Лидерство в спорте и личность

Ли­дерс­тво в спор­те нуж­да­ет­ся в изу­че­нии по це­ло­му ря­ду при­чин: не­об­хо­ди­мо вы­явить по­тен­ци­аль­ных ли­де­ров, спо­соб­ных взять на се­бя от­ветс­твен­ность за дейс­твия ко­ман­ды, на­пра­вить ак­ти­вность груп­пы по нуж­но­му рус­лу, управ­лять со­сто­яни­ями от­де­ль­ных чле­нов ко­ман­ды, ес­ли со­ре­вно­ва­те­ль­ный стресс ока­жет­ся для них чрез­мер­ным, а так­же не­об­хо­ди­мо для вы­яв­ле­ния адек­ват­но­сти са­мо­оце­нок тре­не­ра или спортс­ме­нов по час­ти ли­дерства.

Ти­пы ли­де­ров о­пре­де­ля­ют­ся дву­мя основ­ны­ми фак­то­ра­ми: за­да­чей, по­зво­ля­ющей спортс­ме­ну или тре­не­ру стать ли­де­ром и их ре­аль­ным меж­лич­но­ст­ным вли­яни­ем на ко­ман­ду. Тем не ме­нее, си­ту­аций, тре­бу­ющих ли­дерс­тва, и от­тен­ков меж­лич­но­ст­но­го вли­яния так мно­го, что ти­по­ло­гия ли­дерс­тва ве­сь­ма об­шир­на.

Как пра­ви­ло, ли­дерс­тво бо­ль­ше за­ви­сит от си­ту­ации и раз­лич­ных слу­чай­ных фак­то­ров, тре­бу­ющих ли­дерс­тва, чем от осо­бен­но­стей лич­но­сти са­мо­го ли­де­ра. Ли­де­ры в успешных командах ча­ще все­го ори­ен­ти­ро­ва­ны на ре­ше­ние груп­по­вой за­да­чи, чем на теп­лые меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния. В ко­ман­дах, где для до­сти­же­ния успе­ха до­ста­точ­но со­труд­ни­че­ства, тре­бу­ет­ся зна­чи­те­ль­но бо­ль­шая эмо­ци­она­ль­ная по­мощь со сто­ро­ны тре­не­ра. При этом спортс­ме­ны ин­ди­ви­ду­аль­ных ви­дов спор­та бо­лее кри­тич­ны по от­но­ше­нию к ком­му­ни­ка­тив­ным дейс­твиям тре­не­ра. Ко­манд­ное вза­имо­дейс­твие (на­при­мер в фут­бо­ле, бас­кет­бо­ле, хок­кее и т.п.) ме­нее тре­бо­ва­те­ль­но к ро­ли тре­не­ра как ли­де­ра, за­то тре­не­ры этих ви­дов спор­та долж­ны быть бо­лее ком­пе­тент­ны­ми в во­про­сах вы­яв­ле­ния ли­де­ров в ко­ман­де, в взаимного восприятия у иг­ро­ков и чле­нов эки­па­жей. Очень важ­но, что­бы ори­ен­та­ция тре­не­ра (на за­да­чу или на меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния) бы­ла под­де­ржа­на ли­де­ром из чис­ла спортс­менов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Опишите свой характер. Выделите те качества и свойства, которые способствуют достижению успеха в вашем виде спорта, и те, которые мешают этому.

2. Какими свойствами темперамента характеризуются наиболее выдающиеся индивиды в вашем виде спорта?

3. Опишите типовую структуру мотивации представителей вашего вида спорта.

4. Как формируется личность спортсмена в процессе совместной деятельности?

5. Как проявляется лидерство в спорте?

Рекомендуемая литература

1.Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.

2.Вяткин Б. А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 2. - С. 1-5.

4.Гошек В. Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижений // Вопросы спортивной психогигиены. - М.: ВНИИФК, 1977. – С.21 – 29.

7.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986

8.Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. - Тбилиси: Мецниереба, 1975.

9.Young M., Cohen D. Self-concept and injuries among female high school basketball players // Journal of sport medicine and physical fitness. - v. 21.- 1994.

ГЛАВА 15.

ЛИЧНОСТЬ И АВТОРИТЕТ ТРЕНЕРА

Структура личности тренера

Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.

В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организа­торские способности, отношение к работе, требователь­ность, строгость, принципиальность, объективность.

В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.. В число эмоцио­нально-волевых качеств, например, входят: уравнове­шенность (выдержка, самообладание), терпеливость, ре­шительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).

Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.

Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответ­ствует ли тренер требованиям воспитательной деятель­ности, надо выявить у него определенные свойства (чер­ты) личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тре­нера.

При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в трудную минуту; 4) не жалеет сво­бодного времени; 5) помогает в становлении личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно важных вопросов.

Естественно, этот перечень качеств не окончателен.
Однако и полученные данные могут быть положены в ос­нову практической работы тренеров.

Достаточно большое внимание исследованиям ка­честв тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д.Вуден и многие другие считают, что работа тренера адек­ватна работе учителя на всех уровнях, включая как учеб­ную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I) овладение фактическим материалом зависит от яснос­ти и выразительности изложения, от умения преподава­теля преподносить материал обучаемым; 2) степень по­нимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала; 3) добро­желательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обу­чаемых и допускать известную свободу их действий.

Эти же исследователи выделили целый ряд личност­ных характеристик, которые тренер должен вни­мательно проанализировать в свете собственных возмож­ностей и особенностей поведения: 1) дозволенность — контроль; 3) пассивность — энергичность; 3) агрессив­ность—поддержка; 4) расплывчатость— ясность; 5) поощрение—безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения; 6) сдержанность — яркость (образ­ность); 7) поощрение к обмену мнениями — чтение лек­ций; 8) доброжелательность, теплота—холодность, сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.

Ролевые позиции тренера

Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.

Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко гово­рил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела.

Структуру знаний тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологическиеи специальные знания.

Общественно политические знания составляют теоре­тическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущ­ность профессиональной подготовки тренера. Чтобы уп­равлять поведением юного спортсмена, тренеру необхо­димо обладать искусством проникновения во внутрен­ний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности (Л.И.Божович, А.А.Бодалев, К.К.Плато­нов).

Знание предметов медико-биологического цикла: ана­томия, биомеханики, физиология, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специ­фическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и сис­темы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.

Тренер — психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе вос­питания юных спортсменов выявляют комплекс их пси­хических качеств и особенностей, от которых зависят ус­воение нравственных принципов и норм поведения, при­нятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке пра­вильного психологического отношения к внешним фак­торам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Они разрабатыва­ют нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются нравственные качест­ва и особенности, присущие советскому образу жизни, советскому характеру.

Тренер - организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправлен­ного и реального проектирования собственно педагоги­ческих и функциональных задач. Решение собст­венно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. Функцио­нальные задачи связаны с созданием инструментария пе­дагогического воздействия, целостной системы спортив­но-массовой работы по месту жительства.

Нередко неопытные или опытные, но не знающие пе­дагогической теории тренеры первый тип задач подменя­ют вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекатель­ные мероприятия приводят к положительным изменени­ям в личности воспитанников и сплочению детского кол­лектива, формированию у подростков спортивных умений.

Наши рекомендации