Лидерство в спорте и личность
Лидерство в спорте нуждается в изучении по целому ряду причин: необходимо выявить потенциальных лидеров, способных взять на себя ответственность за действия команды, направить активность группы по нужному руслу, управлять состояниями отдельных членов команды, если соревновательный стресс окажется для них чрезмерным, а также необходимо для выявления адекватности самооценок тренера или спортсменов по части лидерства.
Типы лидеров определяются двумя основными факторами: задачей, позволяющей спортсмену или тренеру стать лидером и их реальным межличностным влиянием на команду. Тем не менее, ситуаций, требующих лидерства, и оттенков межличностного влияния так много, что типология лидерства весьма обширна.
Как правило, лидерство больше зависит от ситуации и различных случайных факторов, требующих лидерства, чем от особенностей личности самого лидера. Лидеры в успешных командах чаще всего ориентированы на решение групповой задачи, чем на теплые межличностные отношения. В командах, где для достижения успеха достаточно сотрудничества, требуется значительно большая эмоциональная помощь со стороны тренера. При этом спортсмены индивидуальных видов спорта более критичны по отношению к коммуникативным действиям тренера. Командное взаимодействие (например в футболе, баскетболе, хоккее и т.п.) менее требовательно к роли тренера как лидера, зато тренеры этих видов спорта должны быть более компетентными в вопросах выявления лидеров в команде, в взаимного восприятия у игроков и членов экипажей. Очень важно, чтобы ориентация тренера (на задачу или на межличностные отношения) была поддержана лидером из числа спортсменов.
Контрольные вопросы и задания:
1. Опишите свой характер. Выделите те качества и свойства, которые способствуют достижению успеха в вашем виде спорта, и те, которые мешают этому.
2. Какими свойствами темперамента характеризуются наиболее выдающиеся индивиды в вашем виде спорта?
3. Опишите типовую структуру мотивации представителей вашего вида спорта.
4. Как формируется личность спортсмена в процессе совместной деятельности?
5. Как проявляется лидерство в спорте?
Рекомендуемая литература
1.Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.
2.Вяткин Б. А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - С. 1-5.
4.Гошек В. Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижений // Вопросы спортивной психогигиены. - М.: ВНИИФК, 1977. – С.21 – 29.
7.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986
8.Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. - Тбилиси: Мецниереба, 1975.
9.Young M., Cohen D. Self-concept and injuries among female high school basketball players // Journal of sport medicine and physical fitness. - v. 21.- 1994.
ГЛАВА 15.
ЛИЧНОСТЬ И АВТОРИТЕТ ТРЕНЕРА
Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.
В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.
Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.
В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость, решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).
Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.
Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.
При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в трудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становлении личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно важных вопросов.
Естественно, этот перечень качеств не окончателен.
Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы тренеров.
Достаточно большое внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д.Вуден и многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I) овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степень понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала; 3) доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.
Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: 1) дозволенность — контроль; 3) пассивность — энергичность; 3) агрессивность—поддержка; 4) расплывчатость— ясность; 5) поощрение—безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения; 6) сдержанность — яркость (образность); 7) поощрение к обмену мнениями — чтение лекций; 8) доброжелательность, теплота—холодность, сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.
Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела.
Структуру знаний тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологическиеи специальные знания.
Общественно политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности (Л.И.Божович, А.А.Бодалев, К.К.Платонов).
Знание предметов медико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.
Тренер — психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются нравственные качества и особенности, присущие советскому образу жизни, советскому характеру.
Тренер - организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по месту жительства.
Нередко неопытные или опытные, но не знающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяют вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательные мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.