чем неправильность такого противопоставления?

2. В одном из направлений психологии утверждается, что при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствами, ощущением, воображением и т.д. Поэтому предметом психологической науки, по их мнению, является совокупность реакций живых существ на биологические и социальные раздражители, исходящие из среды и из самого организма.

В чем ошибочность такого определения? Почему такое понимание предмета психологии ведет к идеализму в понимании психики?

3. Проанализируйте пример и данные экспериментов с обезьянами. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуальной формы поведения.

Пищевую приманку укладывали на столе среди горящих свечей. Обезьяна сначала пробовала сразу схватить приманку, но несколько раз обжигалась. После ряда проб и ошибок принялась гасить огонь разными предметами: молотком, гвоздем и др.

Задания для самостоятельной работы

1. Аннотирование или конспектирование литературы

2. Подготовка сообщений

3. Составление реферата

Примерные темы сообщений:

1. Есть ли разум у животных?

2. Развитие форм психического отражения в животном мире.

3. Объективный характер закономерностей формирования личности.

4. Направленность как интегративная характеристика личности.

5. Психологическая характеристика видов деятельности.

6. Психологическая характеристика навыков.

7. Компетентность личности как социально-психологический феномен.

8. Мотивация деятельности.

9. Речь как средство общения.

10. Коммуникация и общение.

11. Восприятие и деятельность.

12. Память и личность.

13. Психология творческого мышления.

14. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.

15. Природа и своеобразие чувств и эмоций.

Примечание

Студент может самостоятельно выбрать тему сообщения в соответствии со своими предпочтениями и тематикой выпускной квалификационной работой. Согласование темы в таком случае осуществляется индивидуально с преподавателем.

Вопросы для самопроверки знаний по дисциплине и подготовке к итоговой аттестации

1. Предмет психологии. Основные тенденции развития психологической науки.

2. Место психологии в системе современного научного знания.

3. Структура психологической науки.

4. Фундаментальное научное психологическое знание.

5. Прикладная и практическая психология.

6. Анализ становления и изменений представлений о предмете психологии в основные исторические этапы развития психологического знания.

7. Кризис психологического знания.

8. Научная дискуссия о предмете психологической науки.

9. Основные направления психологической науки.

10. Развитие психики животных: развитие сенсорных процессов, развитие перцептивных процессов, интеллектуальных действий.

11. Высшая нервная деятельность и психика (П.К. Анохин).

12. Историческое развитие сознания. Теория культурно-исторического формирования и развития высших психических функций Л.С.Выготского.

13. Общественно-исторический опыт и возникновение языка.

14. Речь и мышление.

15. Качественная характеристика уровней сознания (по В.А. Ганзену).

16. Структура сознания (по А.В.Петровскому, А.Н. Леонтьеву, З.Фрейду).

17. Сознание и самосознание.

18. Сознание и бессознательное.

19. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, универсум как ипостаси проявления человека.

20. Подходы к описанию и исследованию личности в зарубежной и отечественной психологической науке.

21. Теория черт (Р. Кеттелл).

22. Теория типов (У. Кречмер).

23. Теория инстанций (З. Фрейд).

24. Взгляды А.В. Петровского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. на сущность личности.

25. Личность и культура.

26. Личность в группе.

27. Правовое сознание личности, экологическое сознание современного человека.

28. Значение категории деятельности в психологии.

29. Обшепсихологическая теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.).

30. Психика как внутренняя деятельность. Понятие об экстериоризации и интериоризации (П.Я. Гальперин).

31. Общая характеристика деятельности. Основные виды деятельности и их характеристика.

32. Структура деятельности, характеристика компонентов. Действия и операции как образующие деятельности.

33. Общая характеристика познавательных процессов.

34. Психические состояния человека.

35. Психологические свойства личности.

36. Понятие об интеллекте. Концепции, модели интеллекта.

37. Общение как социально-психологический феномен.

38. Общение и речь.

39. Место речи в системе психических функций.

40. Эволюция идей о природе языка и речи

41. Мышление и речь.

42. Речь в профессиональной деятельности психолога Личность в речи (по В.Н. Дружинину).

43. Общение. Структура, общая характеристика сторон (по Г.М. Андреевой). Виды общения.

44. Общение как основа межличностных отношений.

45. Понятие о коммуникативной компетентности личности.

Для проверки сформированности компетентности в практической части итоговой аттестации предлагается решение учебных задач разного типа (примеры приведены выше).

Требования к рейтинг-контролю

Порядок организации работы студента основывается на «Положении о рейтинговой системе обучения и оценки качества учебной работы студентов ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» от «26» мая 2010 года.

Некоторые положения документа:

В каждом семестре устанавливается два промежуточных этапа оценки знаний студентов (рубежных контроля) по каждой дисциплине.

В университете устанавливаются единые сроки проведения рубежного контроля:

1-й семестр:

I модуль – 9-10 учебная неделя по графику учебного процесса;

II модуль – две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;

2-й семестр:

I модуль – 32-33 учебная неделя по графику учебного процесса;

II модуль – две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;

Для дисциплин, заканчивающихся экзаменом, 60 рейтинговых баллов составляет максимальная оценка учебной работы студента в течение семестра, 40 рейтинговых баллов – максимальная оценка на курсовом экзамене.

Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся экзаменом, по итогам семестра составляет 60.

Студенту, набравшему 50-54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в экзаменационной ведомости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно».

Студенту, набравшему 55-60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе экзаменационной ведомости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо». В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается.

Студент, набравший от 20 до 49 баллов включительно, сдает экзамен.

Студенту, набравшему меньше 20 баллов, в экзаменационной ведомости выставляется оценка «неудовлетворительно». Пересдача экзамена осуществляется в установленном порядке.

Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене.

В университете действует следующая шкала пересчета рейтинговых баллов:

от 50 до 69 – «удовлетворительно»

от 70 до 84 – «хорошо»

от 85 до 100 – «отлично».

  1 контрольная точка   2 контрольная точка
Темы № 1,2,3,4 № 5,6,7,8,9
Текущая работа студента 15 баллов 15 баллов
Итоговый контроль за модуль 15баллов 15 баллов
Всего 30 баллов 30 баллов

Текущая работа студента:

Участие в обсуждении вопросов семинарских занятий, групповых дискуссиях, тренинге, работа с раздаточным материалом – 10 баллов.

Представление отчетов о самостоятельном изучении тем в указанных формах – 5 баллов.

Итоговый контроль по модулю:

Письменная контрольная работа – 15 баллов.

Образцы письменных контрольных работ, тем для самостоятельного изучения, реферативных работ и вопросы для самопроверки по дисциплине приведены выше.

Наши рекомендации