Психология труда, инженерная психология

Квалификация (степень)

Магистр

Форма обучения

Очная

Обсуждено на заседании кафедры «24»января 2012 г. Протокол № 5   Зав. Кафедрой ______(Т.А. Жалагина)   Составитель: к.п.н., доцент Н.Н. Демиденко     ______________________

Тверь 2012

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Избранные проблемы общей психологии» входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин ООП.

Содержательно дисциплина призвана помочь углубленно изучить отдельные составляющие предмета общей психологии, большей частью те, которые входят в предметное поле магистерских исследований обучающихся. В ходе изучения дисциплины обучающиеся систематизируют, уточняют, дополняют понятийный строй психологической науки.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Избранные проблемы общей психологии»:

· Иметь представление о психологии как науке, системе ее связей со смежными и другими отраслями научного знания, структуре психологии, ее задачах, методах.

· Знать основные понятия, которыми оперирует психология, теории, сущность общения, деятельности, психики, ее проявлениях и связи с высшей нервной деятельностью, головным мозгом, актуальные проблемы исследований в области общей психологии.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Цельюдисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

· Способность и готовность к совершенствованию и разработке категориального аппарата науки (ПК – 3);

· Способность и готовность к сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК – 12);

· Установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

понимать: значение углубленных знаний в области общей психологии для успешной профессиональной научно-исследовательской деятельности;

знать:

· О возможностях совершенствовать и разрабатывать категориальный аппарат психологии на основе научно-исследовательских данных;

· Основные характеристики современного этапа развития психологической науки с учетом истории становления и развития психологии;

уметь:

· Анализировать и сопоставлять психологические теории в современной ситуации развития науки;

· Совершенствовать и разрабатывать категориальный аппарат науки;

· Использовать профессиональные знания для установления профессиональных контактов с различными организациями, службами;

владеть:

· Навыками работы с научной литературой по актуальным проблемам общей психологии, в частности, по теме магистерской диссертации

· Углубленными знаниями отдельных проблем общей психологии, особенно относящихся к предметной области диссертационного исследования.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:традиционная академическая лекция, активизация мыслительной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач, заполнение таблиц, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, составление рефератов, подготовка сообщений.

Содержание учебной дисциплины определяется ФГОС ВПО и тематикой исследований, проводимых обучающимися в рамках магистерских диссертаций. Поэтому программа курса может корректироваться в зависимости от потребностей и научных интересов обучающихся.

Учебная программа

Тема 1

Введение в проблематику учебной дисциплины. Обзор актуальных проблем общей психологии

Предмет психологии. Область изучаемых явлений. Актуальность психологических знаний для современного человека. Место психологии в системе современного научного знания. Основные тенденции развития психологической науки.

Структура психологической науки. Фундаментальное научное психологическое знание. Прикладная и практическая психология.

Обзор актуальных проблем общей психологии.

Тема 2

Ретроспективный анализ динамики развития представлений о предмете психологии. Предметное поле психологической науки на современном этапе ее развития

Анализ становления и изменений представлений о предмете психологии в основные исторические этапы развития психологического знания. Психология как наука о душе. Первые анимистические представления о психике Аристотеля. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) точки зрения в отношении психики. Психология как наука о сознании. Представления Р. Декарта, Д. Локка (XVII в.). Формирование методологических предпосылок научного понимания психики и сознания. Развитие психологии в XVIII веке (Т. Гоббс, Д.Гартли, П. Гольбах, К. Гельвеций). Психология как наука о поведении. Экспериментальные исследования психики (И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайк, Э. Толмен и др.).

Кризис психологического знания. Психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики. Научная дискуссия о предмете психологической науки. Обзор имеющихся точек зрения.

Тема 3

Актуальные методологические проблемы психологии

Формирование науки как социального института. Парадигмы.

Понятие о методологии науки. Общая, специальная и частная методология в психологии. Методики и техники психологии.

Сущность материалистического понимания природы психического как общее методологическое основание психологической науки. Научные представления о первичности материи и вторичности сознания, о движущих силах развития объективной реальности и психики, о единстве внешней, материальной и внутренней, психической деятельности, о социальной обусловленности развития психики, о психике как функции головного мозга.

Методологические принципы психологической науки: принцип взаимодействия, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода, принцип целостности, активности, реконструкции, субъектности.

Тема 4

Основные направления психологической науки: сравнительный анализ

Основные направления психологической науки, парадигмы, теории, концепции. Определение понятий, описание сущности феноменов. Принципы сопоставления и анализа теорий и концепций.

Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология. Другие направления психологической науки и их характеристика.

Тема 5

Возникновение и развитие психики и сознания

Понятие о филогенезе и онтогенезе. Развитие психики животных: развитие сенсорных процессов, развитие перцептивных процессов, интеллектуальных действий. Развитие психики в процессе эволюции (Детье-Стеллар).

Высшая нервная деятельность и психика (П.К. Анохин).. Психика и организм. Понятие о конституциональных различиях. Понятие о половом диморфизме и дипсихизме.

Историческое развитие сознания. Теория культурно-исторического формирования и развития высших психических функций Л.С.Выготского.

Общественно-исторический опыт и возникновение языка. Речь и мышление.

Качественная характеристика уровней сознания (по В.А. Ганзену).

Структура сознания (по А.В.Петровскому, А.Н. Леонтьеву, З.Фрейду).

Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Основные классы проявления бессознательного (по А.Г. Асмолову). Надыиндивидуальные надсознательные явления, неосознаваемые побудители деятельности, неосознаваемые установки и стереотипы автоматизированного поведения, неосознаваемое субсенсорное восприятие.

Тема 6

Избранные вопросы психологии личности

Человек как многомерная реальность. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, универсум как ипостаси проявления человека. Подходы к описанию и исследованию личности в зарубежной и отечественной психологической науке. Обзор теорий личности в психологической науке. Теории черт (Р. Кеттелл), теории типов (У. Кречмер), теории инстанций (З. Фрейд) и др. Взгляды А.В. Петровского, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. на сущность личности.

Личность и культура. Личность в группе. Понятие ролевых отношений. Социальная роль личности.

Правовое сознание личности, экологическое сознание современного человека.

Тема 7

Наши рекомендации